Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А47-11069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Громовой Л. В., Абозновой О. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Сагайдак Ирины Павловны и акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2020 по делу N А47-11069/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание, проведенное с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, явку обеспечил представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Хусаинова Э.Р. (доверенность от 21.12.2020 N 27).
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель индивидуального предпринимателя Сагайдак Ирины Павловны - Астафьев Д.Н. (доверенность от 25.06.2020 N 56 АА 2510105).
Индивидуальный предприниматель Сагайдак Ирина Павловна (далее - предприниматель Сагайдак И.П., истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - общество "Газпром газораспределение Оренбург", ответчик) об обязании заключить договор по техническому обслуживанию газопроводов и их аварийно-диспетчерское обеспечение в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2020 разногласия сторон при заключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления урегулированы в следующем порядке:
Раздел 1 "Предмет договора" принят в следующей редакции:
Пункт 1.1 Исполнитель обязуется выполнить объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления и газораспределения, принадлежащих Заказчику на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с действующей нормативно -технической документацией, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы.
Пункт 1.2 Место расположения, перечень, наименование объектов сети газопотребления и газораспределения Заказчика, границы обслуживания:
1. Склад N 16 (Б46), Склад N 17 (Б47Б47а) по адресу: г. Орск, ул. Вокзальное шоссе, д. 28, (Protherm 100 KLO Grizzly - 2 шт., Гобой - 1 G25 - 1 шт., ПД - 1 шт., ПТ - 14 шт.).
2. Газопровод высокого давления - Газопровод к котельным АБК и гаража, ул. Вокзальное шоссе, 28 (+ внутрянка), протяженностью 57, 45 м., Газопровод низкого давления - ул. Вокзальное шоссе, 28 (+ внутрянка, литера N Б47; Б47а), протяженностью - 178,55 м.
3. Газопровод высокого давления - Расширение газораспределительной сети по Вокзальному шоссе, 32 ("Автотранс плюс 2"), протяженностью 102 м., Газопровод низкого давления - Расширение газораспределительной сети по Вокзальному шоссе, 32 ("Автотранс плюс 2"), протяженностью 276,3 м.".
Раздел 2 "Обязанности сторон" принят в следующей редакции:
Пункт 2.1 подпункт 2.1.1 Производить работы по техническому обслуживанию и ремонту в объеме и сроки, указанные в Протоколе согласования договорной цены и графиках технического обслуживания сетей газопотребления и газораспределения (Приложение N 1), который является неотъемлемой частью настоящего договора, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", ГОСТ Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления к эксплуатации. Эксплуатационная документация".
Пункт 2.1 подпункт 2.1.4 Перед заключением договора на техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, по письменному запросу Заказчика, предоставлять на ознакомление: - документы об обучении и аттестации в установленном порядке персонала Исполнителя, непосредственно выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту на объекте Заказчика; - паспорта, сертификаты, акты метрологической поверке на используемое оборудование, приборы, инструменты и материалы, в случае их использования при выполнении вышеуказанных работ на объекте Заказчика; - удостоверение сотрудника Исполнителя, выполняющего работы на объекте Заказчика.
Пункт 2.1 подпункт 2.1.5 Предварительно, не менее чем за 5 рабочих дней любыми доступным способом уведомить Заказчика о проведении каких-либо работ, определенных договором, в том числе и.
Пункт 2.1 подпункт 2.1.6 На основании письменного обращения Заказчика, в течении 30 дней предоставлять Заказчику выписку из прейскуранта Исполнителя в части работ по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления, оговоренных в договоре.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.2 Передать Исполнителю копии проектной и исполнительно-технической документации на Объекты.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.4 Заказчик ежегодно, перед отопительным сезоном, предоставляет Исполнителю документацию, срок действия которой истекает:
- Свидетельство о метрологической поверке средств измерений, систем контроля загазованности и сигнализации, если работа по поверке не предусмотрена настоящим договором (Приложение N 1).
- Протокол проведения инструктажа лица, ответственного за безопасную эксплуатацию сети газопотребления и газораспределения, если данный вид работ не предусмотрен настоящим договором (Приложение 1).
- Акт о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов, если данный вид работ не предусмотрен настоящим договором (Приложение 1).
