Екатеринбург |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А47-14746/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Оренбург" (далее - заявитель, общество, общество "Альфа Оренбург") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-14746/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Альфа Оренбург" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - управление, Роспотребнадзор, административный орган) от 08.07.2019 N 06-62-Пр в части пунктов 6, 12, 24, 38, 42, 47, 52, 56, 58, 62, 79, 161, 170 (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Альфа Оренбург" просит названные судебные акты отменить, указывая, что магазины "Красное и Белое" осуществляют розничную торговлю непродовольственными товарами и нескоропортящимися продовольственными товарами в промышленной упаковке, в связи с чем проведение производственного контроля посредством лабораторных исследований на таких объектах не требуется (30, 31, 45 предписания). Ссылается на наличие у заявителя заключенного с ООО "Природа" договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.12.2018 N ГКО/19/585, согласно которому бремя содержания контейнерных площадок несет исполнитель либо орган местного самоуправления, в связи с чем возложение на общество соответствующей обязанность считает незаконным (пункты 42, 47, 52, 56, 62 предписания). В части пункта 58 предписания отмечает, что обществом не допущено нарушений пункта 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011, поскольку вся продукция хранится в упаковке, в связи с чем совместное хранение в холодильнике рыбной продукции и колбасных изделий не может привести к их загрязнению. Относительно пункта 79 предписания поясняет, что обязательными для сотрудников магазина прививками являются только прививки от кори и гриппа, иные прививки допускаются по желанию. Ссылается на недоказанность нарушения пункту 3.7 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические правила "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (далее - СП 2.3.6.1066-01), указывает, что факт объединения производственной канализации, с канализацией жилого дома в магазине по адресу: г. Бузулук, 3 микрорайон д. 20 не доказан, в связи с чем пункт 170 предписания считает необоснованным.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что управлением на основании распоряжения от 18.04.2019 N 06-62-П проведена плановая выездная проверка в отношении общества, выявленные нарушения зафиксированы в акте от 08.07.2019 N 06-62-П, и по ее результатам вынесено предписание от 08.07.2019 N 06-62-Пр со сроком исполнения - 15.01.2020.
Письмом от 13.11.2019 N ГП-336/1-06 в указанное предписание внесены изменения, которыми из предписания исключены ряд пунктов.
Письмом от 13.10.2020 N ГП-303-06 внесены изменения в пункты 6, 10 и 62 предписания.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене предписания в части пунктов 6, 12, 24, 38, 42, 47, 52, 56, 58, 62, 79, 161, 170.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности и обоснованности предписания в оспариваемой заявителем части.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как верно указано судами со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах представленной ему компетенции.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданам индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 10.1 СП 2.3.6.1066-01 все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств.
В силу пункта 3.4 СП 2.3.6.1066-01 моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
Между тем, управлением установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных пунктов 3 в принадлежащих заявителю магазинах "Красное&Белое", расположенным по адресам: г. Кувандык, пр. Мира. 25 А и Беляевский район, с. Беляевка, ул. Советская д. 46д отсутствуют моечные ванные, присоединенные к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки, предназначенные для мытья инвентаря и оборудования, при этом в указанных торговых точках на момент проверки осуществлялась реализация пивных напитков на розлив, в связи с чем пункты 6, 12 предписания обоснованно признаны судами законными.
Пунктом 24 предписания на заявителя возложена обязанность оборудовать кондиционером склад N 1 магазина, расположенного по адресу: Саракташский район, п. Саракташ, ул. Партизанская/Крупская, д. 6/67.
В соответствии с частями 7, 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ТР ТС 021/2011) при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Управлением установлено, что в нарушение указанных требований, на обозначенном объекте отсутствует кондиционер, пищевые продукты многочисленного наименования хранятся при неконтролируемой температуре, при этом для каждого пищевого продукта установлены условия хранения при определенной температуре, в связи с чем данный пункт признан судами законным.
Также суды согласились с законность требований, изложенных в пункте 38, которым предписано не допускать загрузку продуктов со стороны жилого здания, где расположены окна квартир без устройства дебаркадера в магазине, расположенном по адресу: г. Медногорск, ул. А. Гайдара, д. 35.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны магистралей. Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв. м.
В нарушение указанного пункта загрузочная площадка принадлежащего заявителю магазина по адресу: г. Медногорск, ул. А. Гайдара, д. 35, располагается со стороны жилого здания, где также расположены окна жилых квартир, при этом также отсутствуют закрытые дебаркадеры, что подтверждено материалами дела.
Согласно пунктам 42, 47, 52, 56, 62 обществу предписано оборудовать контейнер с крышкой, установленный на площадке с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, в магазинах по адресам: Сакмарский район, с. Сакмара. ул. Советская, д. 29, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Крюковская, д. 32 и Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54; обеспечить наличие площадки с твердым покрытием под контейнером для сбора отходов, размеры которой должны превышать площадь основания контейнера на 1 м во все стороны в магазине по адресу: Тюлыанский район, п. Тюльган, улица Ленина, д. 16В; на хозяйственной территории магазина "Красное и Белое", по адресу Оренбургская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Луначарского, 108 контейнер для сбора мусора оснастить крышкой, установить на расстояние не менее 25 м от организации торговли, на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 установлены следующие требования к размещению организаций торговли: в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли.
В силу пункта 1.2 указанных санитарных правил они распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Проверкой установлено и заявителем не опровергнуто, что в принадлежащих обществу магазинах по адресам Сакмарский район, с. Сакмара. ул. Советская, д. 29, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Крюковская, д. 32 и Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54 отсутствует контейнер с крышкой, установленный на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Кроме того, на хозяйственной территории магазинов "Красное и Белое", по адресам Оренбургская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Луначарского, 108 и Тюлыанский район, п. Тюльган, улица Ленина, д. 16В контейнеры для сбора мусора не имеют крышки, установлены на расстоянии менее 25 м от организации торговли, при этом отсутствует площадка с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Доводы общества о наличии договора с ООО "Природа" на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.12.2018 рассмотрен и отклонен судами с указанием на то, что данное обстоятельство не освобождает заявителя от предусмотренной обязанности по устройству площадок для сбора мусора и пищевых отходов в силу приведенного выше нормативного регулирования.
Согласно части 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011 не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
Управлением установлено и материалами дела, что в нарушение указанных требований в магазине по адресу: Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54 в холодильнике осуществляется хранение рыбной продукции и колбасных изделий, в связи с чем оспариваемый пункте 58 предписания признан судами законным.
Доводы о хранении всей продукции в упаковке, в связи с чем совместное хранение рыбной продукции и колбасных изделий не может привести к их загрязнению, отклонены судами как несостоятельные, поскольку факт нарушения требований к товарному соседству подтвержден материалами дела, при этом согласно пояснениям представителя управления, указанная продукция хранилась также в бумажной упаковке, что свидетельствует о возможности ее загрязнения путем смешения запахов.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.
Пунктом 13.2 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Руководитель организации торговли обеспечивает, в числе прочего, выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника (п. 14.1).
Пунктом 5.1.4 СП 3.1.958-00. 3.1. "Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила" (утв. Минздравом России 01.02.2000) предусмотрено, что меры профилактики в отношении источников ВГA (активное и ранее выявление) имеют вспомогательное значение. Они наиболее важны в коллективах детей, среди работников организаций общественного питания, торговли пищевыми продуктами и других организаций. Лица, подозреваемые как источник инфекции, подвергаются углубленному клинико-лабораторному обследованию (с определением активности аланин-аминотрансферазы и обследованию на наличие маркеров ГA, прежде всего выявление анти-ВГA IgM в крови).
Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" также в качестве обязательной предусмотрена в том числе вакцинация от вируса гепатита В, кори, дифтерии и столбняка.
Управлением в ходе проверки установлено, что в отношении ряда сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в магазине по адресу: г. Орск. пер. Нежинский, д. 13, отсутствуют сведения о профилактических прививках против гепатита А и В, а также кори, дифтерии и столбняка, что свидетельствует о нарушении заявителем указанных выше нормативных требований, в связи с чем суды обоснованно сочли законным пункт 79 предписания
Доводы о том, что обязательными для сотрудников магазина прививками являются только прививки от кори и гриппа, иные прививки допускаются по желанию, отклонены судами как противоречащие приведенному выше нормативному обоснованию. Апелляционным судом отмечено, что обществу пунктом 79 предложено представить сведения о профилактических прививках, обязанность провести вакцинацию данным пунктом предписания на общество не возложена.
Пунктом 161 предписания, также признанным судами законным, обществу предписано обеспечить наличие в магазине "Красное&Белое" по адресу: с. Илек, ул. Забайкальская, д. 27 двух входов - для покупателей и для персонала, загрузки товара, выноса мусора.
Согласно пункту 1.3 СП 2.3.6.1066-01 ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли, должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками.
В силу пункта 5.2 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
В нарушение указанных требований управлением установлено, что в магазине имеется один вход для посетителей и персонала, в то же время через указанный вход осуществляется приемка и загрузка товара в складские помещения, вынос мусора осуществляется через торговый зал, что свидетельствует о несоблюдении поточности.
Пунктом 170 оспариваемого предписания заявителю предписано оборудовать производственную канализацию, не объединенную с канализацией жилого дома в магазине по адресу: г. Бузулук, 3 микрорайон д. 20.
Согласно пункту 3.7 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий.
Однако в нарушение данного пункта СП 2.3.6.1066-01, канализация - централизованная объединена с канализацией жилого дома. Факт объединения канализационных сетей подтверждается письмом ООО "Управляющая компания "Служба заказчика" от 30.05.2019 N 1834. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем доводы о незаконности пункта 170 обоснованно отклонены судами как документально не подтвержденные.
Доводы относительно незаконности пунктов 30, 31, 45 предписания не рассматриваются судом округа, поскольку указанные пункты исключены из оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды, установив, что предписание в оспариваемой части содержит законные и обоснованные требования к заявителю об устранении выявленных нарушений технических регламентов и санитарных правил, факты нарушений подтверждены материалами дела, требования предписания доступны для понимания и являются исполнимыми, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка; окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия суда кассационной инстанции по установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-14746/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.