Екатеринбург |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А07-28964/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис Содовский" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2019 по делу N А07-28964/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис Содовский" (далее - ООО "ЖилСервис Содовский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет), выразившихся во внесении с 01.06.2019 изменений в реестр лицензии Республики Башкортостан по управлению многоквартирном домом N 26 корп. "в" по улице Кочетова г. Стерлитамак ООО "Башжилиндустрия плюс"; о признании незаконным Приказа N 869 от 30.05.2019 "О внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан" в части даты внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирном доме N 26 корп. "в" по улице Кочетова г. Стерлитамак РБ; об обязании Государственного комитета внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан - с 24.06.2019 вх. N 10637 от 22.04.2019 от ООО "Башжилиндустрия плюс" ИНН 0268069831 лицензия N 002000184 от 08.04.2015 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД N 26 корп. "в" по улице Кочетова г. Стерлитамак Республики Башкортостан (с учётом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия плюс" (далее - ООО "БЖИ+").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласно с выводами судов о том, что у Госкомитета отсутствовала обязанность направить информацию уполномоченному органу об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий. Ссылается на то, что заявитель должен быть проинформирован о принятии Госкомитетом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензии общества в перечне домов, находящихся в его управлении; в отсутствие указанных сведений заявитель не имел правовых оснований для прекращения управления спорным многоквартирным домом.
Общество также выражает несогласие с выводом судов о том, что оно было осведомлено о нахождении спорного дома в реестре лицензий в перечне многоквартирных домов под управлением ООО "БЖИ+", ввиду чего должно было понимать риск бездействия, несвоевременных действий, связанных с не передачей документации, с оказанием услуг по управлению МКД. Указывает, что, не обладая сведениями о расторжении договора, заявитель не имел правовых оснований для прекращения управления спорным домом. Доказательств обратного Госкомитетом не представлено.
Полагает, что письмо Госкомитета от 30.04.2019 N 155597 не может быть принято в качестве допустимого доказательства, поскольку носит информационный характер и не является нормативным правовым документом.
Кроме того, общество считает, что судами не дана надлежащая оценка представленному в материалы дела акту от 24.06.2019 приема-передачи картотеки учета населения, проживающего в МКД N 26в по ул. Кочетова г. Стерлитамак, которым подтверждается фактическое оказание услуг по управлению спорным МКД включительно до 24.06.2019.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЖилСервис Содовский" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Стерлитамак на основании лицензии от 08.04.2015 N 000185.
С 08.04.2015 заявитель осуществлял управление многоквартирным домом N 26 "В" по ул. ул. Кочетова, г. Стерлитамак (далее - МКД N 26).
В Госкомитет 22.04.2019 обратилось ООО "БЖИ+" с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД N 26.
Приказом Госкомитета от 30.05.2019 N 896 с 01.06.2019 внесены изменения в Реестр лицензий Республики Башкортостан в отношении названного дома.
Полагая, что Госкомитет, издав Приказ от 30.05.2019 N 869 о внесении изменений в реестр лицензии Республики Башкортостан с 01.06.2019 в отношении МКД N 26, допустил значительные нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 28.03.2015 N 289, грубо нарушил Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, ООО "ЖилСервис Содовский" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
К лицензируемым видам деятельности в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензированию в силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ (далее - Порядок), утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр.
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего в себе сведения, перечисленные в названном пункте.
Из приведенных положений статьи 198 ЖК РФ следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является заключение, прекращение, расторжение договора управления многоквартирным домом, в соответствии с сообщением лицензиата об этих обстоятельствах лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.
В соответствии с частями 2-3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, которые могут изменить выбранный способ управления.
Суды установили, что заявление о внесении изменений в реестр лицензий относительного МКД N 26 обусловлено решением собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.03.2019 о заключении договора управления названного многоквартирного дома с ООО "БЖИ+" от 01.04.2019.
Между тем приказом от 29.04.2019 N 744 рассмотрение заявления ООО "БЖИ+" было приостановлено ввиду наличия в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом.
В соответствии с пунктом 15 Порядка Госкомитет направил заявителю письмо от 30.04.2019N 15597, в котором уведомил, что в отношении МКД N 26 ООО "БЖИ+" подано заявление об изменении реестра лицензий РБ, указал, что этот МКД находится в реестре лицензий в перечне многоквартирных домов под управлением ООО "БЖИ+".
При рассмотрении заявления ООО "БЖИ+" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан с приложенными документами, а также материалов, предусмотренных Порядком, нарушений соблюдения условий, предусмотренных названным Порядком, не выявлено, оснований для отказа во внесении изменений в реестр, предусмотренных пунктом 9 Порядка, не установлено.
Решение собственников помещений МКД N 26, оформленное протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников от 21.03.2019, в судебном порядке не оспорено.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела, все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, исходя из положений пункта 9 статьи 161 ЖК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что избрание способа управления МКД N 26 ООО "БЖИ+" исключает возможность управления домом ООО "Жилсервис Содовский", и соответствующие сведения подлежали внесению в реестр лицензий.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Оснований для переоценки выводов судов и установленных ими фактов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 по делу N А07-28964/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис Содовский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 2-3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
...
Решение собственников помещений МКД N 26, оформленное протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников от 21.03.2019, в судебном порядке не оспорено.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела, все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, исходя из положений пункта 9 статьи 161 ЖК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что избрание способа управления МКД N 26 ООО "БЖИ+" исключает возможность управления домом ООО "Жилсервис Содовский", и соответствующие сведения подлежали внесению в реестр лицензий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2021 г. N Ф09-6469/21 по делу N А07-28964/2019