г. Челябинск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2021 г. N Ф09-3367/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А47-14746/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Оренбург" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-14746/2019.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Оренбург" (далее - заявитель, общество, общество "Альфа Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области) о признании недействительным предписания от 08.07.2019 N 06-62-Пр в части пунктов 6, 12, 24, 38, 42, 47, 52, 56, 58, 62, 79, 161, 170 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель, ссылаясь на пункты 30, 31, 45 оспариваемого предписания, указывает, что магазины "Красное и Белое" осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами и нескоропортящимися продовольственными товарами в промышленной упаковке, в связи с чем проведение производственного контроля посредством лабораторных исследований на таких объектах не требуется.
Кроме того податель жалобы полагает необоснованными пункты 42, 47, 52, 56, 62 предписания, ссылается на наличие у заявителя заключенного с ООО "Природа" договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.12.2018 N ГКО/19/585, согласно которому бремя содержания контейнерных площадок несёт исполнитель либо орган местного самоуправления, в связи с чем возложение на общество соответствующей обязанность является незаконным.
В части пункта 58 предписания заявитель отмечает, что обществом не допущено нарушений пункта 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011, поскольку вся продукция хранится в упаковке, в связи с чем совместное хранение в холодильнике рыбной продукции и колбасных изделий не может привести к их загрязнению. Кроме того, относительно пункта 79 предписания общество поясняет, что обязательными для сотрудников магазина прививками являются только прививки от кори и гриппа, иные прививки допускаются по желанию.
Также заявитель ссылается на недоказанность нарушения пункту 3.7 СП 2.3.6.1066-01, указывает, что факт объединения производственной канализации, с канализацией жилого дома в магазине по адресу: г. Бузулук, 3 микрорайон д. 20 не доказан, в связи с чем пункт 170 предписания является необоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением на основании распоряжения от 18.04.2019 N 06-62-П (т.д. 2, л.д. 3) проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Альфа Оренбург".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 08.07.2019 N 06-62-П (т.д. 1, л.д. 59).
Должностным лицом Управления главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Сухачевым В.В. ООО "Альфа Оренбург" вынесено Предписание от 08.07.2019 N 06-62-Пр. (т.д.1, л.д. 31) об устранении выявленных нарушений. Срок исполнения предписания - 15.01.2020.
В соответствии с письмом от 13.11.2019 N ГП-336/1-06 (т.д. 2, л.д. 59) в Предписание от 08.07.2019 N 06-62-Пр. внесены изменения, в соответствии с которыми, из предписания исключены следующие пункты:
Магазин Саракташский район, п. Саракташ, ул. Партизанская/Крупская, д. 6/67: 19) Заключить договор на лабораторный производственный контроль, представить протоколы лабораторных исследований и инструментальных измерений.
Магазин Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Советская 29: 41) Организовать производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил.
Магазин Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Крюковская, 32: 51) Организовать производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил.
Магазин Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, 54: 57) Вести производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Магазин г. Бугуруслан, ул. Некрасова, 48 Г: 146) Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля.
Магазин г. Бугуруслан, ул. Коммунистическая, д. 10 148) Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля.
Магазин г. Бугуруслан, 2 микрорайон, 33: 150) Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля.
Магазин Северный район, с. Северное, ул. Чапаева, 47: 153) Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля.
Магазин Красногвардейский район, с. Плешаново, пр-т Гагарина, д. 32 А: 155) Включить в программу производственного контроля мероприятия по контролю за условиями труда сотрудников магазина с проведением лабораторных исследований (измерений): микроклимат, уровень шума, вибрация, освещенность и контроль за качеством реализуемой продукции.
Магазин Переволоцкий район, п. Переволоцкий, ул. Ленинская, 118: 160) В рамках программы производственного контроля организовать проведение контроля за условиями труда сотрудников магазина, контроль за качеством питьевой воды, реализуемых населению пищевых продуктов. Представить документы подтверждающие организацию и проведение лабораторно-инструментальных исследований.
