Екатеринбург |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А47-17910/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Токмаковой А.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2020 по делу N А47-17910/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Корчагина А.В. к Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области о признании недействительным решений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Индивидуальный предприниматель Корчагин Станислав Викторович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Корчагин С.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании недействительным решения N 17 от 06.11.2019 о прекращении действия свидетельства серии 000056 N 000221 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута, выданных ИП Корчагину С.В., решения N 42 от 14.11.2019 об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 641 "Тюльпан-Бузулук".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель Мещеряков Александр Николаевич.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2020 требования заявителя удовлетворены, оспоренные решения признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что обжалуемые решения приняты на основании акта от 05.11.2019 N 17, в котором были отражены обстоятельства, подтверждающие факт невыполнения Корчагиным С.В. ни одного рейса более чем трех дней подряд. Положенные в основу судебных актов выводы судов об отсутствии доказательств нарушения предпринимателем условий перевозки противоречат материалам дела.
Предприниматель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, предпринимателю министерством выдано свидетельство серии 000056 N 000221 от 07.03.2018 (сроком по 06.03.2023) об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок "Тюльпан-Бузулук" номер N 641.
Решением N 17 от 06.11.2019 действие данного свидетельства прекращено в связи с невыполнением перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Решением N 42 в указанный маршрут внесены изменения, в том числе, в наименование промежуточных остановочных пунктов, наименование улиц, автомобильных дорог между остановочными пунктами п. Тюльпан, виды ТС и классы ТС, максимальное количество ТС и время отправления автобусов из остановочных пунктов маршрута.
Считая указанные решения незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из незаконности оспоренных решений.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Законом N 220-ФЗ урегулированы отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу статьи 35 этого Закона к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1). Указанные полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля 9 часть 2).
В силу пунктов 1, 4, 6.1, 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
В этой связи министерство наделено правом осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, в части соблюдения требований к организации регулярных перевозок.
Таким образом, оспоренные решения приняты в пределах предоставленных министерству полномочий.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок и основания прекращения и приостановления действия указанных свидетельств установлены статьей 29 Закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства в том числе в случаях: принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1).
По обстоятельствам, предусмотренным этим пунктом, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2).
В настоящем случае оспоренное решение о прекращении выданного заявителю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок принято министерством по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Необходимым условием для прекращения действия свидетельства на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ является установленный и подтвержденный факт не осуществление перевозчиком по соответствующему маршруту ни одного рейса, предусмотренного расписанием в течение более чем трех дней подряд.
В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения N 17 от 06.11.2019 и в обоснование довода о неосуществлении предпринимателем перевозок по спорному маршруту, Министерство ссылается на зафиксированные в акте проверки N 17 от 05.11.2019 (т. 1, л.д. 81-82) сведения, представленные ООО "Автовокзал-Сервис", о том, что заявитель не осуществлял перевозки с автовокзала г. Бузулук, заездов в с. Курманаевка с 22.10.2019 по 31.10.2019 (т. 1, л.д. 84), информацию, представленную Администрацией Фурмановского сельсовета Первомайского района от 01.11.2019 заявитель с 14.08.2019 по 23.08.2019 с остановочного пункта п. Тюльпан не выполнил ни одного отправления автобусов.
Между тем, ООО "Автовокзал-Сервис" не наделено полномочиями на осуществление контроля за соблюдением другим перевозчиком законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок. Указанное лицо является хозяйствующим субъектом на рынке услуг по перевозке пассажиров, а, следовательно, может быть заинтересовано в прекращении выданного предпринимателю свидетельства на право осуществления перевозок пассажиров по указанному маршруту.
Доказательств проведения проверочных (контрольных) мероприятий на предмет выполнения предпринимателем перевозок пассажиров на спорном маршруте, с фиксацией фактов невыполнения рейсов по спорному маршруту, материалов проверок, проводимых министерством с извещением предпринимателя, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что письма ООО "Автовокзал-Сервис" и Администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района без соответствующей проверки деятельности предпринимателя, сами по себе не могут однозначно и достоверно свидетельствовать о неосуществлении предпринимателем перевозок по спорному маршруту.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции установил, что коллективная жалоба жителей Первомайского района (т. 1, л.д. 136-137) не датирована, определить, могла ли она быть учтена министерством при вынесении оспариваемого решения и относятся ли изложенные в ней обстоятельства к спорному периоду, не представляется возможным.
Согласно статье 7 Федерального закона Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (часть 1).
Судами установлено, что обращение (жалоба) от имени жителей Первомайского района не содержит сведений о почтовых адресах заявителей или об адресах электронной почты, по которым должны быть даны ответы. В жалобе не указана дата ее подачи, отсутствует отметка о регистрации в министерстве.
С учетом изложенного, в материалах дела не имеются и заинтересованным лицом не представлены доказательства однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что ИП Корчагин С.В. в течение более трех дней подряд не выполнил ни одного рейса по маршруту "Тюльпан-Бузулук". В оспариваемом решении не содержится ссылки на документ, которым данный факт установлен и зафиксирован. Следовательно, решение N 17 от 06.11.2019 о прекращении действия выданного ИП Корчагину С.В. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок "Тюльпан-Бузулук" вынесено министерством без достоверного установления факта невыполнения предпринимателем ни одного рейса по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд, и, соответственно, в отсутствие установленных пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ оснований для прекращения свидетельства.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 N 721-п (далее - Постановление N 721-п) утвержден порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области.
Согласно пункту 5 Постановления N 721-п, маршруты изменяются по предложению инициаторов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа по соответствующему маршруту, а также по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления.
В силу пункта 6 данного Постановления, для установления или изменения маршрута инициатор или орган местного самоуправления представляют в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении маршрута (далее - заявление) по форме, установленной уполномоченным органом, непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление регистрируется уполномоченным органом в день поступления.
Согласно пункту 10 Постановления N 721-п, заявление рассматривается уполномоченным органом с участием владельцев расположенных по данному маршруту остановочных пунктов, владельцев автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут.
Уполномоченный орган уведомляет лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, о поступлении заявления и о необходимости представить заключение о наличии или об отсутствии оснований для отказа в установлении или изменении данного маршрута, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 12 настоящего Порядка.
В случае если лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в течение двадцати дней со дня получения ими уведомления не представили в уполномоченный орган заключение о наличии оснований для отказа в установлении или изменении маршрута, заявление такими лицами считается согласованным.
Судами установлено, что доказательств соблюдения установленного Постановлением N 721-п порядка изменения спорного маршрута материалы дела не содержат, оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции нет.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2020 по делу N А47-17910/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 4, 6.1, 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
...
Согласно статье 7 Федерального закона Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (часть 1)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф09-2266/20 по делу N А47-17910/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8336/2021
17.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2266/20
03.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8695/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-17910/19
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2266/20
15.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2266/20
25.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2108/20