Екатеринбург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А71-14990/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2020 по делу N А71-14990/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике о признании недействительным предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 11.06.2019 N 29-О/6, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Росприроднадзор) по Удмуртской Республике.
Определением суда от 28.10.2019 по ходатайству заявителя на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике на надлежащего - Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090) (далее - заинтересованное лицо, управление) в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, о чем в государственный реестр внесена запись от 27.09.2019 N 2195958804237.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2020 признано недействительным вынесенное Управлением предписание от 11.06.2019 N 29-О/6 в части обязания устранения нарушения, выразившегося в неосуществлении учета отходов, принятых от других лиц, в результате деятельности которых образуются отходы. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в ходе проверки в 2019 году факты сброса фильтрата на почву и загрязнение почвы
не установлены, материалами дела не подтверждены. Предписание не отвечает требованиям исполнимости (исходя из предписания, не представляется возможным сделать вывод о том, какие необходимо выполнить действия в целях исполнения предписания, поскольку предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, а также не содержит конкретных мероприятий; заявитель утверждает, что в ходе осуществления деятельности по размещению отходов на полигоне общества не образуется отход - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный, код по ФККО 7 39 101 1239 4; ссылаясь на то, что сторонами по делу N А71-21156/2017, являлось ООО "Чистый город" и Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура, апеллянт отмечает, что в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по указанному делу, не являются доказательствами наличия у общества названного отхода
Управление в представленном отзыве с кассационной жалобой не согласно, просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 29.04.2019 N 103-П, от 15.05.2019 N 119-П, от 04.06.2019 N 146-П в период с 14.05.2019 по 15.05.2019, с 30.05.2019 по 04.06.2019 Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО "Чистый город" проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что ООО "Чистый город" в соответствии с лицензией от 28.12.2018 N 018140/П осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне твердых отходов (далее - ТБО), расположенном на 31 км Нылгинского тракта (объект НВОС 94-0118-001908-П).
Первичный учет принимаемых от юридических лиц отходов ведется обществом по массе доставляемых отходов. Масса определяется на установленных на въезде на территорию полигона весах. Лица, доставляющие отходы для размещения, предоставляют приобретенные талоны на размещение, либо диспетчерами полигона делается отметка о принятом количестве отходов в журнале приема твердых бытовых отходов. Дальнейший учет отходов ООО "Чистый город" ведется в соответствии с Порядком ведения учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок учета).
Вместе с тем, по результатам анализа учтенных документов ООО "Чистый город" установлено, что учет полученных от других лиц отходов ведется лишь по лицам, транспортирующим отходы до полигона, т.е. фактически информация о лицах, в результате деятельности которых образуются или получены отходы, в учете не отражается, несмотря на то, что пунктом 6.6 Типового договора ООО "Чистый город" закреплена обязанность Заказчика размещения отходов предоставлять информацию Исполнителю (ООО "Чистый город") о лицах, от которых эти отходы получены.
В ходе проверки также установлено, что в результате взаимодействия поступающих на тело полигона атмосферных осадков с отходами и продуктами их разложения образуется фильтрат, который с тела полигона принудительно, при помощи канализационной насосной станции, перекачивается по фильтропроводу в пруд-накопитель, что зафиксировано в акте осмотра от 14.05.2020 и фототаблицах к нему.
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14.05.2019 пруд - накопитель фильтрата представляет собой искусственное сооружение, расположенное в центре западной стороны земельного участка, прямоугольной формы размером 200 x 125 м. Согласно справке общества от 31.05.2019 N 05-01/226 ориентировочная глубина пруда - 2,5-м, объем - 50 тыс. куб. м, пруд-накопитель имеет изоляционную пленку. Фильтрат поступает в пруд-накопитель круглосуточно и круглогодично.
В рамках проверки лабораторией АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации N RA.RU.21АС51 от 13.12.2017) была отобрана и исследована объединенная проба фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов из пруда-накопителя (фототаблица к протоколу отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды - отходов минерального и химического происхождения: фильтрат полигонов захоронения от 14.05.2019). Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа пробы отхода от 22.05.2019 N 765 От(б) фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), 7 101 1239 4), установлено острое токсическое действие отхода.
Проверкой установлено, что вид отхода - фильтрат захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 101 1239 4) - в документах учета не отражается.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что общество при эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П не осуществляет учет отходов, принятых от других лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, и не осуществляет учет отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), что является нарушением части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.06.2019 N 29.
Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике выдано предписание N 29-О/6 от 11.06.2019, в соответствии с которым ООО "Чистый город" обязано в срок до 04.06.2020 устранить нарушение части 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, выразившееся в неосуществлении учета отходов, принятых от других лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, и в неосуществлении учета отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4).
Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт вмененного обществу нарушения в части неосуществления учета отходов - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов подтвержден, оснований для признания оспариваемого акта недействительным в этой части не установлено.
Оставляя судебный акт без изменения, апелляционная инстанция не усмотрела нарушений норм права со стороны суда.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и обоснованными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Указанным Административным регламентом предусмотрена обязанность органа Росприроднадзора по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (п.п. 1 п. 68).
Согласно ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным государственным органом в соответствии с его компетенцией.
В части неосуществления обществом учета отхода - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 739 101 1239 4).
Не согласившись с предписанием в указанной части, заявителем приводит доводы о том, что в ходе осуществления деятельности по размещению отходов на полигоне общество не образует отход - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (ФККО 7 39 101 1239 4).
В силу статьи 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
В Федеральном классификаторе каталога отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, определены виды отходов (блок 7):
- 7 39 101 1139 3 - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный;
- 7 39 101 1239 4 - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014 N 541 и устанавливает процедуру подготовки юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом.
Как следует из обстоятельств дела и доказано заинтересованным лицом, в ходе проверки лабораторией АУ "Управление Минприроды УР" была отобрана и исследована объединенная проба фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов из пруда-накопителя.
Согласно протоколам результатов экотоксикологического анализа фильтрат в пруду-накопителе относятся к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный - код по ФККО 7 39 10 101 1239 4 (протокол от 22.05.2019 N 765 От(б), установлено острое токсическое действие отхода.
Обязанностью хозяйствующего субъекта является отнесение образующихся в производстве деятельности предприятия веществ к опасным отходам, определение класса опасности отхода, составление паспорта опасного отхода и представление необходимой отчетности.
Факт неосуществления обществом учета отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный установлен административным органом и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 12.09.2019 N 5-115/2019, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.10.2020 ООО "Чистый город" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ по факту осуществления обществом эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П - полигона твердых отходов, в результате которой происходит образование фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) в отсутствие учета данного вида отходов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что вопрос отнесения фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасного (код по ФККО 7 39 101 1239 4) к отходам производства, определения лабораторным путем его класса опасности, был предметом рассмотрения суда в рамка административного дела N 7-160/2018 и установлен решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 08.12.2017, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики.
Выводы о размещении в пруду-накопителе указанного отхода сделаны в состоявшихся судебных актах Арбитражного суда Удмуртской Республики и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А71-21156/2017.
Также факт наличия в пруду-накопителе отхода - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4) подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-14992/2019.
При этом законность проведения Управлением мероприятий по надзору в ходе плановой проверки (проведения экспертизы, установления класса опасности вида отхода, размещенного в пруду - накопителе) установлена решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2020 по делу N А71-15486/2019, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 N 17АП-2959/2020-АК.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти (местного самоуправления), иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Часть 3 статьи 69 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов.
Содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны не только на преюдициальном значении обстоятельств, установленных при рассмотрении дел N А71-15486/2019, N А71-14992/2019, но и на таком свойстве вступившего в законную силу судебного акта, как его обязательность в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (N А71-21156/2017).
Ссылки на то, что правовая оценка судов общей юрисдикции не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение, поскольку решение Первомайского районного суда г. Ижевска (дело N 7-160/2018) и решение Завьяловского районного суда УР (дело N 5-115/19) приняты по административным делам, а не по гражданским, правомерно была отклонена судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы общества, как основанные на неправильном применении действующего процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о доказанности заинтересованным лицом факта образования обществом в ходе своей деятельности отхода - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный.
Таким образом, предписание в части возложения обязанности по устранения нарушения, выразившегося в неосуществлении учета отхода - фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный, соответствует закону, основания для признания его недействительным в указанной части отсутствуют.
Доводы жалобы о незаконности предписания ввиду того, что его содержание не соответствует требованиям подпункта "д" пункта 70 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.06.2012 N 191, и неисполнимости предписания в связи с отсутствием в его тексте конкретного мероприятия, подлежащего выполнению, также были рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку содержание оспариваемого предписания включает в себя описание нарушения, указание на нормы действующего законодательства, которые нарушены обществом, и срок устранения нарушения.
Возложение на общество обязанности по устранению нарушения, выразившегося в неосуществлении учета отхода - фильтрата полигонов, предполагает возможность самостоятельного выбора юридическим лицом способа исполнения предписания, в связи с чем отсутствие в предписании указания на конкретные мероприятия не нарушает прав и законных интересов общества и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания в данной части.
Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт вмененных обществу нарушений установлен судами, требования предписания являются исполнимыми, на общество не возложены обязанности, не относящиеся к его деятельности, суды обосновано исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Закона об отходах.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2020 по делу N А71-14990/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.