Екатеринбург |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А71-4057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2020 по делу N А71-4057/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным акта плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - фонд) от 06.02.2020 N 23/04-07 в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп.
Фонд обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с учреждения 647 833 руб. 42 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2020 в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным акта плановой комплексной проверки организации бесплатной медицинской помощи в объеме Территориальной программы, целевого и регионального использования средств обязательного медицинского страхования, вынесенного фондом от 06.02.2020 N 23/04-07 в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп., вынесенного в отношении учреждения, отказано; встречное заявление фонда удовлетворено, с учреждения в пользу фонда взыскана сумма средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом в размере 647 833 руб. 42 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым первоначальные исковые требования удовлетворить, производство по встречному требованию прекратить в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Учреждение обращает внимание на то, что с 01.01.2018 является правопреемником казенного учреждения, в том числе по обязательствам казенного учреждения. Заявитель кассационной жалобы указывает, что нецелевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования не допущено; доход от услуг, оказанных в рамках программы ОМС за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, признан филиалом N 6 учреждения в соответствующем периоде 2017 года, что подтверждается бюджетной отчетностью; документы на оплату услуг направлены в соответствующие страховые медицинские организации; по состоянию на 31.12.2017, с учетом поступивших в течение месяца денежных средств, образовалась общая сумма 378 934 руб. 40 коп. за медицинскую помощь, оказанную в декабре 2017 г. в рамках программы ОМС; остаток дебиторской задолженности в сумме 374 068 руб. 90 коп. погашен страховыми компаниями в 1 квартале 2018 года путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не принято во внимание то обстоятельство, что указанная сумма отражена в составе бухгалтерской отчетности учреждения формой 0503169 "Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности" за 2017 год. При поступлении в 2018 году сумма задолженности в размере 374 068 руб. 90 коп. была сразу перечислена в доход федерального бюджета на счет администратора доходов. Указанные денежные средства являлись восстановлением расходов лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета 2017 года. Учреждение полагает, что в соответствии с положениями действующего законодательства расчеты по доходам, которые должны зачисляться в бюджет, сформированные на дату изменения типа учреждения, не подлежат передаче на баланс бюджетного учреждения. Заявитель не согласен с выводом судов о неверном толковании им положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ").
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что комиссией фонда на основании приказа от 21.01.2020 N 12 в отношении филиала N 6 учреждения проведена плановая комплексная проверка организации бесплатной медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.02.2018 по 10.02.2020.
В ходе проверки фонд установил нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 649 675 руб. 93 коп.
По результатам проверки составлен акт от 06.02.2020 N 23/04-07, в итоговой части которого содержится требование о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 649 675 руб. 93 коп., а также об уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 64 967 руб. 59 коп.
В результате проверки сделан вывод о том, что в нарушение положений Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" денежные средства в сумме 374 068 руб. 90 коп., полученные учреждением были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Согласно данным, отраженным по строке 17 "Прочие расходы" формы N 14-Ф (ОМС) за 2018 год, кассовые расходы учреждения составили 374 068 руб. 90 коп.
Кассовый расход совершен платежным поручением от 28.03.2018 N 4479. Назначением платежа является перечисление денежных средств за медицинские услуги, оказанные в системе обязательного медицинского страхования за 2017 год в доход государства. Основанием для совершения такой кассовой операции, в соответствии с представленной пояснительной запиской послужило изменение с 01.01.2018 типа медицинской организации с казенного на бюджетное учреждение. В то же время, данные средства получены после 01.01.2018, учтены в составе доходов бюджетного учреждения за 2018 год, отражены в отчетности за 2018 год и должны быть использованы на расходы, предусмотренные пунктом 7 статьи 35 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ", в состав которых, по определению, не входят расходы по перечислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации доходы, полученные от платных услуг.
С учетом представленных учреждением возражений на акт проверки, а также доказательств уплаты суммы штрафа, фонд письмом от 19.02.2020 N 972/04-07 уточнил требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, согласно которому просил восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 647 833 руб. 42 коп., использованные нецелевым образом, и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 64 783 руб. 34 коп.
Не согласившись с указанным актом проверки в части выводов о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в размере 374 068 руб. 90 коп., учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Обращаясь со встречными требованиями, фонд сослался на то, что в добровольном порядке средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, учреждение не возвращены.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначальных требований, исходя из того, что в нарушение положений Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" денежные средства в сумме 374 068 руб. 90 коп., полученные заявителем, были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Основываясь на выводе о том, что факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 647 833 руб. 42 коп., установленный фондом по результатам проверки организации бесплатной медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.02.2018 по 10.02.2020, подтверждён, суд удовлетворил встречные требования фонда.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
При рассмотрении заявленных требований суды руководствовались статьями 6, 10, 13, 38, 147, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" и Положениями о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденными Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение).
В силу части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно статье 34 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2).
Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункты 2, 12 части 7 данного Закона).
Пунктами 2, 4 Положения предусмотрено, что территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ").
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (пункт 27 Положения).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Судами принято во внимание, что одним из оснований для составления оспариваемого акта от 06.02.2020 в отношении учреждения послужил вывод фонда о том, что в нарушение положений Закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" денежные средства в размере 374 068 руб. 90 коп., полученные учреждением, были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. На момент составления акта указанные средства в фонд не возвращены.
На этом основании учреждению выставлено требование о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, а также об уплате штрафа.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела относительно использования не по целевому назначению средств, полученных учреждением после 01.01.2018 и учтенных в составе доходов бюджетного учреждения за 2018 год, правильно применив вышеуказанные нормы права, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый акт плановой комплексной проверки от 06.02.2020 N 23/04-07 в части требований восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп., является законным.
Кроме этого факта, суды признали доказанными фондом и установили на основании оценки представленных доказательств следующие обстоятельства нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования: в 2018-2019 годах в размере 38 912 руб. 86 коп. в связи с неправомерными выплатами надбавок врачам; в 2019 году в размере 100 000 руб. в связи с отсутствием доказательств обоснованности произведенных расходов за оказание медицинских услуг пациентам по договору с ЗАО Медицинская компания "ИДК" от 24.12.2018 N 159-18-0; в 2019 году в размере 134 851 руб. 66 коп. в связи с необоснованными расходами на организацию лечебного питания гражданского персонала госпиталя, получившего лечение в стационаре учреждения за счёт средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили встречное заявление фонда о взыскании с учреждения суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом в общей сумме 647 833 руб. 42 коп.
Кассационная жалоба учреждения не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2020 по делу N А71-4057/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 2, 4 Положения предусмотрено, что территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
...
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (пункт 27 Положения).
...
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2021 г. N Ф09-1034/21 по делу N А71-4057/2020