Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А34-3880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Васильченко Н.С., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Вербена-Фарма" (далее - общество "Аптека "Вербена-Фарма") на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2020 по делу N А34-3880/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От государственного казенного учреждения "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" (далее - учреждение "МИАЦ в Курганской области") поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение "МИАЦ в Курганской области" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу "Аптека "Вербена-Фарма" об обязании вывезти со склада акционерного общества "Курганфармация", расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, д. 60, некачественный товар в количестве 297 упаковок лекарственного препарата "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" серий AW15011A, AW15013A, AW15017A, AW15016A производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л" (Румыния) общей стоимостью 416 817 руб. 72 коп., взыскании 416 817 руб. 72 коп. убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Курганфармация" (далее - общество "Курганфармация"), общество с ограниченной ответственностью "Актавис", общество с ограниченной ответственностью "Тева" (далее - общество "Тева"), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Департамент здравоохранения Курганской области.
Решением суда от 07.12.2020 исковые требования удовлетворены частично, с общества "Аптека "Вербена-Фарма" в пользу учреждения "МИАЦ в Курганской области" взысканы денежные средства в размере 416 817 руб. 72 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Аптека "Вербена-Фарма" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя, истцом не доказана совокупность элементов состава правонарушения, необходимая для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков. Как утверждает кассатор, вина ответчика в отзыве лекарственного препарата из обращения его производителем отсутствует, истцом не доказана причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями ответчика. При этом заявитель жалобы указывает, что ответственность перед покупателем за передачу товара ненадлежащего качества несет изготовитель (продавец), а не поставщик лекарств по госконтракту; учреждение "МИАЦ в Курганской области", не являясь стороной государственного контракта, заключенного между Департаментом здравоохранения Курганской области и обществом "Аптека "Вербена-Фарма", не вправе выдвигать возражения в отношении ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "МИАЦ в Курганской области" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом здравоохранения Курганской области (заказчик) и обществом "Аптека "Вербена-Фарма" (поставщик) на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме (номер извещения 0143200003316001451) от 17.11.2016 заключен государственный контракт от 02.12.2016 N 405 на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2017 году, по условиям которого заказчик поручает, а поставщик принимает на себя осуществление поставки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2017 году в адрес получателя, указанного в приложении N 1, а именно общества "Курганфармация" (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1.2 данного контракта поставка товаров осуществляется в соответствии со спецификацией (приложение N 2): одна вторая часть потребности каждой позиции - с 5 по 15 декабря 2016 года; одна вторая часть потребности каждой позиции - с 1 по 15 апреля 2017 года.
Между Департаментом здравоохранения Курганской области и обществом "Аптека "Вербена-Фарма" заключено дополнительное соглашение от 17.03.2017 в части изменения наименования товара и количества.
Согласно пункту 1.3 государственного контракта товары, поставляемые по настоящему контракту, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации товары должны иметь сертификат и знак соответствия.
Поставщик, исполняя обязательства по контракту, поставил на склад заказчика - общества "Курганфармация", расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, д. 60, товар: лекарственный препарат "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л" (Румыния), серии AW14022А - 1 упаковку стоимостью 1 403 руб. 38 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.12.2019; серии AW15013A - 56 упаковок на сумму 78 589 руб. 28 коп., с установленным декларации о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020; серии AW15016A - 81 упаковку на сумму 113 673 руб. 78 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.09.2020; серии AW15017A - 23 упаковки на сумму 32 277 руб. 74 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.11.2020; серии AW15011A - 17 упаковок на сумму 23 857 руб. 46 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020; серии AW15011A - 178 упаковок на сумму 249 815 руб. 56 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020, что подтверждается товарными накладными от 06.12.2016 N 149, от 13.12.2016 N 186, от 24.01.2017 N 27, от 04.04.2017 N 159.
Для оплаты выставлен счет-фактура от 04.04.2017 N 159 на сумму 1 069 486 руб. 25 коп.
