Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-3976/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А34-3880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Вербена-Фарма" на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2020 по делу N А34-3880/2020.
Государственное казенное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" (далее - истец, ГКУ "МИАЦ в Курганской области") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аптека "Вербена-Фарма" (далее - ответчик, ООО "Аптека "Вербена-Фарма", общество) с требованием об обязании вывезти со склада истца - АО "Курганфармация", расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, 60, некачественный товар в количестве 297 упаковок лекарственного препарата "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" серий AW15011A, AW15013A, AW15017A, AW15016A производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л" (Румыния) общей стоимостью 416 817 руб. 72 коп., о взыскании убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, в размере 416 817 руб. 72 коп. (с учетом уточнения требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 20.04.2020 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 10.06.2020 в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "КУРГАНФАРМАЦИЯ", общество с ограниченной ответственностью "Актавис", общество с ограниченной ответственностью "Тева", Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Курганской области.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Аптека "Вербена-Фарма" в пользу ГКУ "МИАЦ в Курганской области" взысканы денежные средства в размере 416 817 руб. 72 копейки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие возникновения права у истца на обращение в суд с исковым требованием о взыскании убытков, поскольку отсутствовала перемена лиц в обязательстве. Полагает, что отсутствуют основания для взыскания убытков, ввиду недоказанности наличия таких оснований. Отсутствуют доказательства, подтверждающие факт передачи лекарственного препарата от Департамента к ГКУ "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения в Курганской области.
В представленных отзывах ГКУ "МИАЦ в Курганской области", Департамент здравоохранения Курганской области и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.12.2016 между Департаментом здравоохранения Курганской области (заказчик) и ООО "Аптека "Вербена-Фарма" (поставщик, ответчик) на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме (номер извещения 0143200003316001451) от 17.11.2016 заключен государственный контракт N 405 на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2017 году, по условиям которого заказчик поручает, а поставщик принимает на себя осуществление поставки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2017 году в адрес получателя, указанного в приложении N 1, а именно ОАО "Курганфармация" (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта поставка товаров осуществляется в соответствии со спецификацией (приложение N 2): одна вторая часть потребности каждой позиции - с 5 по 15 декабря 2016 года; одна вторая часть потребности каждой позиции - с 1 по 15 апреля 2017 года.
17.03.2017 между Департаментом здравоохранения и ООО "Аптека "Вербена-Фарма" заключено дополнительное соглашение в части изменения наименования товара и количества (том 1 л.д. 14).
Согласно пункту 1.3 контракта товары, поставляемые по настоящему контракту должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия.
Поставщик, исполняя обязательства по контракту, поставил на склад заказчика - АО "Курганфармация", расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, 60, товар:
- лекарственный препарат "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л" (Румыния):
- серии AW14022А - 1 упаковку стоимостью 1 403 руб. 38 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.12.2019;
- серии AW15013A - 56 упаковок на сумму 78 589 руб. 28 коп., с установленным декларации о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020;
- серии AW15016A - 81 упаковку на сумму 113 673 руб. 78 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.09.2020;
- серии AW15017A - 23 упаковки на сумму 32 277 руб. 74 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.11.2020;
- серии AW15011A - 17 упаковок на сумму 23 857 руб. 46 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020;
- серии AW15011A - 178 упаковок на сумму 249 815 руб. 56 коп., с установленным деклараций о соответствии в отношении лекарственного средства сроком годности до 01.08.2020 что подтверждается товарными накладными N 149 от 06.12.2016, N 186 от 13.12.2016, N 27 от 24.01.2017, N 159 от 04.04.2017 (том 1 л.д. 22-31), и выставил для оплаты счет-фактуру N 159 от 04.04.2017 на сумму 1 069 486 руб. 25 коп. (том 1 л.д. 33-34).
Факт оплаты поставленного товара подтвержден платежными поручениями N 515325 от 09.03.2017 на сумму 463 872 руб. 42 коп., N 515306 от 09.03.2017 на сумму 578 868 руб. 18 коп., N 196368 от 02.06.2017 на сумму 1 069 489 руб. 25 коп., N 540534 от 14.03.2017 на сумму 28 138 руб. 22 коп. (том 1 л.д. 32, 35-37).
Письмом от 26.03.2019 N 01И-801/19 Росздравнадзор информировал о принятом ООО "Тева" решении отозвать из обращения лекарственный препарат "Флутамид, таблетки 250 мг 90 шт., флаконы темного стекла, пачки картонные" серий AW14004A, АW14005A, AW14007A, AW14008A, AW14009A, AW14010B, AW14011A, AWI4012A, AW 14021A, AW14022А, АWI4023A, AW14024C, AW15001A, AW15002A. AW15003B, AW15004A, AWi5005A, AWI5006C, AW1501IA, AW15012A, AWI50I3A, AWI5014A, AWI5015A, AW150I5B, AWI5016A. AW15017A, AW15018A, AW15019A, AW16002A, AW16003A, AW16005A, AW16006A производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л." (Румыния), в связи с отменой государственной регистрации данного лекарственного препарата и исключении его из государственного реестра лекарственных средств.