- Приказ о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию сети газопотребления и газораспределения и лиц, допущенных к эксплуатации газоиспользующего оборудования.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.5 В соответствии с требованиями Правил охраны газораспределительных сетей, обеспечить охранную зону газопровода, в которой запрещается посадка деревьев, складирование материалов, а также проведение земляных работ без предварительного согласования с Исполнителем. Соблюдать требования действующего законодательства в области газоснабжения, технических регламентов и Национальных стандартов ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 54961-2012.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.8:
- Ежеквартально проверять состояние дымоотводящих и вентиляционных систем, а в зимнее время обеспечить 1 раз в месяц осмотр оголовков дымоходов с целью предотвращения их обмерзания и закупорки, раз в год других систем; Производить покраску надземных газопроводов и сооружений на них, выравнивать и укреплять поддерживающие опоры газопроводов, содержать ограждения сооружений на газопроводах, территорию внутри ограждений и снаружи на 1 метр в ухоженном состоянии;
- Своевременно производить ремонт и замену технических и технологических устройств, отдельных комплектующих частей и деталей пришедших в негодность или в связи с истечением их срока службы, если это не предусмотрено настоящим договором.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.10 Производить техническое обслуживание, ремонт и поверку систем контроля загазованности и средств измерения в сроки, определяемые паспортами заводов - изготовителей, если это не предусмотрено настоящим договором (Приложение 1).
Пункт 2.2 подпункт 2.2.11 Не реже, чем 1 раз в квартал подписывать акт выполненных работ по факту их выполнения либо представить мотивированный отказ в течении 5 рабочих дней со дня представления акта Исполнителем. В случае не представления Исполнителю мотивированного отказа и подписания Заказчиком акта выполненных работ в указанный срок, акт считается подписанный обеими сторонами договора и подлежит исполнению.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.12 Устранять нарушения, отраженные в письменных уведомлениях Исполнителя, направленных на выполнение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации сетей газопотребления и газораспределения, обоснованных действующими нормативными правовыми актами и руководящими документами.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.13 Содержать помещение, где установлено газовое оборудование в исправном и надлежащем санитарно-техническом состоянии, отвечающем требованиям действующих нормативно-технических документов.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.14 Определить круг лиц, уполномоченных подписывать акты выполненных работ (ФИО, должность): от Заказчика: ИП Сагайдак И.П. (в случае подписания акта выполненных работ уполномоченным от Заказчика лицом с обязательным приложением заверенной копии документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание акта), от Исполнителя: главный инженер Д.В. Бухало.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.15 Не реже двух раз в год производить сверку взаиморасчетов с оформлением двухстороннего акта.
Пункт 2.2 подпункт 2.2.16 Во всех остальных вопросах по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и газопотребления, не урегулированных договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.3 подпункт 2.3.1 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", обеспечить охранную зону газопровода, принадлежащего Заказчику.
Раздел 3 "Цена и порядок расчетов" принят в следующей редакции:
Пункт 3.1 Цена настоящего договора является договорной, рассчитывается на основании Прейскуранта цен на услуги газовых хозяйств по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения (далее - Прейскурант) и определяется протоколом согласования договорной цены и графика технического обслуживания сетей газопотребления и газораспределения (Приложение N 1), который является неотъемлемой частью настоящего договора и на момент его заключения составляет 111 286 руб. 54 коп. (сто одиннадцать тысяч двести восемьдесят шесть рублей 54 копейки), в том числе НДС 20% 18 547 руб. 76 коп. (восемнадцать тысяч пятьсот сорок семь рублей 76 копеек).
Пункт 3.2 Стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления и газораспределения в период действия договора пересматривается путем подписания сторонами Протокола согласования договорной цены и графика технического обслуживания сетей газопотребления и газораспределения, а также при изменении Прейскуранта. Стоимость работ также может быть изменена в течении года в связи с изменением цен на используемые материалы и (или) изменением нормативных актов путем подписания дополнительного соглашения.
Пункт 3.3 Расчеты за работы по настоящему договору производятся со счета Заказчика на счет Исполнителя путем внесения предоплаты в течении 30 дней после вступления в силу настоящего договора в размере 100% от цены договора.
Пункт 3.5 Подтверждением совершенного платежа является факт поступления денег на расчетный счет Исполнителя.
Пункт 3.6 При осуществлении расчетов в платежном поручении в назначении платежа указывать номер договора в соответствии с его регистрацией, а именно договор N 201909190900/(10)02-104/000380-20.
Раздел 4 "Ответственность сторон" принят в следующей редакции:
Пункт 4.2 В случае невыполнения Заказчиком пункта 3.3. настоящего договора, исполнитель приостанавливает выполнение своих обязанностей и ответственности за техническое состояние объектов Заказчика не несет, а также имеет право расторгнуть договор.
Раздел 5 "Прочие условия" принят в следующей редакции:
Пункт 5.10 Работы по текущему и капитальному ремонту газопроводов, технических и технологических устройств, газоиспользующего оборудования Исполнитель выполняет по отдельному договору, кроме работ, предусмотренных в Приложении N 1.
Пункт 5.11 Техническое обслуживание сети газопотребления и газораспределения без договора не производится.