Поставленный товар оплачен платежными поручениями от 09.03.2017 N 515325 на сумму 463 872 руб. 42 коп., от 09.03.2017 N 515306 на сумму 578 868 руб. 18 коп., от 02.06.2017 N 196368 на сумму 1 069 489 руб. 25 коп., от 14.03.2017 N 540534 на сумму 28 138 руб. 22 коп.
Письмом от 26.03.2019 N 01И-801/19 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения информировала о принятом обществом "Тева" решении отозвать из обращения лекарственный препарат "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" серий AW14004A, АW14005A, AW14007A, AW14008A, AW14009A, AW14010B, AW14011A, AWI4012A, AW 14021A, AW14022А, АWI4023A, AW14024C, AW15001A, AW15002A. AW15003B, AW15004A, AWi5005A, AWI5006C, 4 А34-3880/2020 AW1501IA, AW15012A, AWI50I3A, AWI5014A, AWI5015A, AW150I5B, AWI5016A. AW15017A, AW15018A, AW15019A, AW16002A, AW16003A, AW16005A, AW16006A производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л." (Румыния) в связи с отменой государственной регистрации данного лекарственного препарата и исключении его из государственного реестра лекарственных средств.
Субъектам обращения лекарственных препаратов предложено предоставить в территориальный орган Росздравнадзора сведения, подтверждающие возврат указанных серий лекарственного препарата поставщикам.
Лекарственный препарат в количестве 297 упаковок изъят из обращения и перемещен в карантинную зону, о чем свидетельствует акт от 28.03.2019 N 3.
Учреждение "МИАЦ в Курганской области" направило в адрес общества "Аптека "Вербена-Фарма" письмо от 23.01.2020 о замене поставленного препарата "Флутамид" в количестве 297 упаковок серий AW15013A, AW15016A, AW15017A, AW15011A, AW15011A, а в адрес поставщика - письмо от 18.02.2020 с требованием вывезти со склада заказчика указанного выше некачественного лекарственного препарата или осуществить его замену.
В дальнейшем учреждение "МИАЦ в Курганской области" направило в адрес общества "Аптека "Вербена-Фарма" претензию от 23.03.2020 с требованием о вывозе лекарственного препарата, замене его на качественный или возвратить денежные средства, перечисленные в счет оплаты указанных лекарственных препаратов.
Указанные письма оставлены обществом "Аптека "Вербена-Фарма" без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения "МИАЦ в Курганской области" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности возместить денежные средства, уплаченные за некачественный товар.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Курганской области последний является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области.
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по созданию, развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере здравоохранения Курганской области.
В соответствии с разделом 2 Положения о Департаменте здравоохранения Курганской области Департамент осуществляет полномочия, в том числе организацию осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11); организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 12).
Принимая во внимание, что на Департамент возложены указанные функции, он явился учредителем Государственного казенного учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения в Курганской области" (далее - учреждение "ЦРО"), которое зарегистрировано 17.03.2017.
Вновь созданному 17.03.2017 учреждению для осуществления основного его вида деятельности, связанного с обеспечением граждан лекарственными препаратами, согласно сопроводительному письму от 06.05.2019 N 08-12/4461 переданы остатки медикаментов, находящихся на хранении у общества "Курганфармация" по состоянию на 01.01.2019, в том числе приобретенных Департаментом по государственному контракту от 02.12.2016 N 405.
Передача спорного товара подтверждена актом сверки, подписанным между Департаментом здравоохранения Курганской области и обществом "Курганфармация" (складом заказчика).
Согласно Постановлению Правительства Курганской области от 13.12.2016 N 399 "О создании Государственного казенного учреждения Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" с основным видом деятельности: обеспечение граждан средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, лекарственными препаратами, в том числе иммунобиологическими, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" наделено правами государственного заказчика.
