Екатеринбург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А60-70908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Громова Л. В., Абозновой О. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делу N А60-70908/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - Чернова Л.А. (доверенность от 30.12.2019 N 04-10/75);
от общества с ограниченной ответственностью "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" - Юрьев А.В. (доверенность от 28.12.2017).
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962, далее - истец, предприятие "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" (ИНН 6658465750, ОГРН 1156658000564, далее - ответчик, общество ГРК "Евразия") о взыскании долга в сумме 1 470 198 руб. 13 коп. по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 17.10.2017 N 802/п за услуги по приему сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу, оказанные в период с 01.10.2018 по 30.04.2019 в размере 1 470 198 руб. 13 коп., и неустойки за период с 12.01.2019 по 26.02.2020, с продолжением начисления по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 03.03.2020 исковые требования удовлетворены частично. С общества ГРК "Евразия" в пользу МУП "Водоканал" взысканы денежные средства в сумме 1 501 757 руб. 13 коп., в том числе: 1 290 477 руб. 67 коп. - основной долг, 211 279 руб. 46 коп. - пеня, начисленная за период с 12.01.2019 по 26.02.2020. На сумму долга начислена пени 1 290 477 руб. 67 коп. пеня в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты долга, за каждый день просрочки, начиная с 27.02.2020 по день фактической уплаты долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество ГРК "Евразия" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части.
По мнению ответчика, суд первой инстанции, при разрешении спора, не учел довод заявителя о необходимости при определении платы за предельно допустимую концентрацию (далее - ПДК) применять ставки платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344), впоследствии замененных ставками, установленными в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913), в результате чего в пользу истца взысканы суммы, существенно превышающие действительные затраты последнего на проведение дополнительных мероприятий по очистке сброшенных ответчиком в центральную систему водоотведения (далее - ЦСВ) сточных вод с превышением ПДК.
По расчету ответчика при применении ставок платы, указанных в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913, размер платы за ПДК ответчика за спорный период водоотведения составляет 21 руб. 61 коп.
Заявитель полагает необоснованным применение тарифа на водоотведение в размере 18 руб. 36 коп., включающего расходы истца по транспортировке вод. Ссылаясь на Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2018 N 285-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" (далее - Постановление РЭК Свердловской области N 285-ПК), ответчик указывает на необходимость применения тарифа водоотведения в размере 6 руб. 03 коп.
Предприятие "Водоканал" в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества ГРК "Евразия" - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между предприятием "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом ГРК "Евразия" (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 17.10.2017 N 802/п (далее - договор), в соответствии с условиями которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется обеспечивать абонента питьевой водой и принимать в коммунальную канализацию сточные воды, а абонент - оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, установленные договором.
В соответствии с пунктом 8 договора абонент производит оплату до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Во исполнение условий договора в период с 01.10.2018 по 30.04.2019 истец оказал ответчику услуги по поставке холодной воды и приему в коммунальную канализацию сточных вод.
Объем оказанных услуг определен в соответствии с приложением N 4 к договору. Акты об оказанных услугах, счета и счета-фактуры переданы ответчику посредством электронного документооборота, что следует из протоколов передачи электронных документов, и подписаны последним в электронном виде.
Согласно пункту 1 договора абонент обязан соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Пунктом 12 (подпункт "р") договора установлена обязанность предприятия осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 13 (подпункт "д") договора установлено право предприятия "Водоканал" взимать с абонента плату за отведение сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В пункте 11 договора определено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ответчик в период с 01.10.2018 по 30.04.2019 сбрасывал в ЦСВ сточные воды с превышением нормативов водоотведения по составу.
Факт и размер превышения ответчиком нормативов показателей сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах подтвержден протоколами лабораторных испытаний от 11.09.2018 N 2329, от 06.12.2018 N 3216, от 28.02.2019 N 362, представленными в материалы дела.
Предприятием "Водоканал" ответчику предъявлена к оплате стоимость услуг по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с октября 2018 года по апрель 2019 года в сумме 1 290 477 руб. 67 коп.
Наличие у ответчика задолженности и оставление без удовлетворения досудебной претензии послужили истцу основанием для обращения в суд с данным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствия оплаты, правомерности требования о взыскании неустойки, правильности расчёта её размера, отсутствия оснований для снижения размера неустойки.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период оказания услуг регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В пункте 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ и пункте 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25 Правил N 644).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 частично признаны утратившими силу Правила N 167, кроме пунктов 9,61,62,64,65,67,69,70,71, касающихся соблюдения абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод и контроля за этим со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ). Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что указанные пункты Правил N 167 и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В связи с тем, что для ответчика лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади не установлены, для ответчика сохраняют силу положения Правил N 167 и Постановления N 1310.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 167 абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс запрещенных веществ.
Пунктом 61 указанных Правил N 167 определено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Постановления N 1310, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства N 1310 и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области Постановлением от 02.07.2015 N 571 - ПП утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Свердловской области, который действовал и в спорный период (далее - Порядок N 571-ПП).
Пунктом 2 Порядка N 571-ПП установлен механизм взимания платы с абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесенных к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", а также в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - абоненты).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 571-ПП: норматив водоотведения по составу сточных вод - допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также перечень загрязняющих веществ, разрешенный абоненту к сбросу в ЦСВ, с учетом обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, а также соблюдения нормативов допустимого сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации ВКХ природоохранными органами, разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду и выполнения условий, установленных организации ВКХ в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод); тариф на водоотведение - устанавливаемый организации ВКХ уполномоченным государственным органом регулирования тариф за объемы сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ населенного пункта в пределах установленных этим абонентам нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод. Во исполнение Порядка N 571-ПП, в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ (нормативы водоотведения по составу сточных вод) при сбросе абонентами сточных вод в водные объекты через централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург".
Перечень нормативов установлен в таблице 1 пункта 2 Постановления от 30.09.2015 N 2708.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 571-ПП взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения населенных пунктов осуществляется за сброс сверх установленного норматива водоотведения по объему и (или) составу сточных вод.
С учетом изложенного, суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что расчет платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, произведен истцом в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2015 N 571-ПП (пункт 19 Постановления N 571-ПП), с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2017 N 645-ПП, и в отсутствие доказательств оплаты долга правомерно удовлетворили заявленные исковые требования в полном объеме.
Отклоняя доводы ответчика относительно подлежащего применению тарифа в размере 6 руб. 03 коп./куб.м, суды обоснованно указали, что постановлением РЭК Свердловской области N 285-ПК для предприятия "Водоканал" установлен тариф на водоотведение с использованием ЦВС в размере 18 руб. 36 коп. (без НДС) на период с 01.07.18 по 30.06.19, который и применялся истцом при расчетах с ответчиком.
Тариф 6 руб. 03 коп./куб.м, (без НДС) установлен РЭК Свердловской области для отдельного регулируемого вида деятельности истца - приема сточных вод на аэрационную станцию от организаций, не имеющих подключения к ЦСВ, и проведения их очистки.
Поскольку объект ответчика подключен к ЦСВ, ему оказывается полный комплекс услуг водоотведения, в расчетах платы за водоотведение (в пределах и сверх нормативов) применяется тариф, установленный для этой услуги, в соответствии с договором.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам общества ГРК "Евразия", вновь приведенным в кассационной жалобе. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы, заявителем кассационной жалобы не приведено.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии с нормами статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делу N А60-70908/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 1 Постановления N 1310, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
...
Пунктом 2 Порядка N 571-ПП установлен механизм взимания платы с абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесенных к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", а также в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - абоненты)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2020 г. N Ф09-5669/20 по делу N А60-70908/2019