Пункт 5.12 Настоящий договор носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению организациям и лицам, не связанным с выполнением данного договора. Приложение N 1 к договору N (102)02-104/000380-19 "Протокол согласования договорной цены на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов, технических и технологических устройств, газоиспользующего оборудования" принять в редакции акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель Сагайдак И.П. обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы возражает против редакции ответчика по следующим пунктам договора:
- 1.1 редакция ответчика противоречит пункту 9 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Правила N 542);
-1.2 редакция ответчика противоречит проектной-технической документации газопровода, техническим паспортам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.12.2011;
- 2.1.1 редакция ответчика содержит положение, которое является предметом и ценой договора; согласовать конкретные объемы и сроки, указать в протоколе согласования договорной цены и графиках технического обслуживания сетей газопотребления и газораспределения заказчик сможет после предоставления исполнителем надлежаще заверенной копии прейскуранта, являющейся неотъемлемой частью договора;
- 2.1.4 истец настаивает на своей редакции договора, поскольку в силу статьи 726 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда;
- 2.1.5 истец настаивает на принятие данного пункта в своей редакции, в соответствии с частями 25,27,31 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878;
- 2.1.6 истец настаивает на своей редакции, считает не применимой ссылку ответчика на статью 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ);
- 2.2.2 заявитель настаивает на своей редакции указанного пункта, поскольку между сторонами установлен электронный документооборот;
- 2.2.4, 2.2.5 истец настаивает на своей редакции, поскольку ответчик не наделен контролирующими функциями;
- 2.2.8 исполнитель в пункте 2.2.13 принимает редакцию истца; положения данного пункта повторяют пункт 2.2.3;
- 2.2.10 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку они повторяют пункт 2.2.3, а также являются предметом договора;
- 2.2.11 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку оно не основано на норме действующего законодательства, цена и порядок расчетов регулируются частью 3 договора;
- 2.2.12 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку оно не основано на норме действующего законодательства;
- 2.2.13 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку он повторяет пункт 2.2.8;
- 2.2.14 заявитель возражает против редакции ответчика, поскольку право на подписание документов в рамках исполнения договора имеет лицо, подписавшее его, либо любое другое уполномоченное лицо, в том числе уполномоченное надлежащей доверенностью;
- 2.2.15 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку оно не основано на норме действующего законодательства, цена и порядок расчетов регулируются частью 3 договора;
- 2.2.16 истец предлагает исключить положения данного пункта, поскольку оно не основано на норме действующего законодательства, регулируется пунктом 5.5 договора и не может являться обязанностью лишь одного заказчика;
- 2.3.1 истец возражает против редакции исполнителя и настаивает на своей редакции;
- 3.1 истец возражает против редакции исполнителя в части, поскольку считает, что конкретный перечень работ может быть определен после предоставления ответчиком надлежаще заверенной копии прейскуранта в соответствии с пунктом 1.1 договора;
- 3.3, 4.2 истец возражает против редакции ответчика, поскольку положения в его редакции не основаны на нормах действующего законодательства;
- 5.9 истец настаивает на включение в договор данного пункта в следующей редакции: "Если ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть данный договор в течение срока его действия, то он считается автоматически пролонгированным, продленным на тех же условиях и на следующий календарный год. Количество пролонгаций не ограниченно";
- 5.10 истец возражает против редакции ответчика, поскольку исполнитель ограничивает права заказчика;
- 5.11 истец возражает против редакции ответчика, поскольку положение не содержит юридически значимой информации.
Общество "Газпром газораспределение Оренбург" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению ответчика, суды первой и апелляционной инстанций неверно применили к спорным отношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения), поскольку указанный нормативный акт определяет порядок подключения (технического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых и построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Заявитель полагает, что примененное Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Общество "Газпром газораспределение Оренбург" считает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" не распространяет свое действие на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Ответчик указывает, что пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации применим только в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления.
Общество "Газпром газораспределение Оренбург" полагает, что истцом не исполнены требования процессуального законодательства, поскольку при подаче искового заявления в арбитражный суд не представлен проект договора.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, письмом от 16.04.2019 исх. N 201904161616 предприниматель Сагайдак И.П. направила в адрес ответчика заявку на заключение договора.
В ответ на данное обращение, общество "Газпром газораспределение Оренбург" указало, что в соответствии с пунктом 9 Правил N 542, в адрес ответчика необходимо представить исполнительно - техническую документацию на сеть газораспределения и газопотребления, в связи с ее отсутствием невозможно определить объемы работ по техническому обслуживанию. Кроме того, для подготовки договора на выполнение производства работ по возобновлению подачи газа и газопровод высокого давления общей протяженностью 585,9 метров, расположенного по адресу: Оренбургская область, город Орск, ул. Вокзальное шоссе, д. 28, в адрес общества "Газпром газораспределение Оренбург" необходимо представить экспертизу промышленной безопасности, соответствующую требованиям Приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 "Об утверждении федеральных нор и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила N 538), а именно утвержденную Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте и внесенную в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности.
