Екатеринбург |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А47-2390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Детский Мир" (далее - заявитель, ПАО "Детский мир", общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2020 по делу N А47-2390/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн-связи принял участие представитель общества - Колоскова А.И. (доверенность от 19.10.2020).
ПАО "Детский мир" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство, административный орган) от 29.11.2019 N 833 ВП-Ц/1 о разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Детский мир" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, судами не учтено, что у общества категория объекта по классу опасности в настоящее время не определена (обратное материалами дела не подтверждено), и не применена норма подлежащая применению в данном случае, а именно пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), согласно которому нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам внеплановой документарной проверки в отношении общества министерством выявлено, что заявителем ранее выданные предписания от 28.03.2019N 628 ВП-Ц/1, N 628 ВП-Ц/2 не исполнены, в связи с чем составлен акт от 24.07.2019 N 756 ВП-Ц-документарная и выданы предписания от 24.07.2019 N 756 ВП-Ц/1, 756 ВП-Ц/2 об устранении нарушений природоохранного законодательства и обязании заявителя разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для магазинов ПАО "Детский мир" на территории Оренбургской области. Срок исполнения предписаний от 24.07.2019 N 756ВП-Ц/2 истек 15.10.2019.
В целях контроля исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства в отношении ПАО "Детский мир" министерством вновь была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданные предписания не исполнены.
По результатам проверки в отношении общества составлен акт от 29.11.2019 N 833 ВП-Ц-документарная и выдано оспариваемое предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Не согласившись с изложенным, ПАО "Детский мир" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта незаконным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу статьи 4.1 данного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Абзацем 3 части 2 статьи 11 рассматриваемого закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 219-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2019, НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом после 01.01.2019 при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, требование по разработке НООЛР законодательством не установлено.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 11 настоящего закона юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенных выше норм права, суды пришли к выводу о том, что ПАО "Детский мир" осуществляя свою деятельность, эксплуатируя здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением отходов, обязано разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно заключили, что оспариваемое предписание (выданное ввиду неисполнения ранее вынесенных предписаний) являлось законным и обоснованным, не нарушало законные права и интересы общества, и правомерно отказали ПАО "Детский мир" в удовлетворении заявленного требования.
Несогласие подателя жалобы с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2020 по делу N А47-2390/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Детский Мир" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.