Субъектам обращения лекарственных препаратов предложено предоставить в территориальный орган Росздравнадзора сведения, подтверждающие возврат указанных серий лекарственного препарата поставщикам (том 1 л.д. 91).
28.03.2019 лекарственный препарат в количестве 297 упаковок изъят из обращения и перемещен в карантинную зону, о чем свидетельствует акт N 3 (том 1 л.д. 93).
23.01.2020 истец в силу своих полномочий в адрес ответчика направил письмо о замене поставленного препарата "Флутамид" в количестве 297 упаковок серий AW15013A, AW15016A, AW15017A, AW15011A, AW15011A (том 1 л.д. 95-97).
18.02.2020 истцом в адрес ответчика направлено письмо с требованием о вывозе со склада заказчика вышеуказанного некачественного лекарственного препарата или осуществить замену (том 1 л.д. 10-102).
23.03.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о вывозе лекарственного препарата, замене его на качественный или возвратить денежные средства, перечисленные в счет оплаты указанных лекарственных препаратов (том 1 л.д. 104-107).
Факт направления истцом в адрес ответчика писем, а также претензии подтвержден скриншотами.
Посчитав, что отзыв препарата из обращения причинил истцу убытки в размере 416 817 руб. 72 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик обязан возместить денежные средства, уплаченные за недоброкачественный товар.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В апелляционной жалобе ООО "Аптека "Вербена-Фарма" указывает на отсутствие у истца права на обращение в суд с рассматриваемым требованием, поскольку правопреемство в рамках заключенного контракта не было проведено.
Согласно части 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Между тем, податель апелляционной жалобы не учитывает, что в настоящем случае отсутствовала перемена лиц в рамках государственного контракта N 405.
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Курганской области - Департамент здравоохранения Курганской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области.
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по созданию, развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере здравоохранения Курганской области.
Согласно разделу 2 Положения о Департаменте здравоохранения Курганской области, Департамент осуществляет полномочия, в том числе:
- пункт 11: организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- пункт 12: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"):
Принимая во внимание, что на Департамент возложены указанные функции, он явился учредителем Государственного казенного учреждения "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения в Курганской области" (далее ГКУ "ЦРО"), которое зарегистрировано 17.03.2017.
В силу пункта 1, 2 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 2 статьи 161 БК РФ).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 ГК РФ).
Учитывая, что Департамент явился учредителем ГКУ "ЦРО", то вновь созданному 17.03.2017 учреждению, для осуществления основного его вида деятельности, связанного для "обеспечения граждан лекарственными препаратами...", согласно сопроводительному письму от 06.05.2019 N 08-12/4461 (том 1 л.д. 85) переданы остатки медикаментов, находящихся на хранении у АО "Курганфармация" по состоянию на 01.01.2019, в том числе приобретенных Департаментом по государственному контракту N 405 от 02.12.2016, то есть спорный товар.
Подтверждением передачи спорного товара вопреки доводам апелляционной жалобы является акт сверки между Департаментом здравоохранения Курганской области и АО "Курганфармация" (складом заказчика) (том 1 л.д. 86-88).
Согласно постановлению Правительства Курганской области N 399 от 13 декабря 2016 года "О создании Государственного казенного учреждения Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (далее - ГКУ "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения") с основным видом деятельности -обеспечение граждан средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, лекарственными препаратами, в том числе иммунобиологическими, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для осуществления указанного вида деятельности ГКУ "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" наделено правами государственного заказчика.
Таким образом, учреждению от его учредителя были переданы приобретенные у ООО "Аптека "Вербена-Фарма" лекарственные средства.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ГКУ "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" является лицом, уполномоченным собственником имущества, на осуществление прав владения, пользования и распоряжения переданным имуществом, в том числе осуществление прав, связанных с не качественностью переданного поставщиками товара.
Лекарственные препараты, являющиеся предметом судебного спора, находились с 06.05.2019 на законных основаниях в хозяйственном ведении ГКУ "ЦРО" и были учтены в бухгалтерском учете, что подтверждается выпиской карточки счета 304.04 за 2019 ГКУ "ЦРО" (том 1 л.д. 89), выпиской из оборотно-сальдовой ведомости по счету 106.ЗП за 01.01.2020-23.03.2020 (том 1 л.д. 90).