Письмом от 29.05.2019 в адрес общества "Газпром газораспределение Оренбург" направлена техническая документация с приложением.
Рассмотрев обращение истца, ответчик направил письмо от 11.06.2019 исх. N (10)05-12/1369 в котором указал, что при формировании проекта договора на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и газопотребления выявлено, что к заявлению на заключение договора не предоставлены уставные документы, подтверждающие статус юридического лица и реквизиты. В связи с тем, что газопровод высокого давления отключен от газоснабжения, до заключения договора на технологическое обслуживание необходимо первоначально заключить договор на выполнение производства работ по возобновлению подачи газа в газопровод высокого давления общей протяженностью 585,9 метров, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Вокзальное шоссе, д. 28. Для заключения данного договора в адрес филиала общества "Газпром газораспредление Оренбург" необходимо представить экспертное заключение промышленной безопасности, соответствующее требованиям Приказа N 538.
Полагая, что общество "Газпром газораспределение Оренбург" нарушает статьи 426, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации предприниматель Сагайдак И.П. обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судом первой инстанции урегулированы разногласия, возникшие у сторон при заключении спорного договора, судом учтена правовая позиция, согласно которой при рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора (урегулированию разногласий по договору).
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Поскольку общество "Газпром газораспределение Оренбург" от заключения договора не уклонялось, однако проект договора не подписан сторонами спора ввиду несогласования содержания спорных пунктов договора, суды верно расценили, что требования истца фактически сводятся в урегулированию преддоговорного спора.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Истец не согласен с редакцией пунктов 1.1, 1.2, 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.2, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.14, 2.2.15, 2.2.16, 2.3.1, 3.1, 3.3, 4.2, 5.9, 5.10, 5.11 договора, принятых судами первой и апелляционной инстанции.
Предприниматель Сагайдак И.П. настаивает на своей редакции пункта 1.1 договора: "1.1. Исполнитель по заданию-заявке заказчика обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту, которые включают в себя:
- комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
- работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
- работы по обеспечению проведения технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
- работы по организации и осуществлению технического надзора при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;
- мероприятия по хранению проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации), сети газораспределения и сети газопотребления принадлежащих Заказчику на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствии с Прейскурантом Исполнителя (надлежаще заверенная Исполнителем копия прейскуранта - приложение N 1, являющееся неотъемлемой частью договора)".
Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) закреплены правовые основы поставки газа.
К организациям, осуществляющим деятельность эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления кроме требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности относятся организации, собственник (владелец) сети газораспределения и газопотребления.
Согласно пункту 9 Правил N 542 в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Пунктами 4.2, 4.3 ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 54983-2012) предусмотрено, что организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании.
В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения должны быть определены объемы работ, выполняемых эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев объектов по обеспечению условий их безопасной эксплуатации.
С учетом изложенного суды обеих инстанции верно отметили, что пункт 1.1 в редакции истца не соответствует требованиям законодательства.
В указанном пункте истец фактически перекладывает свои обязанности, предусмотренные пунктом 9 Правил N 542, на исполнителя. Кроме того, предметом заключенного между сторонами договора могут быть только те работы, которые выполняются исполнителем на основании разрешительной документации, в связи с чем пункт 1.1 договора изложен в редакции ответчика: "Исполнитель обязуется выполнить объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления и газораспределения, принадлежащих Заказчику на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с действующей нормативно - технической документацией, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы".
В отношении пункта 1.2 договора в редакции истца, суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент исполнения обязательств ответчиком в рамках ранее заключенного договора на техническое обслуживание в 2011 году наименование газопроводов определялось и указывалось в договоре исходя из актов приемки законченного строительством объекта. В 2012 году предпринимателем Сагайдак И.П. истребована у ответчика исполнительно - техническая документация на газопроводы для оформления права собственности, обратно в адрес последнего документация не возвращена.
Довод истца о том, что документация представлена в отсканированном виде и направлена в адрес ответчика, также подлежит отклонению, поскольку доказательств указанного обстоятельства в материалы дела, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
В отношении раздела 2 договора "Обязанности сторон" суд кассационной инстанции также соглашается со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводами.
Согласно пункту 5.1.7 Национального стандарта Российской Федерации системы газораспределительные сети газопотребления "Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" ГОСТ Р 54961-2012 (далее -
ГОСТ Р 54961-2012) регламентные работы, предусмотренные договорами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления, должны выполняться по графикам, утвержденным техническим руководителем эксплуатационной организации.
Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и газопотребления в соответствии с нормами гражданского законодательства является договором возмездного оказания услуг и регламентируется положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание положения статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды правомерно определили содержание подпункта 2.1.1 пункта 2.1, 1 подпункта 2.1.4 пункта 2 договора.
