Екатеринбург |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А50-25528/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сухановой Н.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чусовом Пермского края (далее - заявитель, управление, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2020 по делу N А50-25528/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - должник, страхователь, учреждение) о взыскании финансовых санкций в общей сумме 13 000 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2020, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в части. С учреждения в пользу управления взысканы финансовые санкции в сумме 1000 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в размере 12 000 руб., принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что согласно действующему законодательству обязанность представления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при представлении страхователем таких сведений в соответствии с утвержденным Постановлением Правления ПФР форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом "Документ принят". Считает не основанным на законе вывод судов о том, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом фонда, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи с чем финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), не применимы. Отмечает, что в рассматриваемом споре сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая", направленные страхователем 11.03.2020, не приняты, так как содержали грубые ошибки, а сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая", направленные 27.03.2020, представлены после установленного уведомлением срока, что является основанием для привлечения страхователя к ответственности.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения ее не установлено.
При рассмотрении дела судами установлено выявление управлением в ходе проверки факта представления учреждением неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года на двух застрахованных лиц, а также непредставление в установленный срок (не позднее 16.03.2020) сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на 24 застрахованных лица.
По результатам проверки управлением составлены акты от 03.02.2020 и вынесено решение от 11.03.2020 N 203S19200004478 о привлечении страхователя к ответственности за представление недостоверных сведений за ноябрь 2019 года в виде штрафа в размере 1000 руб., и акт от 07.04.2020 и вынесено решение от 20.05.2020 N 203S19200010098 о привлечении страхователя к ответственности за представление недостоверных сведений за февраль 2020 года в виде штрафа в размере 12000 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований от 09.04.2020 об уплате финансовой санкции в размере 1000 руб. со сроком исполнения до 28.04.2020 и от 22.06.2020 об уплате санкции в размере 12 000 руб. со сроком исполнения до 10.07.2020, управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал правомерным привлечение страхователя к ответственности за представление недостоверных сведений за ноябрь 2019 года в виде штрафа в размере 1000 руб., вместе с тем отказал фонду в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции в сумме 12 000 руб., указав, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за февраль 2020 года представлены страхователем в установленный законом срок (11.03.2020), а допущенные ошибки в отношении трех застрахованных лиц устранены своевременно (13.03.2020), дополнительные сведения в отношении 24 застрахованных лиц направлены страхователем по своей инициативе, что освобождает его от ответственности.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции поддержал.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 данного закона органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 настоящего закона, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н), вступившая в силу с 19.02.2017 и действовавшая до 27.07.2020 (до вступления в силу новой Инструкции, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н), предусматривала освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что страхователь представил исходную форму СЗВ-М за февраль 2020 года на 275 застрахованных лиц в установленный законом срок (10.03.2020). Представив 11.03.2020 дополняющие сведения за этот же период на 27 застрахованных лиц, страхователь исправил ранее допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, в связи с чем не мог быть привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений за февраль 2020 года.
Кроме того, решением фонда 20.05.2020 N 203S19200010098 страхователь привлечен к ответственности именно за нарушение срока представления сведений за февраль 2020 года, на недостоверность этих сведений в решении фонда не указано, как и на то, в чем эта недостоверность выразилась.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали фонду в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции в сумме 12 000 руб.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, судом округа таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2020 по делу N А50-25528/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чусовом Пермского края - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н), вступившая в силу с 19.02.2017 и действовавшая до 27.07.2020 (до вступления в силу новой Инструкции, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н), предусматривала освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
...
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2021 г. N Ф09-4632/21 по делу N А50-25528/2020