Екатеринбург |
|
31 августа 2020 г. |
Дело N А47-11136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Татариновой И. А., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2019 по делу N А47-11136/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняла участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - Белова Я.Я. (доверенность от 09.01.2020 N 2).
Общество с ограниченной ответственностью "Первая межевая компания" (далее - общество "ПМК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному регистратору прав Ряховских Оксане Викторовне (далее - государственный регистратор прав Ряховских О.В.), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения государственного регистратора прав Ряховских О.В. N 56/19-27526 от 08.05.2019 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174, распределении судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Петрова Ольга Владимировна, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 12.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 решение суда изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: Производство по делу в части требований к государственному регистратору Ряховских О.В. прекратить. Заявленные обществом "ПМК" требования к Управлению Росреестра удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Росреестра об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N 56/19-27526 от 08.05.2019. Обязать Управление Росреестра в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить проведение кадастрового учета в отношении земельного участка с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, документы на который были предоставлены с заявлением от 02.02.2019 N 56-0-1-105/3001/2019-1773.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Как считает заявитель, общество "ПМК" не является заинтересованным лицом, имеющим право на обжалование отказа, права и законные интересы общества "ПМК" оспариваемым решением об отказе не нарушены. Управление Росреестра утверждает, что государственный регистратор законно отказал в государственном кадастровом учете, так как в период приостановления противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости не были исключены доработкой межевого плана. По его мнению, выводы судов о том, что вхождение земельного участка в два кадастровых квартала не препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка, являются немотивированными; судами не учтено, что отказ в кадастровом учете мотивирован не отсутствием в межевом плане сведений о двух кадастровых кварталах, а отсутствием в реквизите "номер кадастрового района" и "номер кадастрового квартала" сведений о соответствующем кадастровом делении.
Как следует из материалов дела, 09.07.2015 за Петровой О.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2015 зарегистрировано право собственности на земельный участок, с кадастровым номером 56:21:3006007:174, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2015.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.12.1992, ранее присвоенный государственный учетный номер 56:21:3003008:209; адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для коллективного садоводства; площадь: 500 кв. м; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестр недвижимости от 08.12.2018 N 99/2018/227830588.
Между Петровой О.В. (заказчик) и обществом "Первая межевая компания" (исполнитель) 03.12.2018 заключен договор N 202/5697, предметом которого является подготовка исполнителем межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174.
Во исполнение условий договора работником общества кадастровым инженером Филипповских О.С. подготовлен межевой план.
В реквизите "CadastralBlock" межевого плана земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174 в качестве номера кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, указан кадастровый квартал 56:21:3006007.
Межевой план подготовлен с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174; площадь земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (500 кв. м), увеличивается (664 кв. м) на величину не более предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством. Местоположение границ указанного земельного участка определено на основании документа, подтверждающего право на земельный участок - свидетельство о государственной регистрации права 56-56/001-56/001/195/2015-366/2 от 09.07.2015 года, а также на основании плана земель, предоставляемых в собственность (приложение к свидетельству N С-10-4-162) и проведенных кадастровых работ по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с его фактическими границами, существующими на местности. Земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:21:3006007.
Петрова О.В. 02.02.2019 обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174; общая площадь: 664 кв. м; адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, в связи с изменением площади земельного участка и описания местоположения его границ.
Регистрирующим органом в адрес Петровой О.В. 07.02.2019 направлено уведомление N 56/19-6273 о приостановлении осуществления действий по кадастровому учету в отношении объекта: земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174 до 07.05.2019, поскольку при нанесении координат из представленного межевого плана объект недвижимости располагается в кадастровых кварталах 56:21:3006007 и 56:44:0259001, что противоречит сведениям реквизита "CadastralBlock" межевого плана - 56:21:3006007. Заявителю предложено обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему межевой план, для доработки реквизита "CadastralBlock" межевого плана.