Вопреки доводам истца, изложенная редакция данного пункта договора не нарушает прав заказчика на ознакомление с документацией, при этом судами учтено, что при окончании оказания услуг исполнителем составляются акты приемки оказанных услуг и равно вносятся соответствующие отметки в эксплуатационную документацию объекта, хранящуюся у заказчика.
В подпункте "и" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" дано определение "эксплуатационная организация газораспределительной сети" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.
В отсутствие доказательств передачи объектов истца в эксплуатацию ответчика, ссылки истца на пункты 25, 27, 31 указанных выше Правил, не подлежат применению.
Владельцем обслуживаемого участка газопровода является предприниматель Сагайдак И.П., следовательно, на ней лежит обязанность сохранности газораспределительных сетей в безопасном состоянии.
Принимая во внимание вышеизложенное, при заключении договора подпункт 2.1.5 пункта 2.1 обоснованно изложен в следующей редакции: "Предварительно не менее чем за 5 рабочих дней любыми доступным способом уведомить заказчика о проведении каких-либо работ определенных договором".
Как верно указал суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции в решении фактически допустил опечатку, указав после слов "работ определенных договором, в том числе и", тем самым, не завершил данное предложение, однако допущенная опечатка не привела к принятию неправильного решения по существу спора.
Редакция подпункта 2.1.6 пункта 2.1 принята судом применительно к положениям статьи 12 Закона N 59-ФЗ, что не нарушает законные интересы сторон договора и вносит правовую определенность в их отношения.
Подпункт 2.2.2 пункта 2.2 изложен судом в редакции ответчика: "передать исполнителю копии проектной и исполнительно-технической документации на объекты", как не нарушающий права и интересы участников договора. Довод предпринимателя о том, что между сторонами установлен электронный документооборот, не может критически влиять на пункт 2.2.2 договора в редакции ответчика. Исполнителю важно получить такую документацию, поскольку именно в ней содержится вся необходимая информация об обслуживании и эксплуатации оборудования.
В отношении условий подпункта 2.2.4. пункта 2.2 в редакции истца, суды верно отметили, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Абзацем 3 пункта 4.6 ГОСТ Р 54961-2012 установлено, что приборы и средства измерения, применяемые в процессе эксплуатации сетей газопотребления, должны содержаться в исправном и работоспособном состоянии в соответствии с требованиями документации изготовителей, проходить своевременную поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства средств измерений.
В пункте 5.2.2 ГОСТ Р 54961-2012 предусмотрено, что на предприятиях и в котельных должны быть назначены специально уполномоченные лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, выполняющие следующие обязанности:
- участие в рассмотрении проектной документации на реконструкцию, документации на капитальный ремонт и техническое перевооружение сетей газопотребления, приемку выполненных работ;
- участие в организации проведения производственного контроля в процессе эксплуатации опасных производственных объектов;
- контроль своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности документации опасных производственных объектов;
- контроль своевременной проверки технического состояния и восстановления работоспособности вентиляционных систем и дымоходов;
- контроль деятельности газовой службы предприятия;
- контроль своевременного заключения договоров (при необходимости) об оказании эксплуатационными организациями услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газоиспользующего оборудования;
- контроль своевременного заключения договоров об аварийно-диспетчерском обслуживании сетей газопотребления, разработка планов локализации и ликвидации аварий, а также планов взаимодействия служб предприятия с персоналом АДС эксплуатационной организации при локализации и ликвидации аварий;
- участие в организации аттестации персонала в области промышленной безопасности и работе аттестационных комиссий предприятия;
- контроль соблюдения организацией требований настоящего стандарта;
- приостановка работы потенциально-аварийного газоиспользующего оборудования;
- участие в техническом расследовании причин произошедших аварий.
Обслуживание вентиляционных каналов и дымоходов газифицированных зданий и помещений должно производиться специализированными организациями. Проверка технического состояния вентиляционных каналов и дымоходов должна производиться не реже одного раза в год (дымоходов - перед отопительным сезоном).
Результаты проверки технического состояния вентиляционных каналов и дымоходов должны оформляться актами (пункт 7.2.10 ГОСТР 54961-2012).
Ввиду изложенного, подпункт 2.2.4 пункта 2.2 верно изложен судом первой инстанции в своей редакции.
Подпункт 2.2.5 пункта 2.2 в редакции истца отсутствует. Настаивая на исключении указанного пункта из договора, предприниматель Сагайдак И.П. указывает, что в соответствии с действующим законодательством, ответчик не наделен контролирующими функциями.
