Екатеринбург |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А60-13066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Энергия" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2020 по делу N А60-13066/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инвестиционно-строительной компании "Энергия" - Иванова А.Л. (доверенность от 10.08.2020 без номера; диплом; паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Чепурин А.В. (доверенность от 27.07.2020 N 195; удостоверение)
государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" - РотганьС.В. (доверенность от 14.01.2021 N 8; диплом; паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Энергия" (ИНН: 6686068890, ОГРН: 1156658055432) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН: 6658065103, ОГРН: 1036602648928) решения N РНП-066/06/104-724/2020 от 26.02.2020 о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловский областной "Свердловский областной онкологический диспансер" (ИНН 6658463168, ОГРН 1146658016614).
Решением суда от 01.09.2020 отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Энергия" просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неполное исследование судами представленных доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Заявитель жалобы оспаривает ссылку судов на отсутствие доказательств действий по исполнению контракта, считает, что суды без какой-либо мотивировки не приняли представленные им доказательства, вследствие чего сделали необоснованные выводы о поведении инвестиционно-строительная компания "Энергия". Заявитель жалобы приводит доводы об установленных фактах совершения действий по исполнению контрактов. Обществом к кассационной жалобе приложены распечатанные на бумаге материалы, которые содержатся на представленном в суд первой инстанции флэш-накопителе, но, по мнению общества, не исследованные судами.
В отзыве на кассационную жалобу Управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области указывает, что судами исследованы все материалы, которые существовали и были представлены участвующими в деле лицами, как при рассмотрении дела Управлением, так и в суд.
В отзыве на кассационную жалобу государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловский областной "Свердловский областной онкологический диспансер" отклоняет доводы заявителя жалобы о действиях его как заказчика, затрудняющих либо делающих невозможным исполнение обязательств по контракту.
Как установлено судами, 31.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362200071719000268 на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта лечебного здания ГБУЗ СО "СООД" в редакции от 18.06.2019 N ИИ1. По итогам аукциона победителем признан заявитель (протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 05.07.2019 N ППИ1). Между учреждением и заявителем заключен контракт N 0362200071719000268/1191 от 18.07.2019 на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта лечебного здания ГБУЗ СО "СООД".
Согласно пунктам 1.2, 1.4 контракта услуги по контракту выполняются исполнителем в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Срок оказания услуг (выполнения работ) по разработке проектно-сметной документации: в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта. Проведение экспертизы проектных работ осуществляется в течение 45 дней с момента согласования проекта заказчиком.
Согласно пункту 3.3.1 контракта исполнитель обязан "оказать услуги в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, а также иные услуги, которые необходимы для достижения конечного результата или которые предусмотрены для данного вида услуг действующими нормативно-техническими актами, но прямо не упомянуты в контракте. Основные проектные решения согласовать с Заказчиком. Сбор исходных данных для проектирования объекта, в том числе технические условия, осуществляется исполнителем самостоятельно".
В силу пункта 9.1 контракт вступает в силу с момента заключения сторонами и действует до 31 декабря 2019 г., а в части взаиморасчетов действует до полного исполнения сторонами обязательств.
03.02.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В Свердловское УФАС России от учреждения поступило заявление о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ИСК "Энергия".
По итогам его рассмотрения управлением вынесено решение N РНП-066/06/104-724/2020 от 26.02.2020, которыми заявление удовлетворено, сведения об ООО ИСК "Энергия" внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии у общества уважительных причин для неисполнения принятых на себя по контракту обязательств, поскольку в силу пункта 3.3.1 контракта исполнитель обязан самостоятельно осуществлять сбор исходных данных для проектирования объекта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что установлена недобросовестность общества при исполнении контракта; доказательств, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные надлежащее на исполнение условий контракта, в материалы дела не представлено. Исполнителю заранее были известны условия контракта. Взяв на себя обязательства по исполнению условий контракта, ООО ИСК "Энергия" осознавало риск наступления неблагоприятных для него последствий.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104, пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, возложена обязанность проверить поступившую к нему информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Этот же принцип отражён в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных и (или) договорных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Принимая решение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган исходил из того, что в соответствии с пунктом 1.4 контракта общество обязалось разработать проектно-сметную документацию в течение 15 календарных дней со дня заключения договора (то есть до 02.08.2019), однако до истечения срока действия договора (31.12.2019) данные работы так и не выполнило.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено антимонопольным органом и не оспорено обществом, 30.09.2019 заказчик направил исполнителю претензию с требованием в срок до 02.10.2019 предоставить информацию о ходе исполнения контракта и причинах задержки. В ответе на претензию (письмо от 03.10.2019) исполнитель указал лишь на то, что заказчик по запросу исполнителя от 23.07.2019 так и не предоставил исходные данные, которые необходимы для изготовления проектной документации.
Данные доводы исполнителя правомерно отклонены антимонопольным органом и судом, поскольку согласно пункту 3.3.1 контракта "сбор исходных данных для проектирования объекта, в том числе технические условия, осуществляется исполнителем самостоятельно".
Кроме того, согласно пункту 10.1 Технического задания (приложение N 1 к контракту) до начала проведения проектных работ исполнитель обязан провести обследование объекта и результаты обследования оформить в виде отчета с приложением графических материалов и описанием текущего состояния элементов помещения, а также оформить заключение о их состоянии с рекомендациями по устранению выявленных дефектов. По результатам обследования исполнитель обязан определить необходимый состав работ. В нарушение указанного условия договора обследование не было проведено, отчет заказчику не предоставлялся.
Как поясняет заказчик, впоследствии, несмотря на условие контракта (п. 3.3.1), исполнителю были переданы все имеющиеся у заказчика исходные данные, в том числе технические паспорта на здания. В ходе встреч представители ООО ИСК "Энергия" объясняли просрочку исполнения обязательств по заключенным с ГАУЗ СО "СООД" контрактам (19 контрактов) большим объемом работ и заверяли, что услуги будут оказаны, каждый раз сообщая о переносе планируемой конечной даты оказания услуг (до 01.11.2019, до 25.12.2019).
Действительно, разработка проектно-сметной документации требует согласованных действий исполнителя и заказчика.
В силу статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:
оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Однако, исходя из условий рассматриваемого контракта, именно исполнитель обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы обеспечить изготовление и согласование проектной документации в срок, установленный контрактом.
Суды пришли к выводу, что вина в неисполнении контракта лежит на исполнителе; доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнить принятые на себя обязательства, исполнитель не представил. Допущенные подрядчиком нарушения условий контракта являются существенными, и у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судебные акты содержат полную оценку доказательств, на основании которых было принято оспоренное решение Управления, также основанное на полной оценке обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2020 по делу N А60-13066/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Энергия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
...
В силу статьи 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2021 г. N Ф09-9061/20 по делу N А60-13066/2020