Екатеринбург |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А50-403/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС по Свердловскому району г. Перми) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А50-403/2021 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края, присутствовали представители инспекции - Азанова Н.В. (доверенность от 28.12.2020), Зайцев Д.В. (доверенность от 11.01.2021).
Индивидуальный предприниматель Сажина Татьяна Анатольевна (далее - ИП Сажина Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции, выразившегося в непринятии своевременного решения об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.02.2021 (судья Коротков Д.Б.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 (судьи Муталлиева И.О., Григорьева Н.П., Суслова О.В.) решение суда отменено. Заявление ИП Сажиной Т.А. удовлетворено. Признано незаконным бездействие ИФНС по Свердловскому району г. Перми, выразившееся в непринятии своевременного решения об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Настаивает на том, что на территории Пермского края только Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В свою очередь ИФНС по Свердловскому району г. Перми такими полномочиями не наделена. Подача предпринимателем заявления формы Р26001 противоречит положениям части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Полагает ошибочной ссылку апелляционной коллегии на решение ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-6815/09 о признании частично недействующим пункта 3.3. Приложения к Приказу МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, отмечает, что судом апелляционной инстанции нормы права применены верно, доводы налогового органа противоречат положениям Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 18.04.2019 заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю и поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по Свердловскому району г. Перми, что соответствует сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Заявитель 30.08.2019 отправила в адрес ИФНС по Свердловскому району г. Перми заказное письмо с налоговой декларацией по единому налогу на вмененный доход за 2019 год, а также заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001 с описью вложения.
Указанное заявление по форме N Р26001 оставлено "без рассмотрения".
В феврале 2020 года заявитель получила от налогового органа требование N 10088 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за 2019 год по состоянию на 15.01.2020.
Получив указанное требование, 20.02.2020 заявитель направила в налоговый орган запрос, в котором просила представить документ, подтверждающий факт внесения записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в единый государственный реестр, либо документ с решением об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
По результату рассмотрения запроса заявителя от 20.02.2020 налоговый орган направил ответ 10.03.2020 N 07-25/05022, в котором информировал о том, что заявление о регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя должно быть представлено в Межрайонную ИФНС России N 17 по Пермскому краю по адресу: 614070, г. Пермь, бульвар Гагарина, 44, а также указал на возврат заявления по форме N Р26001.
По факту указанного бездействия, заявитель обращалась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю.
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю направило заявителю ответ от 29.10.2020 N 14-13/18983, в котором указало, что в нарушение ст. 9 Закона N 129-ФЗ подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001) нотариально не удостоверена. Одновременно, налоговый орган указал на осуществление всех регистрационных действий на территории Пермского края Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю, которая уполномочена на принятие решений о государственной регистрации либо об отказе, а также о внесении записи в ЕГРИП. В ответе также указано, что по указанным причинам, заявление Сажиной Т.А. формы N Р26001 оставлено ИФНС по Свердловскому району г. Перми "без рассмотрения".
Ссылаясь на незаконность указанного бездействия по оставлению "без рассмотрения" заявления по форме N Р26001, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В просительной части заявления, Сажина Т.А. просила признать незаконным бездействия ИФНС по Свердловскому району г. Перми, выразившегося в непринятии своевременного решения об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, установил, что в нарушение п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя нотариально не удостоверена. С 01.10.2013 на территории Пермского края создана Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю (регистрирующий орган) с функциями единого регистрационного центра, в том числе по осуществлению на территории Пермского края всех видов регистрационных действий. С учетом наличия на территории Пермского края единого регистрационного центра, ИФНС по Свердловскому району г. Перми не является регистрирующим органом и не вправе оказывать государственные услуги, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, а именно принимать решение о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации, а также вносить запись в ЕГРИП. Суд также указал, что налоговый орган правомерно возвратил заявителю заявление по форме N Р26001 и рекомендовал направить указанное заявление в регистрирующий орган (Межрайонную ИФНС России N 17 по Пермскому краю).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции заключил, что в нарушение норм действующего законодательства, инспекцией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии своевременного решения об отказе в государственной регистрации по заявлению Сажиной Т.А., которое повлекло нарушение прав и законных интересов Сажиной Т.А. по своевременному и правильному рассмотрению поданного ей заявления.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ законодательством определена процедура прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме (Р26001), утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт "а" п. 1 ст. 22.3).
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено.
Согласно положениям ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае:
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.
