г. Пермь |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А71-4057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - Тишин А.М., паспорт, доверенность от 24.07.2020, диплом.
от заинтересованного лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 августа 2020 года
по делу N А71-4057/2020
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "426
военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1146316010994, ИНН 6316205140)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893)
о признании незаконным акта плановой комплексной проверки от 06.02.2020 N 23/04-07 в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп.,
по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "426 военный
госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом, в размере 647 833 руб. 42 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, (далее - ФГБУ "426 ВГ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным акта плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - ТФОМС УР, Фонд, заинтересованное лицо) от 06.02.2020 N 23/04-07 в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп.
Фонд заявленные требования не признал, обратился в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации 647 833 руб. 42 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.07.2020 к рассмотрению совместно с первоначальным заявлением на основании статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) принято встречное заявление Фонда о взыскании с учреждения 647 833 руб. 42 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 августа 2020 года в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным акта плановой комплексной проверки организации бесплатной медицинской помощи в объеме Территориальной программы, целевого и регионального использования средств обязательного медицинского страхования, вынесенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики г. Ижевск от 06.02.2020 N 23/04-07 в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп. (п. 1), вынесенного в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации г. Самара, отказано. Встречное заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики г.Ижевск удовлетворено. С Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации г. Самара в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики г. Ижевск взыскана сумма средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом в размере 647 833 руб. 42 коп.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "426 ВГ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ФГБУ "426 ВГ" настаивает на том, что нецелевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования не допущено. Филиал N 6 до 01.01.2018 являлся подразделением Федерального государственного казенного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Доход от услуг, оказанных в рамках программы ОМС за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, признан филиалом N 6 учреждения в соответствующем периоде 2017 г. Документы на оплату услуг направлены в соответствующие страховые медицинские организации. По состоянию на 31.12.2017, с учетом поступивших в течение месяца денежных средств, образовалась общая сумма 378 934,40 руб. за медицинскую помощь, оказанную в декабре 2017 г. в рамках программы ОМС. Остаток дебиторской задолженности в сумме 374 068,90 руб. погашен в 1 квартале 2018 года и обоснованно перечислен в бюджет, как доход учреждения. Ответчиком не принято во внимание то обстоятельство, что указанная сумма отражена в составе бухгалтерской отчетности учреждения формой 0503169 "Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности" за 2017 год. При поступлении в 2018 году сумма задолженности в размере 374 068,90 руб. была сразу перечислена в доход федерального бюджета на счет администратора доходов. Указанные денежные средства являлись восстановлением расходов лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета 2017 года. Также ответчиком не было учтено, что филиал N 6 учреждения является обособленным подразделением юридического лица и не имеет лицевого и банковского счетов. Все средства, в том числе и заработанные филиалами в системе обязательного медицинского страхования, аккумулируются на лицевых счетах учреждения. Указанная сумма была отражена в отчетности как дебиторская задолженность учреждения за 2017 год и погашена в марте 2018 года ФГБУ "426 ВГ" (бюджетное учреждение), которое с 01.01.2018 является правопреемником ФГКУ "426 ВГ" (казенное учреждение).
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела приложенных к жалобе дополнительных документов.
ТФОМС УР с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТФОМС УР, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Рассмотрев ходатайство заявителя, в порядке статьи 159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции определил приобщить к материалам дела дополнительные документы, на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 21.01.2020 N 12 комиссией Фонда в период с 27.01.2020 по 07.02.2020 в отношении в отношении филиала N 6 ФГБУ "426 ВГ" Минобороны России проведена плановая комплексная проверка организации бесплатной медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.02.2018 по 10.02.2020.
В ходе проведения проверки было установлено нецелевое использование филиалом N 6 учреждения средств обязательного медицинского страхования в размере 649 675 руб. 93 коп.
По результатам проверки составлен акт плановая комплексная проверка от 06.02.2020 N 23/04-07 (л.д. 9-36), который содержит требование о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 649 675 руб. 93 коп., а также об уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 64 967 руб. 59 коп.
Согласно подразделу "статья 290 "прочие расходы" пункта 4.2 акта (стр.27-28) содержатся выводы о том, что в нарушение положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 326-ФЗ) денежные средства в сумме 374 068 руб. 90 коп., полученные учреждением были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Согласно данным отраженным по строке 17 "Прочие расходы" ф.N 14-Ф (ОМС) за 2018 г., кассовые расходы учреждения составили 374 068 руб. 90 коп. Кассовый расход совершен платежным поручением от 28.03.2018 N 4479. Назначением платежа является перечисление денежных средств за медицинские услуги, оказанные в системе обязательного медицинского страхования за 2017 год в доход государства. Основанием для совершения такой кассовой операции, в соответствии с представленной пояснительной запиской послужило изменение с 01.01.2018 типа медицинской организации с казенного на бюджетное учреждение. В то же время, данные средства получены после 01.01.2018, учтены в составе доходов бюджетного учреждения за 2018 год, отражены в отчетности за 2018 год и должны быть использованы на расходы, предусмотренные пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в состав которых, по определению, не входят расходы по перечислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации доходы, полученные от платных услуг.
С учетом представленных учреждением возражений на акт проверки, а также доказательств уплаты суммы штрафа, фонд письмом от 19.02.2020 N 972/04-07 (т.3 л.д.16-21) уточнил требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, согласно которому просил восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 647 833 руб. 42 коп., использованные нецелевым образом, и уплатить штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 64 783 руб. 34 коп.