Магазин с. Илек, ул. Забайкальская, д. 27: 165) В рамках программы производственного контроля организовать проведение контроля за условиями труда сотрудников магазина, контроль за качеством питьевой воды, реализуемых населению пищевых продуктов. Представить документы подтверждающие организацию и проведение лабораторно-инструментальных исследований.
Магазин п. Новосергиевка, пр. Калинина, 147/1: 167) В рамках программы производственного контроля организовать проведение контроля за условиями труда сотрудников магазина, контроль за качеством питьевой воды, реализуемых населению пищевых продуктов. Представить документы подтверждающие организацию и проведение лабораторно-инструментальных исследований.
Письмом от 13.10.2020 N ГП-303-06 Управлением внесены изменения в предписание: п. 62 читать в редакции: "62) На хозяйственной территории магазина "Красное и Белое", по адресу Оренбургская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Луначарского, 108 контейнер для сбора мусора оснастить крышкой, установить на расстояние не менее 25 м от организации торговли, на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.", в пункте 6 и 10 предписания адрес магазина читать "(по адресу: г.Кувандык, пр. Мира, 25 А)".
Полагая, что предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество "Альфа Оренбург" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания в части пунктов 6, 12, 24, 38, 42, 47, 52, 56, 58, 62, 79, 161, 170.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности предписания в оспариваемой заявителем части.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданам индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктами 6, 12 предписания, заявителю предписано оборудовать моечные ванны, присоединенные к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки, предназначенные для мытья инвентаря и оборудования, в том числе используемого при разливе пива в магазинах "Красное&Белое", расположенным по адресам: г. Кувандык, пр. Мира. 25 А и Беляевский район, с. Беляевка, ул. Советская д. 46д.
Согласно пункту 10.1 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические правила "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств.
В силу пункта 3.4 СП 2.3.6.1066-01 моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
Между тем, Управлением установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение пункта 3.4 СП 2.3.6.1066-01 в принадлежащих заявителю магазинах "Красное&Белое", расположенным по адресам: г. Кувандык, пр. Мира. 25 А и Беляевский район, с. Беляевка, ул. Советская д. 46д отсутствуют моечные ванные, присоединенные к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки, предназначенные для мытья инвентаря и оборудования. При этом, в указанных торговых точках на момент проверки осуществлялась реализация пивных напитков на розлив.
Пунктом 24 предписания на заявителя возложена обязанность оборудовать кондиционером склад N 1 магазина, расположенного по адресу: Саракташский район, п. Саракташ, ул. Партизанская/Крупская, д. 6/67.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с частью 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Частью 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Управлением установлено, что в нарушение требований, предусмотренных статьей 17 ТР ТС 021/2011 на складе N 1 принадлежащего заявителю магазина по адресу: Саракташский район, п. Саракташ, ул. Партизанская/Крупская, д. 6/67 отсутствует кондиционер. Пищевые продукты многочисленного наименования хранятся при неконтролируемой температуре.
При проверке температура воздуха на складе составила 27,2°С, при этом для каждого пищевого продукта установлены условия хранения при определенной температуре.
В пункте 38 заявителю предписано не допускать загрузку продуктов со стороны жилого здания, где расположены окна квартир без устройства дебаркадера в магазине, расположенном по адресу: г. Медногорск, ул. А. Гайдара, д. 35.
СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны магистралей. Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв. м.
Управлением установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение пункта 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 загрузочная площадка принадлежащего заявителю магазина по адресу: г. Медногорск, ул. А. Гайдара, д. 35, располагается со стороны жилого здания, где также расположены окна жилых квартир, при этом также отсутствуют закрытые дебаркадеры.