В соответствии со статьями 58, 59 ГК РФ при реорганизации юридических лиц в форме присоединения имеет место универсальное правопреемство. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Следовательно, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходя права и обязанности присоединенного юридического лица в полном объеме, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, независимо от того, отражены ли данные обязательства в передаточном акте.
Таким образом, при реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу закона (статья 387 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Курганской области от 4 июля 1997 года N 55 "Об управлении государственным имуществом Курганской области", Постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 года N 610 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Курганской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Курганской области и внесения в них изменений" на основании Постановления Правительства Курганской области от 30.04.2019 N 130 "О реорганизации Государственного казенного учреждения "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" и Государственного казенного учреждения Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (в редакции Постановления Правительства Курганской области от 30.07.2019 N 286) Государственное казенное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" и Государственное казенное учреждение Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" было реорганизовано в форме присоединения Государственного казенного учреждения Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" к Государственному казенному учреждению "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области".
Государственное казенное учреждение Курганской области "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (ИНН 4501213110, ОГРН 1174501001157) реорганизовано и прекратило деятельность в форме присоединения к другому юридическому лицу: государственному казенному учреждению "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" (ИНН 4501090490, ОГРН 1024500515973).
Следовательно, ГКУ "МИАЦ в Курганской области" перешли все права от ГКУ "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения", в связи с чем отсутствуют основания для вывода об отсутствии у истца правовых оснований для обращения с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании пункта 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Пунктом 2 статьи 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В силу пункта 1 статьи 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
В соответствии с пунктом 38 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств недоброкачественным лекарственным средством признается лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо, в случае ее отсутствия, требованиям нормативной документации или нормативного документа.
В соответствии со статьей 64 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты, находящиеся в обращении в Российской Федерации, подлежат мониторингу эффективности и безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, индивидуальной непереносимости, предупреждения медицинских работников, специалистов в области ветеринарии, пациентов или владельцев животных и их защиты от применения таких лекарственных препаратов (п. 1).
Фармаконадзор осуществляется соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке путем анализа предоставляемой субъектами обращения лекарственных средств информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах (пункт 2).
В силу части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 27 Закона об обращении лекарственных средств соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в ГРЛС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об обращении лекарственных средств решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае представления соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заключения о риске или об угрозе здоровью, жизни человека или животного при применении лекарственного препарата, превышающих его эффективность, по результатам осуществляемого им мониторинга безопасности лекарственного препарата.
С учетом изложенного, нахождение лекарственного средства в Государственном реестре лекарственных средств означает его безопасность.
В данном случае государственная регистрация лекарственного препарата с указанными сериями отменена и исключена государственного реестра лекарственных средств (письмо Росздравнадзора от 26.03.2019 N 01И-801/19).
В соответствии с пунктом 2 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674 недоброкачественные лекарственные средства и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в отношении лекарственных средств для медицинского применения либо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - уполномоченный орган) или решению суда.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель в том числе вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Согласно части 3 статьи 470 ГК РФ гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Частью 3 статьи 477 ГК РФ предусмотрено, что если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Статьей 476 ГК РФ, в зависимости от момента возникновения недостатков товара и обстоятельств того, представляется ли продавцом гарантия на товар или нет, предусмотрено на ком лежит ответственность за недостатки товара.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Иными словами, пунктом 2 статьи 476 ГК РФ установлена презумпция вины продавца и его ответственности за недостатки переданного товара.
Согласно статьи 477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
В соответствии с вышеназванной нормой права в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
В рассматриваемом случае на предоставленный товар установлен срок годности. Истцом предъявлены требования в течение срока годности товара.
Недостатки товара обнаружились в результате направления письма от 26.03.2019 N 01И-801/19 Росздравнадзором, которым лица проинформированы информировал о принятом ООО "Тева" решении отозвать из обращения лекарственный препарат "Флутамид, производства "С.К. Синдан-Фарма С.р.Л." (Румыния), в связи с отменой государственной регистрации данного лекарственного препарата и исключении его из государственного реестра лекарственных средств.
Вина истца в возникновении недостатков отсутствует.
Поскольку некачественность лекарственных средств, исключающая возможность их использования, выявлена в пределах срока годности товара на аналогичный не представляется возможной, то истцом правомерно заявлено требование о взыскании денежных средств, связанных с возвратом ненадлежащего товара, т.е. фактически стоимости некачественного товара. Суд отмечает, что такая обязанность на поставщика возместить стоимость некачественного товара возложена законом.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2020 по делу N А34-3880/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Вербена-Фарма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3880/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "Аптека "Вербена-Фарма"
Третье лицо: АО "Курганфармация", Департамент здравоохранения Курганской области, ООО "Актавис", ООО "Тева", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд