Екатеринбург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А60-22486/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Токмаковой А.Н., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2020 по делу N А60-22486/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Кисель Л.А. (доверенность от 30.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании);
общества с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис" (далее - общество, ООО "Компания "УралТоргСервис") - Соколова Н.С. (доверенность от 07.06.2020, диплом о высшем юридическом образовании).
ООО "Компания "УралТоргСервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий по отказу таможни в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, продекларированных по ДТ N 10508010/130918/0011322, ДТ N 10508010/130918/0011328, выраженному в актах проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006, и по ДТ N 10508010/280119/0000239, от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что судами не дана оценка доводам таможни и ошибочно сделан вывод о том, что ООО "Компания "УралТоргСервис" при таможенном декларировании товаров в форме электронного документа представлены электронные авианакладные (подтверждающие поставку товара из Колумбии в Голландию (Амстердам)), авианакладные (подтверждающие поставку товара из Амстердама в Екатеринбурга). Утверждает, что на этапе таможенного декларирования товаров по ДТ N 1050810/130918/0011328, 10508010/280119/0000239 обществом в таможенный орган в виде сканированных документов представлены только авианакладные на перемещение товаров из Амстердама в Екатеринбург, при этом авианакладные на перемещение товаров из Колумбии в Голландию (Амстердам) не представлены. Указывает, что ООО "Компания "УралТоргСервис" письмами от 30.04.2019 исх. N 30-04/1, 30-04/4 к ДТ N 1050810/130918/0011328 представлены копия авианакладной 074-19793340 (из Боготы в Амстердам), к ДТ N 10508010/280119/0000239 копия авианакладной 071-33447584 (из Боготы в Амстердам).
Таможня в жалобе выражает несогласие с выводом судов о соблюдении обществом правила прямой поставки, которое, как установили суды, подтверждается записями ESC/DGVS TRANSIT ХЯАУ EXA-EDD в авианакладных N 580-17747870, N 58017748323, свидетельствующими о пройденном экспортном таможенном контроле на территории Голландии. Указывает, что во всех представленных копиях авианакладных N 074-19793340, 071-33447584, 172-27948071 отсутствуют отметки таможенных органов страны транзита. Отмечает, что в пакетах документов (авианакладных), прилагаемых к ДТ, к заявлениям ООО "Компания "УралТоргСервис", отсутствуют документы, подтверждающие прямую поставку товаров: отсутствуют сведения о том, что товары, в том числе, при их временном складировании на территории этой страны, находились под таможенным контролем, а также отсутствует обоснование данного вида поставки в силу географических, транспортных, технических или экономических причин. Считает, что ни Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (далее - Правила от 12.12.2008), ни Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила от 14.06.2018), ни иные международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не содержат указание на то, что отметка "ESC/DGVS TRANSIT ХЯАУ EXA-EDD" свидетельствует о прохождении экспортного контроля.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что несмотря на отсутствие отзыва ООО "Компания "УралТоргСервис" на апелляционную жалобу таможни, отсутствие представителя при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, то есть без наличия дополнительных доводов, судом самостоятельно приведены дополнительные доводы в интересах общества, произведены вычисления, которые обществом ни в первой, ни в апелляционной инстанции не представлены, проведен анализ формы представленных копий авианакладных. Полагает, что дополнительные доводы суда (в частности со ссылками на Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенная в г. Монреале 28.05.1999), фактически лишили таможню представить возражения по данным доводам.
Как считает таможня, вывод суда о том, что отсутствие четкого оттиска печати в графе 11 сертификата о происхождении товаров N SGP-0356960 (ДТ N 10508010/130918/0011322), по косвенным признакам (например - расшифровка наименования органа печатным текстом) позволяет произвести идентификацию на предмет подлинности, противоречит Правилам определения страны происхождения до 16.01.2019.
Заявитель в жалобе настаивает на несоответствии материалам дела вывода суда о непринятии таможенным органом каких-либо самостоятельных действий, направленных на подробную проверку представленных к таможенному оформлению сертификатов, указывая на то, что в актах проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006, от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007, находящихся в материалах дела, содержится информация о направлении таможней оригиналов сертификатов в вышестоящий таможенный орган - Уральское таможенное управление, из ответа которого (исх. от 31.01.2020 N 24-16/1398) следует, что представленные сертификаты признаны неприменимыми для предоставления тарифных преференций.