Согласно пунктам 42, 47, 52, 56, 62 обществу предписано оборудовать контейнер с крышкой, установленный на площадке с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, в магазинах по адресам: Сакмарский район, с. Сакмара. ул. Советская, д. 29, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Крюковская, д. 32 и Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54; обеспечить наличие площадки с твердым покрытием под контейнером для сбора отходов, размеры которой должны превышать площадь основания контейнера на 1 м во все стороны в магазине по адресу: Тюлыанский район, п. Тюльган, улица Ленина, д. 16В; на хозяйственной территории магазина "Красное и Белое", по адресу Оренбургская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Луначарского, 108 контейнер для сбора мусора оснастить крышкой, установить на расстояние не менее 25 м от организации торговли, на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 установлены следующие требования к размещению организаций торговли: в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли.
В силу п. 1.2 указанных санитарных правил они распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Управлением установлено и заявителем не опровергнуто, что в принадлежащих обществу магазинах по адресам Сакмарский район, с. Сакмара. ул. Советская, д. 29, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Крюковская, д. 32 и Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54 отсутствует контейнер с крышкой, установленный на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Кроме того, на хозяйственной территории магазинов "Красное и Белое", по адресам Оренбургская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Луначарского, 108 и Тюлыанский район, п. Тюльган, улица Ленина, д. 16В контейнеры для сбора мусора не имеют крышки, установлены на расстоянии менее 25 м от организации торговли, при этом отсутствует площадка с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, наличие договора с ООО "Природа" на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.12.2018 не освобождает заявителя от предусмотренной обязанности по устройству площадок для сбора мусора и пищевых отходов, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы со ссылкой на договор от 20.12.2018 подлежат отклонению.
В пункте 58 оспариваемого предписания заявителю предписано не допускать хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида в магазине по адресу: Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54.
Согласно части 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011 не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
Между тем, в нарушение требований, предусмотренных частью 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011 в магазине по адресу: Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Кирова, д. 54 в холодильнике осуществляется хранение рыбной продукции и колбасных изделий.
Доводы апеллянта о том, что обществом не допущено нарушений пункта 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011, поскольку вся продукция хранится в упаковке, в связи с чем совместное хранение в холодильнике рыбной продукции и колбасных изделий не может привести к их загрязнению, являются несостоятельные, поскольку факт нарушения требований к товарному соседству подтвержден материалами дела и зафиксирован в акте проверки, при этом согласно пояснениям представителя Управления, указанная продукция хранилась также в бумажной упаковке, что свидетельствует о наличии возможности ее загрязнения путем смешения запахов.
Пунктом 79 предписания на заявителя возложена обязанность предоставить сведения о профилактических прививках против гепатита А и В, а также кори, дифтерии и столбняка у сотрудников Кулкаевой Н.Я., Корольковой О.Ю., Нефедьевой Т.Д., осуществляющих трудовую деятельность в магазине по адресу: г. Орск. пер. Нежинский, д. 13.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.
СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" установлено, что на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (п. 13.2).
Руководитель организации торговли обеспечивает, в числе прочего, выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника (п. 14.1).
Пунктом 5.1.4 СП 3.1.958-00. 3.1. "Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила" (утв. Минздравом России 01.02.2000) предусмотрено, что меры профилактики в отношении источников ВГA (активное и раннее выявление) имеют вспомогательное значение. Они наиболее важны в коллективах детей, среди работников организаций общественного питания, торговли пищевыми продуктами и других организаций. Лица, подозреваемые как источник инфекции, подвергаются углубленному клинико-лабораторному обследованию (с определением активности аланин-аминотрансферазы и обследованию на наличие маркеров ГA, прежде всего выявление анти-ВГA IgM в крови).
Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" также в качестве обязательной предусмотрена в том числе вакцинация от вируса гепатита В, кори, дифтерии и столбняка.
Управлением в ходе проверки установлено и зафиксировано в акте проверки, что в отношении сотрудников Кулкаевой Н.Я., Корольковой О.Ю., Нефедьевой Т.Д., осуществляющих трудовую деятельность в магазине по адресу: г. Орск. пер. Нежинский, д. 13, отсутствуют сведения о профилактических прививках против гепатита А и В, а также кори, дифтерии и столбняка, что свидетельствует о нарушении заявителем с части 2 статьи 17 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 13.2, 14.1 СП 2.3.6.1066-01.
