г. Челябинск |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А47-11136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2019 по делу N А47-11136/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Первая межевая компания" - Кузьмин М.С. (решение единственного общества с ограниченной ответственностью "Первая межевая компания" N 01/2017 от 05.10.2017),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - Жидкова А.Ю. (доверенность N 58 от 11.02.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Первая межевая компания" (далее - ООО "ПМК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному регистратору прав Ряховских Оксане Викторовне (далее - государственный регистратор прав Ряховских О.В.), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения государственного регистратора прав Ряховских О.В. N 56/19-27526 от 08.05.2019 года об отказе в государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174, распределении судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Петрова Ольга Владимировна, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 10.12.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось Управление Росреестра (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением государственного регистратора нарушаются права и законные интересы ООО "ПМК".
Полагает, что обжалуемый отказ в кадастровом учете земельного участка является законным в силу неустранения причин приостановления кадастрового учета в силу установленного противоречия между сведениями об объекте недвижимости и содержащимися в едином государственном реестре (далее - ЕГРН) сведениях о кадастровых районах и кадастровых кварталах, в силу чего внесения сведений о земельном участке не отвечает критерию достоверности публичного реестра. Выводы суда первой инстанции о том, что вхождения земельного участка в два кадастровых квартала не препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка, нормативно не мотивирован и не указано на конкретную норму права, которой не соответствуют оспариваемые действия государственного регистратора. Судом также не учтено, что отказ в кадастровом учете мотивирован не отсутствием в межевом плане сведений о двух кадастровых кварталах, а отсутствием в реквизите "номер кадастрового района" и "номер кадастрового квартала" сведений о соответствующем кадастровом делении.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 26.02.2020 был объявлен перерыв до 04.03.2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Ряховских О.В. и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.07.2015 за Петровой О.В., на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2015, зарегистрировано право собственности на земельный участок, с кадастровым номером 56:21:3006007:174, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.07.2015.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.12.1992 года, ранее присвоенный государственный учетный номер 56:21:3003008:209; адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для коллективного садоводства; площадь: 500 кв.м.; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестр недвижимости от 08.12.2018 N 99/2018/227830588.
03.12.2018 между Петровой О.В. (заказчик) и обществом "Первая межевая компания" (исполнитель) заключен договор N 202/5697, предметом которого, согласно п. 1.1 договора, является подготовка исполнителем межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174.
Во исполнение условий договора работником общества кадастровым инженером Филипповских О.С. подготовлен межевой план.
В реквизите "CadastralBlock" межевого плана земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174 в качестве номера кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, указан кадастровый квартал 56:21:3006007.
Межевой план подготовлен с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174; площадь земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (500 кв.м.), увеличивается (664 кв.м.) на величину не более предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством. Местоположение границ указанного земельного участка определено на основании документа, подтверждающего право на земельный участок - свидетельство о государственной регистрации права 56-56/001-56/001/195/2015-366/2 от 09.07.2015 года, а также на основании плана земель, предоставляемых в собственность (приложение к свидетельству N С-10-4-162) и проведенных кадастровых работ по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с его фактическими границами, существующими на местности. Земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:21:3006007.
02.02.2019 Петрова О.В. обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174; общая площадь: 664 кв.м.; адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, в связи с изменение площади земельного участка и описания местоположения его границ.
07.02.2019 регистрирующим органом в адрес Петровой О.В. направлено уведомление N 56/19-6273 о приостановлении осуществления действий по кадастровому учету в отношении объекта: земельного участка с кадастровым номером 56:21:3006007:174 до 07.05.2019, поскольку при нанесении координат из представленного межевого плана объект недвижимости располагается в кадастровых кварталах 56:21:3006007 и 56:44:0259001, что противоречит сведениям реквизита "CadastralBlock" межевого плана - 56:21:3006007. Заявителю предложено обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему межевой план, для доработки реквизита "CadastralBlock" межевого плана.
08.05.2019 Управлением принято решение N 56/19-27526 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и необоснованными, общество "Первая межевая компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что местоположение земельного участка определено кадастровым инженером, исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, а несоответствие границ земельного участка границам местоположения кадастрового квартала (кадастрового района) не препятствует уточнению границ земельного участка и его кадастровому учету в силу приоритетности кадастрового учета земельных участков границам иных единиц кадастрового деления. Суд также указал на отсутствие технической возможности указания двух номеров кадастровых кварталов, в границах которых находится земельный участок, исходя из утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/367 от 10.05.2015 формы межевого плана, формируемого путем формирования XML-документа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пиходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая наличие права заявителя на оспаривание отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, апелляционный суд исходит из положений пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которым решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) отказ в государственном кадастровом учете может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, а также пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" (ранее наименование - "О государственном кадастре недвижимости"), вступившего в силу с 01.12.2016, предусмотрено, что решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном данной статьей.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, проведение кадастровых работ и постановку участка на кадастровый учет обеспечивает лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы расположения участка.
На основании схемы расположения земельного участка кадастровый инженер составляет межевой план, который подлежит рассмотрению в органе кадастрового учета.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, а также пунктом 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования N 921).
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 70 Требований N 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из представленного в материалы дела межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Ряховских О.В. (т. 1 л.д. 16-21), следует, что межевой план подготовлен с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка, указаны реквизиты документов, подтверждающих существование границ на местности, приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (пункт 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Принимая во внимание отсутствие установленных границ спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пересечение границы спорного земельного участка с границей кадастрового района не является противоречием, предусмотренным пунктом 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ и не препятствует проведению государственного кадастрового учета земельного участка.
По аналогичным основаниям подлежат отклонению доводы апеллянта об отсутствии в реквизите "номер кадастрового района" и "номер кадастрового квартала" сведений о соответствующем кадастровом делении, границы кадастрового деления могут быть уточнены в связи с уточнением границ земельных участков.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, не содержат фактов, влекущих отмену судебного акта, и подлежат отклонению апелляционным судом.
В указанной части решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в отношении удовлетворения требований, заявленных к государственному регистратору прав Ряховских О.В., являются неправомерными.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Учитывая, что в рамках данной категории споров не предусмотрено предъявление требований к должностному лицу, поскольку государственный регистратор прав Ряховских Оксане Викторовне не имеет самостоятельного процессуального статуса, является должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, требования, производство по делу в части требований к государственному регистратору подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Решение суда в указанной части подлежит изменению в связи с неверным применением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2019 по делу N А47-11136/2019 изменить, изложив его резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Производство по делу в части требований к государственному регистратору Ряховских Оксане Викторовне прекратить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "первая межевая компания" требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N 56/19-27526 от 08.05.2019.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить проведение кадастрового учета в отношении земельного участка с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, СНТ "Карачи", с/т "Транспортник", 6-ая Линия, участок N 1/162, документы на который были предоставлены с заявлением от 02.02.2019 N 56-0-1-105/3001/2019-1773.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Первая межевая компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11136/2019
Истец: ООО "Первая межевая компания"
Ответчик: Государственный регистратор прав Ряховских Оксана Викторовна, Управление Росреестра по Оренбургской области
Третье лицо: Кадастровый инженер Филипповских Ольга Сергеевна, Петрова Ольга Владимировна, СРО Союз "Кадастровые инженеры", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Оренбургский филиал, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" Оренбургский филиал