Судами установлено, что 30.08.2019 заявитель направила почтовым отправлением в адрес ИФНС по Свердловскому району г. Перми заказное письмо, в том числе, приложив заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001, с описью вложения.
Факт получения указанного заявления ИФНС по Свердловскому району г. Перми не отрицает. Данное заявление предпринимателя было оставлено "без рассмотрения" по причине того, что на территории Пермского края все виды регистрационных действий осуществляет Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю, наделенная функциями единого регистрационного центра, а также по причине того, что заявление в нарушение закона не было засвидетельствовано в нотариальной форме.
Ввиду отсутствия соответствующего решения по результатам рассмотрения указанного заявления по форме N Р26001, Сажина Т.А. была вынуждена вновь обращаться в ИФНС по Свердловскому району г. Перми - запрос от 20.02.2020.
И только в ответ на указанный запрос получила информационное письмо от 10.03.2020 N 07-25/05022, в котором ей было указано на необходимость обращения в Межрайонную ИФНС России N 17 по Пермскому краю по адресу: 614070, г. Пермь, бульвар Гагарина, 44, а также на возврат заявления по форме N Р26001.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14.01.2016 N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
Бездействие публично-правового образования как участника гражданского оборота, не выполнившего в разумный срок свои обязанности, или совершившего ошибки, не отвечает критериям разумности и осмотрительности реализации ими правомочий по установлению нарушений закона и принятию соответствующих мер реагирования на нарушения (общеправовой подход, сформированный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 16-П).
В соответствии с Положением о ФНС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
С учетом изложенного, апелляционный суд справедливо заключил, что ИФНС по Свердловскому району г. Перми при получении заявления Сажиной Т.А. о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001 при установлении вышеуказанных обстоятельств, обязана была принять решение об отказе в осуществлении регистрационных действий на основании подпунктов "б", "г" ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Позиция инспекции по Свердловскому району, поддержанная судом первой инстанции относительно того, что она не является регистрирующим органом и не вправе оказывать государственные услуги, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, а именно принимать решение об отказе в государственной регистрации, признана апелляционным судом ошибочной в силу следующего.
Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах" утверждены Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах (далее - Основные принципы).
Указанные Основные принципы разработаны и приняты в целях организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах.
Названный Приказ в целом является документом оперативного характера, разграничивающим полномочия только налоговых органов и не регламентирующим регистрационные действия.
При этом решением ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-6815/09 пункт 3.3 (приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах") признан недействующим в части изъятия регистрационных функций от территориальных инспекций ФНС России и возложения их на Единые регистрационные центры.
Таким образом, ИФНС по Свердловскому району г. Перми не ограничена в полномочиях на принятие решений об отказе в государственной регистрации в установленном законом порядке.
Оставление документов "без рассмотрения", без вынесения регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Закон N 129-ФЗ не допускает.
Апелляционный суд также отметил, что направление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, в нарушение соблюдения нотариальной формы представляемых документов, не опровергает утверждение Сажиной Т.А. о фактическом прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и ее заинтересованности в принятии соответствующего решения. Передача функций по государственной регистрации прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей от одного налогового органа другому налоговому органу при изложенных выше обстоятельствах не является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
При этом составленное по запросу Сажиной Т.А. письмо инспекции от 10.03.2020 N 07-25/05022 не свидетельствует о соблюдении приведенных требований закона, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявлений по форме N Р26001 как "возврат заявления".
С учетом изложенного суду округа представляется верным вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемом случае, в нарушение норм действующего законодательства, инспекцией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии своевременного решения об отказе в государственной регистрации по заявлению Сажиной Т.А., которое повлекло нарушение прав и законных интересов Сажиной Т.А. по своевременному и правильному рассмотрению поданного ей заявления. Указанный подход свидетельствует об избранном апелляционным судом неформальном подходе к рассмотрению настоящего спора.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оценённых судом апелляционной инстанции доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А50-403/2021 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах" утверждены Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах (далее - Основные принципы).
Указанные Основные принципы разработаны и приняты в целях организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах.
Названный Приказ в целом является документом оперативного характера, разграничивающим полномочия только налоговых органов и не регламентирующим регистрационные действия.
При этом решением ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-6815/09 пункт 3.3 (приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах") признан недействующим в части изъятия регистрационных функций от территориальных инспекций ФНС России и возложения их на Единые регистрационные центры.
...
Оставление документов "без рассмотрения", без вынесения регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Закон N 129-ФЗ не допускает."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф09-5688/21 по делу N А50-403/2021