Ответчик в свою очередь в представленном им протоколе урегулирования разногласий предложил изложить подпункт 2.2.5 пункта 2.2 в следующей редакции: "В соответствии с требованиями Правил охраны газораспределительных сетей, обеспечить охранную зону газопровода, в которой запрещается посадка деревьев, складирование материалов, а также проведение земляных работ без предварительного согласования с исполнителем. Соблюдать требования действующего законодательства в области газоснабжения, технических регламентов и Национальных стандартов ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 54961-2012".
Суды приняли редакцию ответчика, правомерно исходя из следующего.
Пунктами 3 - 6 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, предусмотрены правила установки и ограничения для охранных зон объектов магистральных газопроводов. В частности, в охранных зонах запрещается устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов, складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов и т.д.
Кроме того, указанные в подпункте 2.2.5 пункта 2.5 обязанности предусмотрены и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей". Таким образом, при заключении договора пункт 2.2.5 изложен судами в редакции, предложенной ответчиком, правомерно.
Возражая относительно подпункта 2.2.8 пункта 2.2 в редакции, предложенной ответчиком, истец указывает, что предложенная редакция не основана на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем абзацем 2 пункта 7.2.10 ГОСТ Р 54961-2012 предусмотрено, что обслуживание вентиляционных каналов и дымоходов газифицированных зданий и помещений должно производиться специализированными организациями, проверка технического состояния вентиляционных каналов и дымоходов должна производиться не реже одного раза в год (дымоходов - перед отопительным сезоном).
Кроме того, пунктом 9 Правил N 542 предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации).
Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Учитывая, что подпункт 2.2.8 пункта 2.2 в редакции ответчика соответствует данным требованиям, указанный подпункт обосновано изложен судами в редакции ответчика.
Подпункт 2.2.10 пункта 2.2 в редакции истца отсутствует, возражая относительно включения указанного пункта в договор, истец указывает, что исполнителю не делегированы полномочия государственных и муниципальных органов надзора.
Указанный довод подлежит отклонению, как противоречащий пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Учитывая, что подпункт 2.2.10 пункта 2.2 в редакции ответчика соответствует данным требованиям, указанный подпункт изложен судом в следующей редакции: "Производить техническое обслуживание, ремонт и поверку систем контроля загазованности и средств измерения в сроки, определяемые паспортами заводов - изготовителей, если это не предусмотрено настоящим договором (Приложение 1)".
Подпункт 2.2.11 пункта 2.2 в редакции истца отсутствует. Возражая относительно включения указанного пункта, истец утверждает, что редакция указанного подпункта, предложенная ответчиком, противоречит положениям действующего законодательства, кроме того, цена и порядок расчетов регулируются разделом 3 договора.
Суды обеих инстанций верно указали, что в редакции подпункта, предложенной ответчиком, отражается цена и порядок расчетов, в данном подпункте договора ответчик предусматривает условия приемки оказанных услуг, что не противоречат положениям действующего законодательства.
Суды приняли во внимание, что подпункт 2.2.12 пункта 2.2 договора также соответствует требованиям пункта 9 Правил N 542.
Подпункт 2.2.13 пункта 2.2 отсутствует в редакции истца, в возражениях относительно включения указанного пункта в текст договора, предприниматель Сагайдак И.П. указывает, что подпункт 2.2.13 фактически повторяет условия, предусмотренные подпунктом 2.2.8 пункта 2.2.
Отклоняя указанный довод, суды пришли к обоснованному выводу, что на основании вышеуказанных норм, подпункт 2.2.8 принят в редакции ответчика, согласно которому предусмотрена обязанность заказчика проводить проверку технического состояния вентиляционных каналов и дымоходов, а также мониторинг и само техническое обслуживание сетей.
Подпункт 2.2.13 пункта 2.2 содержит обязанность истца обеспечивать сохранность самого помещения, где установлено газовое оборудование.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанность заказчика обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность помещения, в котором расположено оборудование, предусмотрена ввиду установленных в Гражданским кодексом Российской Федерации правомочий собственника объекта (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации) или иного законного владельца (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации - договор аренды и др.) по содержанию имущества.
Относительно подпункта 2.2.14 пункта 2.2 суды пришли к выводу об изложении указанного подпункта при заключении договора в редакции ответчика.
Доводы истца о нарушении ответчиком положений действующего законодательства и противоречии подпункта статье 19 Конституции Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены.
Сопоставляя представленные в материалы дела редакции истца и ответчика, суды пришли к выводу, что редакция ответчика содержит более подробный круг лиц, уполномоченных подписывать акты.