Таможенный орган считает, что ссылка апелляционного суда в судебном акте на Памятку о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз, утвержденную Коллегией Евразийской экономической комиссии, не может быть положена в обоснование позиции суда, поскольку не является нормативным правовым актом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Компания "УралТоргСервис" 30.04.2019 обратилось в таможню с заявлением о восстановлении преференциального режима после выпуска товаров в связи с предоставлением сертификатов происхождения товара по форме "А", по результатам рассмотрения которого, по результатам рассмотрения которого, таможенным органом принято решение о частичном удовлетворении требований и предоставлении преференций; обществу отказано в восстановлении преференций в отношении товаров по таможенным декларациям: ДТ N 10508010/070219/0000373, ДТ N 10508010/280119/0000239, ДТ N 10508010/040219/0000317, ДТ N 10508010/130918/0011322, ДТ N 10508010/011018/0011526, ДТ N 10508010/070618/0010176, ДТ N 10508010/130918/0011328, ДТ N 10508010/031218/0012357.
Решениями Уральского таможенного управления от 05.11.2019 N 10500000/051119/086-р/2019, от 15.10.2019 N 10500000/151019/078-р/2019 решение таможни об отказе в восстановлении преференций отменено.
Впоследствии в восстановлении преференциального режима ООО "Компании "УралТоргСервис" в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10508010/070219/0000373, ДТ N 10508010/280119/0000239, ДТ N10508010/040219/0000317, ДТ N 10508010/130918/0011322, ДТ N 10508010/011018/0011526, ДТ N 10508010/070618/0010176, ДТ N 10508010/130918/0011328, ДТ N 10508010/031218/0012357, таможенным органом отказано в виде актов проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006, от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007.
В акте от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007 проверки документов и сведений по ДТ N 10508010/280119/0000239 таможней указано на то, что сертификат происхождения формы "А" от 23.01.2019 N СО37002502300003, представленный обществом в целях восстановления преференциального режима, не отвечает требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А": в графе 7 содержит краткое наименование товара "Розы", что не позволяет произвести их полную идентификацию, так как в торговом обороте присутствуют, в частности, и такие товары, как розы живые, сушеные, в горшках, в виде декораций и т.д.; отсутствуют документы, подтверждающие прямую поставку товаров, а именно отсутствуют сведения о том, что товары, следующие из аэропорта Богота (Колумбия) в стране транзита Голландия (Амстердам), в том числе, при их временном складировании на территории этой страны, находились под таможенным контролем.
Из акта проверки документов и сведений от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006 по ДТ N 10508010/130918/0011322 следует также, что сертификат происхождения формы "А" от 11.09.2018 N GSP-0356960, представленный обществом в целях восстановления преференциального режима, не отвечает требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", а именно: в графе 11 имеет нечитаемый оттиск печати уполномоченного органа, что не позволяет сопоставить его с имеющимися образцами в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров; отсутствуют документы, подтверждающие прямую поставку товаров, в частности отсутствуют сведения о том, что товары, следующие из Эквадора в стране транзита Голландия (Амстердам), в том числе при их временном складировании на территории этой страны, находились под таможенным контролем. Также в данном акте содержится указание на то, что по ДТ N 10508010/130918/0011328 - сертификаты происхождения формы "А" от 10.09.2018 N СО37002502293219, от 10.09.2018 N СО37002502293218, представленные обществом в целях восстановления преференциального режима, не отвечают требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", в частности в графе 7 содержат краткое наименование товара "Розы", что не позволяет произвести их полную идентификацию, так как в торговом обороте присутствуют, в частности, и такие товары, как розы живые, сушеные, в горшках, в виде декораций и т.д.; отсутствуют документы, подтверждающие прямую поставку товаров, а именно отсутствуют сведения о том, что товары, следующие из аэропорта Богота (Колумбия) в стране транзита Голландия (Амстердам), в том числе при их временном складировании на территории этой страны, находились под таможенным контролем.