Доводы общества о том, что обязательными для сотрудников магазина прививками являются только прививки от кори и гриппа, иные прививки допускаются по желанию, также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат вышеприведенным нормативным положениям, в соответствии с которыми в качестве обязательной предусмотрена вакцинация от вируса гепатита В, кори, дифтерии и столбняка. Суд апелляционной инстанции также отмечает, что обществу пунктом 79 предложено представить сведения о профилактических прививках, обязанность провести вакцинацию данным пунктом предписания на общество не возложена.
В соответствии с пунктом 161 предписания обществу предписано обеспечить наличие в магазине "Красное&Белое" по адресу: с. Илек, ул. Забайкальская, д. 27 двух входов - для покупателей и для персонала, загрузки товара, выноса мусора.
Согласно пункту 1.3 СП 2.3.6.1066-01 Ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли, должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками.
В силу пункта 5.2 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
Между тем, Управлением установлено и зафиксировано в акте проверки, что в нарушение требований, предусмотренных пунктом 5.2 СП 2.3.6.1066-01, в магазине по адресу с. Илек, ул. Забайкальская, д. 27 имеется один вход для посетителей и персонала, в то же время через указанный вход осуществляется приемка и загрузка товара в складские помещения, вынос мусора осуществляется через торговый зал, что свидетельствует о несоблюдении поточности.
Пунктом 170 оспариваемого предписания заявителю предписано оборудовать производственную канализацию, не объединенную с канализацией жилого дома в магазине по адресу: г. Бузулук, 3 микрорайон д. 20.
Согласно пункту 3.7 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий.
Однако в нарушение данного пункта СП 2.3.6.1066-01, канализация - централизованная объединена с канализацией жилого дома. Факт объединения канализационных сетей подтверждается письмом ООО "Управляющая компания "Служба заказчика" от 30.05.2019 N 1834. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о незаконности пункта 170 предписания подлежат отклонению как документально не подтвержденные.
Доводы подателя жалобы о том, что магазины "Красное и Белое" осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами и нескоропортящимися продовольственными товарами в промышленной упаковке, в связи с чем проведение производственного контроля посредством лабораторных исследований на таких объектах не требуется, со ссылкой на пункты 30, 31, 45 оспариваемого предписания подлежат отклонению.
Так, согласно отзыву Управления (т.д. 2, л.д. 109) пункты 30, 31, 45 исключены из оспариваемого предписания. Кроме того, согласно аудиопротоколу в судебном заседании 13.10.2020 факт исключения указанных пунктов из оспариваемого предписания также подтвержден представителем Управления, при этом на вопрос суда подтверждает ли заявитель факт исключения пунктов 30, 31, 45 представитель общества ответил утвердительно, также подтвердив таким образом факт исключения соответствующих пунктов предписания.
При таких обстоятельствах, суд признает доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункты 30, 31, 45 оспариваемого предписания необоснованными.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что предписание содержит законные и обоснованные требования к заявителю, об устранении выявленных нарушений технических регламентов и санитарных правил.
Факт выявленных нарушений, указанных в оспариваемом предписании, подтвержден представленными доказательствами, в связи с чем, у заинтересованного лица имелись основания для направления заявителю предписания с указанием на устранение выявленных нарушений в установленный в нем срок.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, в предписании имеются ссылки на нормы действующего законодательства, нарушение которых допущено заявителем.
Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить. Срок исполнения предписания является разумным, а предписание исполнимым.
При этом как обоснованно отмечено судом первой инстанции, устранение обществом части выявленных нарушений после проверки не свидетельствует о незаконности предписания на момент его вынесения.
Таким образом, совокупность предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания предписаний недействительными полностью судом первой инстанции не установлена, апелляционный суд поддерживает данный вывод.
Доводы апелляционной жалобы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-14746/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14746/2019
Истец: ООО "АЛЬФА ОРЕНБУРГ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3367/2021
09.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15234/20
22.10.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14746/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14746/19