Ответчиком указано, что при подписании акта уполномоченным лицом заказчика обязательно приложение заверенной копии документа, подтверждающего полномочия представителя, указанное условие также следует из положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В редакции протокола урегулирования разногласий ответчик просил включить в договор подпункт 2.2.15 пункта 2.2 следующего содержания: "Не реже двух раз в год производить сверку взаиморасчетов с оформлением двустороннего акта". В свою очередь, в редакции договора истца указанный подпункт отсутствует. Возражая относительно его включения в договор, предприниматель Сагайдак И.П. утверждает, что данный пункт не основан на нормах действующего законодательства, также отмечает, что сторона имеет право в любое время направить акт сверки взаиморасчетов для согласования.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, акт сверки расчетов - это двусторонний документ о результате исполнения обязательств в их денежном выражении. В нем стороны в хронологическом порядке перечисляют все операции с контрагентом за определенный период и/или по определенному договору и подтверждают размер взаимных требований. Вместе с тем, акт сверки взаимных расчетов только подтверждает наличие или отсутствие задолженности одной из сторон, возникшей на основании первичных учетных документов, такой акт не носит правоустанавливающего характера, поскольку не приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений лиц, его подписавших, а только лишь констатирует итоги их расчетов по заключенному договору. Таким образом, обязанность заказчика по составлению акта сверки не реже двух раз в год не ущемляет его права и интересы, а лишь предусматривает периодичность составления акта, при этом суды верно отметили, что указанный пункт договора не содержит ограничений по составлению акта сверки большее количество раз, чем предусмотрено договором.
В редакции договора, предложенной истцом, раздел второй подпункт 2.3.1 пункта 2.3 изложен в следующей редакции: "Стороны обязаны в соответствии с требованиями Правил охраны газораспределительных сетей, обеспечить охранную зону газопровода".
Относительно включения указанного пункта в текст договора ответчик возражает, предлагает дополнить договор пунктом 2.2.17 и изложить его в следующей редакции "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" обеспечить охранную зону газопровода, принадлежащего заказчику".
В редакции, предложенной предпринимателем Сагайдак И.П., истец предлагает фактически возложить свои обязанности по исполнению договора в рамках обеспечения охранной зоны газопровода на обе стороны договора, что противоречит пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" согласно которому обязанности, предусмотренные указанными правилами вменены юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 указанных Правил).
На основании изложенного, подпункт 2.3.1 пункта 2.3. договора обоснованно принят судами в редакции, предложенной ответчиком.
Истец, настаивая на изложении пункта 3.1 договора своей редакции указывает, что конкретный перечень работ может быть определен после предоставления ответчиком надлежаще заверенной копии прейскуранта в соответствии с пунктом 1.1 договора. Кроме того, отмечает, что заказчик самостоятельно имеет право выбора сверх ограниченного ответчиком перечня работ.
Цена договора сформирована обществом "Газпром газораспределение Оренбург" согласно представленной выписке из прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту сетей газоснабжения, что обуславливает редакцию пункта 3.1 раздела 3 "Цена и порядок расчетов".
Относительно пункта 3.3 договора судами обеих инстанций установлено следующее.
Истец в своей редакции договора указывает, что расчеты за оказанные услуги по настоящему договору производятся со счета заказчика на счет исполнителя в течение 5 рабочих дней после подписания акта оказанных услуг (выполненных работ), представленного исполнителем заказчику, а при оплате устранения аварийной ситуации в течение 5 рабочих дней после получения заказчиком от исполнителя счета на оплату.
Возражая относительно редакции истца, ответчик утверждает, что положения пункта 3.3 договора в редакции исполнителя не основаны на нормах действующего законодательства.
Принимая во внимание редакцию ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно положениям пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами) действующими в момент его заключения.
Принимая во внимание указанные нормы, права суды пришли к выводу, что при заключении сторонами договора пункт 3.3. договора следует изложить в редакции ответчика.
Пункт 4.2 договора в редакции истца отсутствует, предприниматель Сагайдак И.П. полагает, что порядок расторжения договора предусмотрен в пункте 5.2 договора, более того, указанный пункт противоречит положениям действующего законодательства и настаивает на своей редакции договора: в случае невыполнения заказчиком пункта 3.3 настоящего договора исполнитель приостанавливает выполнение своих обязанностей только в той части предоставления услуги по техническому обслуживанию и ремонту, в которой не исполнена оплата в соответствии с пунктом 1.1 договора".
Отклоняя указанный довод, суды руководствовались тем, что в предложенной истцом редакции предприниматель Сагайдак И.П. исходит из условий договора в своей редакции, тогда как судами принята иная редакция пункта 3.3 договора, что отражено в пункте пункт 4.2 договора.
Пункт 5.9 договора истец просит изложить в следующей редакции: "Если одна из сторон не изъявила желание расторгнуть данный договор в течении срока его действия, то он считается автоматически пролонгированным, продленным на тех же условиях и на следующий календарный год. Количество пролонгаций не ограничено".
В свою очередь общество "Газпром газораспределение Оренбург" просило суд исключить указанный пункт из редакции договора, ссылаясь на нормы пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев указанные доводы, суд первой инстанции исключил пункт 5.9. договора из утвержденной редакции.