Полагая, что действия таможенного органа об отказе в предоставлении тарифной преференции по ДТ N 10508010/130918/0011322, ДТ N 10508010/130918/0011328, выраженные в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006, и по ДТ N 10508010/280119/0000239, содержащиеся в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007 являются незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в предоставлении обществу тарифных преференций.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании пункта 4 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭАС) тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются комиссией.
Пунктом 1 статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), установлено, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с данным Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В соответствии с пунктами 42 и 99 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Колумбия и Эквадор входит в Перечень стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
Товар "срезанные цветы" входит в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 N 8.
Согласно пункту 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно пункту 3 статьи 37 Договора ЕАЭС для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Евразийской экономической комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Решение Совета ЕАЭС N 60) утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в пункте 22 которого, указаны условия предоставления тарифных преференций, в силу чего тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным этими Правилами, а также, если выполняются следующие условия: 1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23-26 данных Правил; 2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 названных Правил; 3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V указанных Правил 4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI этих Правил.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными статьей 314 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС предусмотрено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: 1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведении, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; 3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; 4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 этой статьи; 5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, а также в следующих случаях: 1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что декларация о происхождении товара оформлена с нарушением требований, предусмотренных данными Правилами; 2) уполномоченным органом (организацией) и (или) верифицирующим органом в срок, установленный пунктом 58 Правил от 14.06.2018, не представлен ответ на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 57 этими Правил; 3) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара или на основании которых оформлена декларация о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 57 названными Правил; 4) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в документах о происхождении товара сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации;
5) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в таможенной декларации; 6) не представлен оригинал сертификата о происхождении товара по требованию таможенного органа государства-члена в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 35 и пунктом 43 данными Правил; 7) фактический вес поставленного товара превышает вес, указанный в документе о происхождении товара, более чем на 5 % (пункт 44 Правил от 14.06.2018).
Таким образом, из изложенных норм следует, чтопроверка правильности определения происхождения товаров осуществляется таможенными органами по результатам таможенного контроля.
В силу пунктов 23, 24, 28 раздела IV Правил от 14.06.2018 прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию ЕАЭС без провоза через территории стран, не являющихся государствами-членами ЕАЭС (далее - третьи страны), за исключением случаев, указанных в пунктах 24 и 25 этих Правил. Происходящие товары могут провозиться через территории третьих стран при выполнении следующих условий: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.
Пунктом 26 Правил от 14.06.2018 предусмотрено, что в качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем может рассматриваться один из следующих документов: а) транспортный (перевозочный) документ, содержащий описание товаров, достаточное для их идентификации таможенным органом государства-члена с товарами, заявленными при таможенном декларировании, и свидетельствующий об их транзитном перемещении из страны-пользователя через территории третьих стран, а также содержащий следующую информацию (при наличии): дата разгрузки и перегрузки товаров; названия судов или других используемых транспортных средств; номера контейнеров; условия, при которых товары находились в третьей стране, позволяющие подтвердить нахождение товаров под таможенным контролем; отметки таможенных органов третьей страны; б) документ, выданный таможенным органом третьей страны, содержащий описание товаров, достаточное для их идентификации таможенным органом государства-члена с товарами, заявленными при таможенном декларировании, подтверждающий нахождение товаров под таможенным контролем.
Документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства-члена ЕАЭС.
В случае непредставления таможенному органу государства-члена ЕАЭС указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.
Судами принята во внимание Памятка о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз, утвержденной Коллегией Евразийской экономической комиссии, для целей подтверждения прямой поставки используется: 1) транспортный документ, содержащий необходимую информацию о товаре и его транспортировке, или 2) документ, выданный таможенным органом третьей страны, подтверждающий нахождение товаров под таможенным контролем.
Судами учтены положения Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в г. Монреале 28.05.1999 (далее - Монреальская конвенция) и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в г. Варшаве 12.10.1929, предусматривающих общие требования к оформлению авиагрузовой накладной.
Согласно статье 5 Монреальской конвенции авиагрузовая накладная или квитанция на груз должна содержать указание пунктов отправления и назначения; если пункты отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание, по крайне мере, одной такой остановки и указание веса отправки.
Отправитель отвечает за правильность сведений и заявлений, касающихся груза, внесенных им или от его имени в авиагрузовую накладную или представленных им или от его имени перевозчику для внесения в квитанцию на груз или для включения в запись, сохраняемую другими средствами, приведенными в статье 4 Монреальской конвенции.
На основании статьи 11 Монреальской конвенции авиагрузовая накладная или квитанция на груз, до доказательства противного, являются свидетельством заключения договора, принятия груза и условий перевозки, указанных в них. Любые сведения в авиагрузовой накладной или в квитанции на груз о весе, размерах и упаковке груза, а также о числе мест, до доказательства противного, являются свидетельством сообщенных данных.
Судами принята во внимание Резолюция 600а Стандартов Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА по заполнению авианакладной, согласно пункта 1.2 Приложения B "Заполнение, распределение и передача авианакладной" которого, выдающий перевозчик или агент должен обеспечить внесение всех необходимых записей при выдаче авианакладной. В авианакладной указывается аэропорт отправления, аэропорт первого пункта трансфера, наименование первого перевозчика, аэропорт назначения и наименование последнего перевозчика (пункт 2.9 Приложения в Резолюции 600а).
С учетом изложенного, суды верно заключили, что представление транспортного документа, содержащего надлежащую информацию, является достаточным для подтверждения прямой поставки.
Судами установили, что ДТ N 10508010/280119/0000239 содержит указание на страну отправления/происхождения - Колумбия; товар - розы разных сортов, длина стебля без бутона: 40 см - 450 шт., 50 см - 4 525 шт., 60 см - 2 925 шт., 70 см - 1 550 шт., 80 см - 325 шт., всего 9 775 шт.; отправитель "EXOTIC FARMS S.A.S."; товарный знак - "EXOTIC"; вес брутто - 652 кг; вес нетто - 504 кг; описание товара - упакованы в пачки, разделенные внутри картонными перегородками, обернутые гофрокартоном, уложены в картонные коробки, всего мест - 27; дополнительные сведения - инвойс от 23.01.2019 N 301005534.
Оценив сертификат происхождения формы "А" от 23.01.2019 N СО37002502300003, представленный к ДТ N 10508010/280119/0000239, суды установили также наличие аналогичных сведений, содержащих в названной ДТ, а именно: страна отправления/происхождения товара - Колумбия; количество мест - 27; наименование и количество товара - розы, 9 775 шт.; инвойс от 23.01.2019 N 301005534.
Судами установлено также, что по товару, задекларированному в ДТ N 10508010/280119/0000239 при таможенном декларировании товаров, ООО "Компания "УралТоргСервис" в форме электронного документа представлены электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Колумбии (Богота) через Голландию (Амстердам) N 071-33447584, в которой указан вес товара (652 кг) и количество мест (27 мест), аэропорт отправления, аэропорт первого пункта трансфера, наименование перевозчика, аэропорт назначения; электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Нидерландов в Россию (Екатеринбург) N 580-17748323 со ссылками на номер электронной авианакладной, подтверждающей поставку товара из Колумбии (Богота) в Голландию (Амстердам) и указанием на транзит: ECS/DGVS TRANSIT XRAY EXA-EDD.
Как установлено судами, согласно указанной авианакладной общий вес товара составляет 47 778 кг, при этом из представленных в материалы дела деклараций следует, что в состав ввезенного товара входит спорный: 27 мест, 652 кг, инвойс 301005534, EXOTIC, Колумбия, что соответствует данным, представленным в авианакладной.
Судами установлено, что в ДТ N 10508010/130918/0011322 указаны страна отправления/происхождения - Эквадор; товар - розы разных сортов, длина стебля без бутона: 40 см - 4 050 шт., 50 см - 18 625 шт., 60 см - 24 775 шт., 70 см - 18 450 шт., 80 см - 3 225 шт. 90 см - 200 шт., всего 69 325 шт.; вес брутто 5 071 кг, вес нетто 3 677 кг; описание товара - упакованы в пачки, разделенные внутри картонными перегородками, обернутые гофрокартоном, уложены в картонные коробки, всего мест: 234; товар - альстромерия, 420 шт. всего мест 3, поддоны вес брутто 35 кг, вес нетто 26 кг; товар - гвоздики, 4 200 шт., вес брутто 184 кг, вес нетто 148 кг; описание товара - упакованы в картонные коробки, коробки размещены на паллетах, всего мест - 12; дополнительные сведения - инвойс от 11.09.2018 N 1728071.
Оценив сертификат происхождения формы "А" от 11.09.2018 N GSP-0356960, представленный к ДТ N 10508010/130918/0011322, судами установлено, что в нем содержатся аналогичные сведения, указанные в ДТ N 10508010/130918/0011322, а именно: страна отправления/происхождения товара - Эквадор; количество мест - 249; наименование и количество товара - розы, альстромерия, гвоздики, общий вес 5 290 кг.; инвойс от 11.09.2018 N 1728071.
Судами установлено также, что по товару, задекларированному в ДТ N 10508010/130918/0011322 при таможенном декларировании товаров, ООО "Компания "УралТоргСервис" в форме электронного документа представлены электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Эквадора (Киото) через Голландию (Амстердам) N 172-27948071, в которой указан вес товара (5 290 кг) и количество мест (249 мест), аэропорт отправления, аэропорт первого пункта трансфера, наименование перевозчика, аэропорт назначения; электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Нидерландов в Россию (Екатеринбург) N 580-17747870 с указанием на TRANSIT XRAY EXA-EDD.
Судами установлено, что в ДТ N 10508010/130918/0011328 указаны страна отправления/происхождения - Колумбия; товар - розы разных сортов, длина стебля без бутона: 40 см - 500 шт., 50 см - 8 500 шт., 60 см - 16 400 шт., 70 см - 5 500 шт., 80 см - 2 300 шт., 90 см - 550 шт., всего 33 750 шт.; отправитель "EXOTIC FARMS S.A.S."; товарный знак "EXOTIC"; вес брутто 2 536 кг, вес нетто 2 028 кг; описание товара - упакованы в пачки, разделенные внутри картонными перегородками, обернутые гофрокартоном, уложены в картонные коробки, всего мест: 86; дополнительные сведения: инвойсы от 10.09.2018 N 00103239, от 10.09.2018 N 001003238.
Из оценки сертификатов происхождения формы "А" от 10.09.2018 N СО37002502293219, от 10.09.2018 N СО37002502293218, представленных к ДТ N 10508010/130918/0011328, судами установлены аналогичные сведения, указанные в данной ДТ, а именно: страна отправления/происхождения товара - Колумбия; количество мест - 49 и 37 соответственно; наименование и количество товара - розы, 19 550 шт. и 14 200 шт. соответственно; инвойсы от 10.09.2018 N 001003239, от 10.09.2018 N 001003238 соответственно.
Судами установлено также, что по товару, задекларированному в ДТ N 10508010/130918/0011328 при таможенном его декларировании, ООО "Компания "УралТоргСервис" в форме электронного документа представлены электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Колумбии (Богота) через Голландию (Амстердам) N 074-19793340, содержащая указание на вес товара - 2 536 кг, аэропорт отправления, аэропорт первого пункта трансфера, наименование перевозчика, аэропорт назначения; электронная авианакладная, подтверждающая доставку товара из Нидерландов в Россию (Екатеринбург) N 580-17747870 с отметкой на транзит.
Судами дана оценка спорной накладной, согласно которой суды установили, что в нее включен товар весом 2 536 кг, который совпадает с весом, указанным в авианакладной N 074-19793340, а также весом брутто, содержащим в ДТ N 10508010/130918/0011328; общий вес товара составляет 47 778 кг, в него входит спорный товар - 27 мест, 652 кг - инвойс 301005534, EXOTIC, правомерно посчитав о ее соответствии данным, представленным в авианакладной N 580-17748323.