Несогласие учреждения с актом проверки в части выводов о восстановления средств обязательного медицинского страхования в размере 374 068,90 руб. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В свою очередь, ввиду того, что в добровольном порядке средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, обществом по требованию фонда не оплачены, фондом предъявлено встречное заявление о взыскании указанных средств и штрафа в порядке части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу прямого указания части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям статьи 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Бюджетный кодекс РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статьей 10, 13 Бюджетного кодекса РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2).
Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункты 2, 12 части 7).
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Аналогичные положения, определяющие права заинтересованного лица, содержатся в Положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.05.2011 N 165.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования).
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации), имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации (пункт 4 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования).
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования).
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Таким образом, с учетом статуса фонда он может выступать заявителем по данной категории дел, и заявленные требования подлежат рассмотрению судом по существу.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования и осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N326-ФЗ).
Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования (статья 4 Закона 326-ФЗ).
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2). Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, одним из оснований для составления оспариваемого акта от 06.02.2020 в отношении учреждения послужил вывод Фонда о том, что в нарушение положения Закона N 326-ФЗ денежные средства в размере 374 068 руб. 90 коп., полученные Федеральным государственным бюджетным учреждением "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Денежные средства в размере 374 068 руб. 90 коп. были перечислены заявителем платежным поручением от 28.03.2018 N 4479 с назначением платежа - перечисление денежных средств за медицинские услуги, оказанные в системе обязательного медицинского страхования за 2017 год в доход государства (л.д.26).
Как отмечено заявителем, основанием для перечисления денежных средств за 2017 год в доход государства в размере 374 068 руб. 90 коп. является то, что Филиал N 6 до 01.01.2018 являлся подразделением казенного учреждения. В связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 41, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что филиал N 6 до 01.01.2018 являлся подразделением Федерального государственного казенного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (т.2 л.д.8).
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минобороны РФ от 12.10.2017 N 613 "О создании федеральных государственных бюджетных учреждений Минобороны РФ путем изменения типа существующих федеральных государственных казенных учреждений Минобороны РФ и о совершенствовании структуры военно-медицинских организаций Минобороны РФ", приказом начальника Федерального государственного казенного учреждения "426 ВГ" Минобороны РФ от 29.12.2017 N 266 "О проведении мероприятий по изменению типа учреждения на федеральное государственное бюджетное учреждение "426 ВГ" Минобороны РФ с 1 января 2018 года был изменен тип заявителя - с казенного учреждения на бюджетное учреждение (т.2 л.д.6-7, 9-10).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29.12.2017 внесена запись за N 2186313034576 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы о новом наименовании заявителя, как Федеральное государственное бюджетное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (т.2 л.д.44).
С момента государственной регистрации заявителя как бюджетного учреждения, на него распространяется бюджетное законодательство, регулирующее деятельность бюджетного учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 20.12.2017 N 3604, учреждение является правопреемником федерального государственного казенного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (т.2 л.д.14).
Пунктом 10 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 32 Устава, согласно которому учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Согласно пункту 14 Устава заявителя оказание медицинских услуг населению в системе обязательного медицинского страхования относится к приносящей доход деятельности учреждения.
Пунктами 42, 43, 44 Устава заявителя, предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником имущества или приобретенного за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества.
Министерство обороны не несет ответственности по обязательствам учреждения, а учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя.
Вопреки позиции заявителя жалобы, материалами дела подтверждается, что денежные средства в размере 374 068 руб. 90 коп., перечисленные в доход государства платежным поручением от 28.03.2018 N 4479 с назначением платежа - "перечисление денежных средств за медицинские услуги" в системе ОМС за 2017 год, получены заявителем после 01.01.2018 (в период с января по март 2018 года), учтены в составе доходов бюджетного учреждения за 2018 год, отражены в отчетности за 2018 год (форма N 14-ф (ОМС) и должны быть использованы в соответствии требованием законодательства о бюджетных учреждениях, в том числе с учетом требований пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которым в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входят расходы по перечислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации доходов, полученных за медицинские услуги, оказанные в системе обязательного медицинского страхования.
Следовательно, в нарушение положения Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" денежные средства в сумме 374 068 руб. 90 коп., полученные заявителем, были использованы на цели, не предусмотренные структурой тарифа, и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый акт от 06.02.2020 N 23/04-0707 в части требований восстановления средств, использованных не по целевому назначению в размере 374 068 руб. 90 коп., является законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Позиция заявителя жалобы, являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена как основанная на неверном толковании норм права - Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Представленные дополнительные документы не опровергают выводы суда первой инстанции, подтверждают лишь учет соответствующих сумм в балансах, сметах, отчетах учреждения за 2017год. Однако, не опровергают вывод суда о ненадлежащем распоряжении учреждением средствами обязательного медицинского страхования, полученными в 2018 году от страховых организаций.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 374 068,90 руб., полученных заявителем после 01.01.2018 и учтенных в составе доходов бюджетного учреждения за 2018 год, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении первоначального заявления встречное заявление фонда о взыскании с учреждения суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом в размере 374 068,90 руб. закономерно удовлетворено судом первой инстанции удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется. В удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 августа 2020 года по делу N А71-4057/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4057/2020
Истец: ФГБУ "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики