Екатеринбург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А47-7624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Абозновой О.В., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее - общество УК "Наш Дом") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-7624/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании принял участие представитель общества УК "Наш Дом" - Жбанова Н.В. (доверенность от 10.01.2020).
Общество УК "Наш Дом" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Областной имущественный фонд" (далее - предприятие "ОИФ") о взыскании задолженности за оказанные жилищные и коммунальные услуги, пени, рассчитанные включительно по 05.04.2020 на всю сумму долга, сложившегося по состоянию на 31.08.2019 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Решением суда от 29.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Наш Дом" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя, поскольку в спорный период размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в порядке пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления не утвержден (составляет "0 руб."), то плату за содержание жилья должен вносить наймодатель в согласованном с управляющей организацией порядке. Как считает заявитель жалобы, отсутствие в спорный период утвержденного органом местного самоуправления размера платы за содержание жилого помещения является лишь свидетельством ненадлежащего исполнения им своих обязанностей и не может служить основанием для отказа в оплате произведенных работ и оказанных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "ОИФ" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Оренбургской области и хозяйственном ведении предприятия "ОИФ" находятся квартиры N 32, 41, 56, 92, 106, 107, 108, 137, 140, 149, 159 по улице Московской, д. 137А, города Бузулука и квартиры N 4, 5, 8, 9, 17, 21, 28, 32, 36, 37, 44, 60, 61, 65, 68, 69, 72 по улице Московской, д. 145А, города Бузулука Оренбургской области.
Общество УК "Наш Дом" является управляющей организацией многоквартирных домов, распложенных по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 137А и 145А, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 02.12.2014 и 03.12.2014.
Протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Бузулук, ул. Московская, д. 137А, от 02.12.2014 и протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Бузулук, ул. Московская, д. 145А, от 03.12.2014 принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией - обществом УК "Наш Дом".
Между обществом УК "Наш Дом" и предприятием "ОИФ" заключен договор на управление многоквартирным домом от 23.06.2016 N 28/ГУПОИФ/137А, по условиям которого управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Многоквартирный дом расположен по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 137А (пункт 2.1 договора).
Собственник обязуется соблюдать правила пользования жилым помещением в соответствии с пунктом 3.2 данного договора.
Пунктом 5.2 договора управления предусмотрено, что собственник и (или) потребитель (пользователь) до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым, вносит плату за коммунальные услуги, перечисленные в пункте 3.1.1 договора, которую управляющая организация в последующем перечисляет на счет ресурсоснабжающим организациям в соответствии с заключенными договорами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон с 18.03.2016 и действует по 31.12.2016. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора управления многоквартирным домом, по окончании срока его действия такой договор считается каждый раз продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором (пункт 7.1 договора от 23.06.2016).
Дополнительным соглашением N 1 к договору управления многоквартирным домом стороны изменили размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 137А.
Стороны заключили аналогичный договор управления многоквартирным домом от 24.06.2016 N 28/УПОИФ/145А в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 145А.
Дополнительным соглашением от 28.02.2017 стороны изменили размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома, находящего по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 145А.
По расчету общества УК "Наш Дом" задолженность за коммунальные услуги и содержание спорных многоквартирных домов составила 1 260 677 руб. 37 коп.
Общество УК "Наш Дом" направило в адрес предприятия "ОИФ" претензии с требованием оплатить задолженность, которые оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества УК "Наш Дом" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги возложена на нанимателей с момента заключения договора найма жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены названным Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В силу статьи 68 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 12 Постановления N 22 разъяснено, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14 Постановления N 22).
В соответствии с пунктами 23, 24 названного Постановления N 22 по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Предоставление закрепленных за ответчиком на праве хозяйственного ведения жилых помещений в спорный период по договорам найма физическим лицам последним не оспаривается.
Возражения заявителя сводятся к тому, что поскольку в спорный период размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в порядке части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления для указанных многоквартирных домов не утвержден, то разницу в размере полной стоимости платы за содержание, установленной общим решением собственников многоквартирного дома, обязан уплачивать наймодатель (ответчик).
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 этой статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу приведенного правового регулирования возложение на нанимателей обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается (пункт 25 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
Поскольку органом местного самоуправления плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не установлена, то в данном случае разница в плате вносимой нанимателем и установленной органом местного самоуправления отсутствует.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязанность по оплате коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилья, переданного по договору найма, законодательно возложена на нанимателя помещения с момента заключения такого договора, суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, использующие жилые помещения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за предприятием "ОИФ" и включенные в жилищный фонд коммерческого использования Оренбургской области, вносят плату за содержание жилого помещения непосредственно управляющей организации на условиях заключенных договоров коммерческого найма.
При этом, учитывая, что из условий договора управления многоквартирным домом не усматривается достижения сторонами соглашения об установлении платы за оказываемые управляющей компанией нанимателям услуги, отличной от установленных тарифов, суды верно заключили, что наниматели жилых помещений вносят плату за содержание жилого помещения управляющей организации в размере, определенном общим собранием собственников.
Обязанность собственника муниципального жилищного фонда возмещать управляющей компании задолженность нанимателей жилых помещений по содержанию, ремонту и оплате коммунальных услуг условиями договора управления не предусмотрена.
На основании изложенного, выводы судов об отказе обществу УК "Наш Дом" в удовлетворении заявленных исковых требований являются правомерными. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном их применении судами, в связи с чем судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-7624/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО УК "НАШ ДОМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 этой статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу приведенного правового регулирования возложение на нанимателей обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается (пункт 25 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2021 г. N Ф09-1067/21 по делу N А47-7624/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1067/2021
10.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13573/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7624/19
17.09.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7624/19