Екатеринбург |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А71-287/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг-Гарант" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2021 по делу N А71-287/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, министерство) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Ленинский районный суд города Ижевска с требованием к министерству об отмене постановления от 06.11.2020 N 04-1-04/2020-131.
Определением Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18.12.2020 административное дело с жалобой общества передано на рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2021 постановление от 06.11.2020 N 04-1-04/2020-131 признано незаконным и изменено в части назначения наказания; размер административного штрафа, назначенного обществу, уменьшен судом до 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на допущенные в ходе административного производства нарушениях: протокол составлен с нарушением требований статьи 28.5 КоАП РФ, то есть по истечении двухдневного срока, в отсутствие постановления об административном расследовании; не установлена личность гражданина, по заявлению которого проводилась проверка; общество не было надлежащим образом уведомлено арбитражным судом о рассмотрении дела; судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств о вызове свидетеля, истребовании доказательств. Общество полагает, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, настоящий спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.10.2020 в министерство поступило обращение гражданина с информацией о круглосуточной реализации алкогольной продукции в магазине "Бухарест" по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Клубная, д. 16, корпус 2.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что по данному адресу общество осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания в буфете "Бухарест".
На основании приказа от 15.10.2020 N 34, согласованного с Прокуратурой Удмуртской Республики, должностным лицом министерства 20.10.2020 проведена контрольная закупка, в ходе которой установлен факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции, не связанный с оказанием услуг общественного питания, без сопроводительных документов, в запрещенное время, а именно: в 22 час. 30 мин. в буфете "Бухарест" по адресу: г. Ижевск, ул. Клубная, д. 16, корпус 2, обществом осуществлена продажа водки "Калашников Премиум" в стеклянной бутылке объемом 0,5 литра, стоимостью 288 руб. 60 коп. В ходе контрольной закупки была осуществлена видеозапись, фотосъемка.
О том, что был установлен факт розничной продажи свидетельствуют следующие обстоятельства: алкогольная продукция (водка) не была вскрыта; не были предложены горячие или холодные блюда; отсутствовала столовая посуда и приборы, столовое белье, столы, стулья в зале обслуживания; отсутствовала возможность для употребления холодных и горячих блюд, закусок, мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, покупных товаров в зале обслуживания.
Результаты закупки отражены в акте от 20.10.2020 N 34-КЗ.
27.10.2020 должностным лицом министерства в отношении общества в присутствии законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
06.11.2020 уполномоченным должностным лицом министерства вынесено постановление по делу N 04-1-04/2020-131, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Размер назначенного административным органом штрафа снижен судом до 50 000 руб. с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, наличия у общества статуса микропредприятия.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Обжалуемые выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с абзацем 1 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей (абзац 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
На основании статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" помимо установленных Законом N 171-ФЗ особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 22:00 часов до 10:00 часов следующего дня по местному времени.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт осуществления продавцом-барменом общества розничной продажи алкогольной продукции 20.10.2020 в период с 22.30 час. до 22.30 час. Алкогольной продукции - водки "Kalashnikov", крепостью 40%, объемом 0,5 л, стоимостью 288 руб. 60 коп., в стеклянной бутылке, не связанной с оказанием услуг общественного питания, без сопроводительных документов, в запрещенное время.
Таким образом, событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
При разрешении вопроса о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что обществом не обеспечено выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции; общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия всех исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, наличия непреодолимых и объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, в материалы дела заявителем не представлены.
При установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды обоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для освобождения предпринимателя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не установлено.
Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемое постановление не содержит оснований назначения обществу административного штрафа в максимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.16. КоАП РФ, суд первой инстанции признал размер назначенного административного штрафа несоразмерным и снизил штраф до 50 000 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что министерством допущено нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, являлись предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку несоблюдение установленного названной статьей срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении, поскольку этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5).
Доводы общества о том, что личность гражданина, на основании чьего заявления проведена проверка, не установлена, в связи с чем нет оснований полагать, что проверка общества произведена на законных основаниях, правомерно отклонены судами ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
В рассматриваемом случае контрольная закупка проведена должностными лицами министерства в соответствии с требованиями, установленными статьей 16.1 Закона N 294-ФЗ.
Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок (часть 3 статьи 16.1 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 4 статьи 16.1 Закона N 294-ФЗ контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Контрольная закупка проведена на основании приказа министерства от 15.10.2020 N 34. Проведение закупки согласовано с Прокуратурой Удмуртской Республики 12.10.2020.
Ссылки общества на неправомерный отказ в удовлетворении ходатайства о вызове свидетеля отклонены судами, поскольку заявитель не указал, какие значимые для дела обстоятельства должны быть подтверждены, не обосновал, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены данными доказательствами, не указал причины, препятствующие получению доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2021 по делу N А71-287/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эккаунтинг-Гарант" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
В рассматриваемом случае контрольная закупка проведена должностными лицами министерства в соответствии с требованиями, установленными статьей 16.1 Закона N 294-ФЗ.
Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок (часть 3 статьи 16.1 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 4 статьи 16.1 Закона N 294-ФЗ контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф09-6652/21 по делу N А71-287/2021