Установив, что учреждению от его учредителя были переданы приобретенные у общества "Аптека "Вербена-Фарма" лекарственные средства, суды пришли к верному выводу о том, что учреждение "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" является лицом, уполномоченным собственником имущества, на осуществление прав владения, пользования и распоряжения переданным имуществом, в том числе осуществление прав, связанных с некачественностью переданного поставщиками товара.
Лекарственные препараты, полученные в рамках государственного контракта, с 06.05.2019 находились на законных основаниях в хозяйственном ведении учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" и были учтены в бухгалтерском учете, что подтверждается выпиской карточки счета 304.04 за 2019, выпиской из оборотно-сальдовой ведомости по счету 106.ЗП за период с 01.01.2020 по 23.03.2020.
В соответствии со статьями 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридических лиц в форме присоединения имеет место универсальное правопреемство. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Таким образом, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в полном объеме, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, независимо от того, отражены ли данные обязательства в передаточном акте (статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Курганской области от 04.07.1997 N 55 "Об управлении государственным имуществом Курганской области", Постановлением Правительства Курганской области от 27.12.2010 N 610 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Курганской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Курганской области и внесения в них изменений" на основании Постановления Правительства Курганской области от 30.04.2019 N 130 "О реорганизации учреждения "МИАЦ в Курганской области" и учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (в редакции Постановления Правительства Курганской области от 30.07.2019 N 286) учреждение "МИАЦ в Курганской области" и учреждение "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" были реорганизованы в форме присоединения учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" к учреждению "МИАЦ в Курганской области".
Вопреки доводам заявителя, поскольку учреждение "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" реорганизовано и прекратило деятельность в форме присоединения к другому юридическому лицу - учреждению "МИАЦ в Курганской области" и последнему перешли все права от учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения", суды пришли к верному выводу о наличии у истца правовых оснований для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 518 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 названного Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Согласно пункту 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В силу пункта 1 статьи 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
В соответствии с пунктом 38 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств недоброкачественным лекарственным средством признается лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо, в случае ее отсутствия, требованиям нормативной документации или нормативного документа.
В соответствии со статьей 64 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты, находящиеся в обращении в Российской Федерации, подлежат мониторингу эффективности и безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, индивидуальной непереносимости, предупреждения медицинских работников, специалистов в области ветеринарии, пациентов или владельцев животных и их защиты от применения таких лекарственных препаратов (пункт 1).
Фармаконадзор осуществляется соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке путем анализа предоставляемой субъектами обращения лекарственных средств информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах (пункт 2).
В силу части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 27 Закона об обращении лекарственных средств соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в Государственный реестр лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об обращении лекарственных средств решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае представления соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заключения о риске или об угрозе здоровью, жизни человека или животного при применении лекарственного препарата, превышающих его эффективность, по результатам осуществляемого им мониторинга безопасности лекарственного препарата.
Судами установлено, что в данном случае государственная регистрация лекарственного препарата с указанными сериями отменена и исключена государственного реестра лекарственных средств (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 26.03.2019 N 01И-801/19).
В соответствии с пунктом 2 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674, недоброкачественные лекарственные средства и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в отношении лекарственных средств для медицинского применения либо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения или решению суда.
Частью 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право покупателя при обнаружении недостатков предъявить требования, связанные с недостатками товара, если на товар установлен гарантийный срок, в течение гарантийного срока.
Согласно материалам дела недостатки товара обнаружились в результате направления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения письма от 26.03.2019 N 01И-801/19, которым лица проинформированы о принятом обществом "Тева" решении отозвать из обращения лекарственный препарат "Флутамид" производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л." (Румыния) в связи с отменой государственной регистрации данного лекарственного препарата и исключении его из государственного реестра лекарственных средств.
Установив, что некачественность лекарственных средств, исключающая возможность их использования, выявлена в пределах срока годности, а замена товара на аналогичный не представляется возможной, суды, признав правомерным требование истца о взыскании денежных средств, составляющих стоимость некачественного товара, обоснованно удовлетворили исковые требования в заявленном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2020 по делу N А34-3880/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аптека "Вербена-Фарма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.