В редакции истца пункт 5.10 отсутствует, возражая относительно указанного пункта договора, заказчик указывает, что исполнитель огранивает права заказчика. Положения пункта 5.10 договора в предложенной исполнителем редакции не основаны на нормах действующего законодательства.
Ответчик в указанном пункте просит изложить его в следующей редакции: "Работы по текущему и капитальному ремонту газопроводов, технических и технологических устройств, газоиспользующего оборудования исполнитель выполняет по отдельному договору, кроме работ, предусмотренных Приложением N 1".
В силу пункта 5.1.7 ГОСТР Р 54961-2012 регламентные работы, предусмотренные договорами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления, должны выполняться по графикам, утвержденным техническим руководителем эксплуатационной организации. Ремонт газопроводов должен производиться на основании ремонтных заявок потребителя газа, оформленных в результате проведения их технического обслуживания или при выявлении дефектов и неисправностей потребителями газа самостоятельно. Эксплуатационная организация должна начать работу по ремонтной заявке не позднее, чем через один календарный день после ее регистрации. Неисправности, которые могут привести к аварии или создают угрозу безопасности граждан, должны устраняться в аварийном порядке (пункт 7.1.4 ГОСТР Р 54961-2012).
Кроме того, пунктом 7.2.6 ГОСТ Р 54961-2012 предусмотрено, что ремонт или замена газоиспользующего оборудования должны производиться на основании письменных заявок потребителей, оформленных в результате проведения технического обслуживания, или при выявлении дефектов и неисправностей потребителями газа самостоятельно. Эксплуатационная организация должна начать работу по ремонтной заявке не позднее, чем через три рабочих дня после ее регистрации. Неисправности газоиспользующего оборудования, которые могут привести к аварии или создают угрозу безопасности людей, должны устраняться в аварийном порядке.
При таких обстоятельствах, суды правомерно включили в договор пункт 5.10 договора и изложили его в редакции ответчика.
В редакции истца пункт 5.11 договора отсутствует, тогда как общество "Газпром газораспределение Оренбург" просило включить пункт договора и изложить его в следующей редакции: "Техническое обслуживание сети газопотребления и газораспределения без договора не производится".
Возражая относительно включения пункта 5.11. в договор истец полагает, что он не содержит юридически значимую информацию.
Суд кассационной инстанции, оценив доводы истца, полагает, что включение судами в договор спорного пункта не нарушает права и интересы предпринимателя Сагайдак И.П., а потому названный довод не может явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Довод общества "Газпром газораспределение Оренбург" о том, что истцом не исполнены требований процессуального законодательства, поскольку проект договора при подаче искового заявления в суд истцом не приложен, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Отсутствие согласования спорных условий договора оказания услуг, являющихся в силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными, не дает оснований считать данный договор заключенным до принятия судебного решения по этим условиям.
В соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований. Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должно приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501).
В данном случае суды обоснованно урегулировали преддоговорный спор.
При принятии обжалуемых судебных актов судами нижестоящих инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено существенных нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильного решения.
Приведенные в кассационных жалобах доводы направлены на переоценку выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и поэтому подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2020 по делу N А47-11069/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5.1.7 ГОСТР Р 54961-2012 регламентные работы, предусмотренные договорами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления, должны выполняться по графикам, утвержденным техническим руководителем эксплуатационной организации. Ремонт газопроводов должен производиться на основании ремонтных заявок потребителя газа, оформленных в результате проведения их технического обслуживания или при выявлении дефектов и неисправностей потребителями газа самостоятельно. Эксплуатационная организация должна начать работу по ремонтной заявке не позднее, чем через один календарный день после ее регистрации. Неисправности, которые могут привести к аварии или создают угрозу безопасности граждан, должны устраняться в аварийном порядке (пункт 7.1.4 ГОСТР Р 54961-2012).
Кроме того, пунктом 7.2.6 ГОСТ Р 54961-2012 предусмотрено, что ремонт или замена газоиспользующего оборудования должны производиться на основании письменных заявок потребителей, оформленных в результате проведения технического обслуживания, или при выявлении дефектов и неисправностей потребителями газа самостоятельно. Эксплуатационная организация должна начать работу по ремонтной заявке не позднее, чем через три рабочих дня после ее регистрации. Неисправности газоиспользующего оборудования, которые могут привести к аварии или создают угрозу безопасности людей, должны устраняться в аварийном порядке.
...
Отсутствие согласования спорных условий договора оказания услуг, являющихся в силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными, не дает оснований считать данный договор заключенным до принятия судебного решения по этим условиям.
...
Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должно приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-3862/21 по делу N А47-11069/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3862/2021
21.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-700/2022
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3862/2021
09.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-800/2021
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11069/19