С учетом установленных обстоятельств, суды обоснованно заключили, что сведения о номерах авианакладных из Колумбии в Голландию (Амстердам) и из Эквадора в Голландию согласуются с данными графы 3 сертификатов о происхождении товаров, задекларированных по ДТ; авианакладные N 074-19793340 и 580-17747870; 172-27948071 и 580-17747870; 071-33447584 и 580-7748323 содержат указание на одни и те же наименования компании - перевозчика KUEHNE+NAGEL и компании - получателя ООО "Компания "УралТоргСервис"; согласуется также наименование, номер и вес товара; в авианакладных N 580-17747870, N 580-17748323 содержится запись ESC7DGVS TRANSIT ХГСАУ EXA-EDD, свидетельствующая о таможенном контроле на территории Голландии.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, при установленных обстоятельствах, доказательствах, представленных в материалы дела, оцененных в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильные выводы о доказанности материалами дела прямой поставки спорных товаров из Колумбии и Эквадора в Россию.
С учетом установленного, суды обоснованно посчитали, что сертификаты соответствия являются надлежащими доказательствами происхождения ввозимых товаров по спорным ДТ.
Безусловных доказательств того, что спорный сертификат не является надлежащим таможенным органом не предоставлено, в рамках установленных полномочий проверка сертификата не произведена.
Как верно указали суды, таможенный орган не предпринял каких-либо самостоятельных действий, направленных на подробную проверку представленных к таможенному оформлению сертификатов, не запросил, имея соответствующие административные ресурсы, дополнительные сведения, в том числе, у соответствующих органов страны-экспортера, по сути, осуществив формальный подход к проверке сертификатов происхождения формы "А" к спорным ДТ.
Судами верно отмечено, что, принимая во внимание обстоятельства того, что заявителем жалобы не опровергнуто обратное, сертификаты о происхождении товаров оформлены по форме согласно приложению N 1 к Правилам и заполнены в соответствии с требованиями по заполнению сертификата о происхождении товара согласно приложению N 2 к Правилам, в связи с чем названные выше сертификаты могут являться основанием для предоставления тарифных преференций
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" (далее - Решение Совета ЕАЭС N 64), тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых в соответствии с правом Союза предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска, в случае, если при таможенном декларировании товаров декларантом не заявлены тарифные преференции; при таможенном декларировании товаров декларантом заявлены тарифные преференции, но по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, установленных правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, которые предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в отношении таких товаров, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций; выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций в отношении таких товаров, в результате чего в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены соответствующие изменения (дополнения), связанные с неприменением тарифных преференций.
Тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий: в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций, в том числе подтверждено условие непосредственной закупки и прямой поставки; в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представлены в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289: мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары; корректировка декларации на товары; сертификат о происхождении товара; иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций; обращение зарегистрировано таможенным органом не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары, а в случае, если правилами определения происхождения ввозимых товаров определен иной срок, не позднее последнею дня срока, определенного такими правилами.
В соответствии с пунктом 32 Правил срок применения сертификата о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев с даты его выдачи.
Судами установлено, что заявления о восстановлении тарифных преференций ООО "Компания "УралТоргСервис" поданы 30.04.2019 в таможню (в пределах 12-месячного срока).
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их взаимосвязи и совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проанализировав сведения, содержащиеся в представленных обществом документах при подаче заявления о восстановлении преференциального режима по указанным ДТ, а также положения таможенного законодательства, регулирующего порядок и условия прямой поставки, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих, что предоставленные декларантом документы основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации, при непредставлении таможней доказательств наличия обстоятельств, препятствующих восстановлению преференциального режима, суды сделали обоснованный вывод о соблюдении обществом условий, предусмотренных Решениями Совета ЕАЭС N 60 и 64, правомерно посчитав о наличии оснований для признания действий таможенного органа по отказу в представлении тарифных преференций по ДТ N 10508010/130918/0011322, ДТ N 10508010/130918/0011328, N 10508010/280119/0000239, выраженных в актах проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 26.02.2020 N 10508000/205/260220/А0006, от 28.02.2020 N 10508000/205/280220/А0007 незаконными.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов.
Таким образом, принимая во внимание приведенные в кассационной жалобе доводы, характер рассматриваемого спора, суд кассационной инстанции их отклоняет, поскольку они не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм права, регулирующих спорные правоотношения, а основаны на неверном толковании и сводятся лишь к переоценке выводов судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2020 по делу N А60-22486/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.