Управлением 08.05.2019 принято решение N 56/19-27526 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и необоснованными, общество "ПМК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что местоположение земельного участка определено кадастровым инженером, исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, а несоответствие границ земельного участка границам местоположения кадастрового квартала (кадастрового района) не препятствует уточнению границ земельного участка и его кадастровому учету в силу приоритетности кадастрового учета земельных участков границам иных единиц кадастрового деления. Суд также указал на отсутствие технической возможности указания двух номеров кадастровых кварталов, в границах которых находится земельный участок, исходя из утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/367 от 10.05.2015 формы межевого плана, формируемого путем формирования XML-документа.
Суд апелляционной инстанции, изменил решение суда, придя к выводу о том, что производство по делу в части требований к государственному регистратору Ряховских О.В. подлежит прекращению, заявленные требования заявленные подлежат удовлетворению в отношении Управления Росреестра.
Изучив материалы дела, заслушав представителя участвующего в деле лица, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд отказа в осуществлении кадастрового учета прямо закреплена в части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Как установлено судами, заинтересованность общества "ПМК" в оспаривании решения Управления Росреестра об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174 по заявлению Петровой О.В. состоит в том, что по поручению последнего общество "ПМК" осуществило кадастровые работы, подготовив межевой план, представленный для рассмотрения в орган кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, а также пунктом 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования N 921).
Так, согласно части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 70 Требований N 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (пункт 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Суды установили, что межевой план, подготовленный кадастровым инженером Ряховских О.В., подготовлен с целью внесения в ЕГРН сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка, указаны реквизиты документов, подтверждающих существование границ на местности, приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
При этом, принимая во внимание отсутствие установленных границ спорного земельного участка, суды указали, что пересечение границы спорного земельного участка с границей кадастрового квартала не является противоречием, предусмотренным пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, и не препятствует проведению государственного кадастрового учета земельного участка. Границы кадастрового квартала могут быть изменены в связи с уточнением границ земельного участка. Наложение границ земельного участка на границы двух кадастровых кварталов по результатам межевания не свидетельствует о недостоверности сведений в реестре, а является основанием для изменения границ квартала. В связи с этим соответствующие доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются.
Суды также установили, что отсутствует техническая возможность указания двух номеров кадастровых кварталов, в границах которых находится земельный участок с учетом формы межевого плана.
Соответственно, вывод судов о том, что у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, является правильным.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества "ПМК" о признании незаконным отказа Управления Росреестра в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174.
В отношении требований, предъявленных к государственному регистратору Ряховских О.В., суд апелляционной инстанции производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что положениями пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено предъявление требований к должностному лицу, поскольку государственный регистратор прав Ряховских О.В. не имеет самостоятельного процессуального статуса, является должностным лицом Управления Росреестра.
Доводы заявителя жалобы о том, что общество "ПМК" не является заинтересованным лицом, имеющим право на обжалование отказа, права и законные интересы общества "ПМК" оспариваемым решением об отказе не нарушены, судом кассационной инстанции отклоняется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что по поручению Петровой О.В. общество "ПМК" осуществило кадастровые работы, подготовив межевой план, представленный для рассмотрения в орган кадастрового учета, решение Управления Росреестра может повлечь для общества убытки, собственник земельного участка не возражал против его оспаривания, пришли к выводу о том, что общество "ПМК" является заинтересованным лицом в оспаривании решения Управления Росреестра.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А47-11136/2019 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что межевой план, подготовленный кадастровым инженером Ряховских О.В., подготовлен с целью внесения в ЕГРН сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка, указаны реквизиты документов, подтверждающих существование границ на местности, приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
При этом, принимая во внимание отсутствие установленных границ спорного земельного участка, суды указали, что пересечение границы спорного земельного участка с границей кадастрового квартала не является противоречием, предусмотренным пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, и не препятствует проведению государственного кадастрового учета земельного участка. Границы кадастрового квартала могут быть изменены в связи с уточнением границ земельного участка. Наложение границ земельного участка на границы двух кадастровых кварталов по результатам межевания не свидетельствует о недостоверности сведений в реестре, а является основанием для изменения границ квартала. В связи с этим соответствующие доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2020 г. N Ф09-2803/20 по делу N А47-11136/2019