Екатеринбург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А07-27740/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Краснобаевой И.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 по делу N А07-27740/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 по тому же делу.
Судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы администрации, назначенное на 01.11.2021, было перенесено на 18.11.2021 в связи с установлением Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г." нерабочих дней с 30 октября по 07 ноября включительно, о чем Арбитражным судом Уральского округа вынесено определение от 29.10.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 18.11.2021 принял участие представитель публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество "АНК "Башнефть", заявитель) - Антипин А.В. (доверенность от 08.12.2020 N ДОВ/8/272/20).
Общество "АНК "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации о признании недействительными разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Буранова А.Р., общество с ограниченной ответственностью "СтройВертикаль" (далее - общество "СтройВертикаль"), внешний управляющий общества "СтройВертикаль" Идрисов А.Р., общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее - общество "Башнефть-Добыча") и общество с ограниченной ответственностью "Хайдельберг Цемент Рус".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не приняты во внимание доводы ответчика о том, что спорные разрешения выданы в соответствии с действующим законодательством, так как общество "СтройВертикаль" представило все необходимые документы для выдачи таких разрешений, соответственно у администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешений.
Также заявитель указывает, что судами не приняты во внимание доводы ответчика о том, что охранная зона принадлежащего заявителю нефтепровода поставлена на кадастровый учет только 05.09.2018, то есть после выдачи разрешения на строительство, а зона минимально допустимых расстояний от нефтепровода в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и в государственный кадастр недвижимости заявителем не внесена.
Администрация отмечает, что судами не исследовался ее довод о том, что на совещании в администрации была озвучена информация о наличии ошибок в первоначальных границах охранной зоны нефтепровода, указанной в ЕГРН, суды не привлекли к участию в деле органы Росреестра и Кадастровой палаты для дачи необходимых пояснений.
Администрация указывает, что неоднократно истребовала информацию о точных координатах нефтепровода и охранных зон, и ввиду отсутствия информации вынуждена была принять сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Как указывает заявитель, после выдачи оспоренных разрешений администрация получила информацию о точных координатах минимальных расстояний от нефтепровода, которые отличались от ранее представленных координат, однако экспертиза по вопросу отличий координат, представленных в 2018 году от координат, представленных 27.06.2019, судом не проведена и этот вопрос не выяснялся. Заявитель полагает, что его ходатайство о проведении дополнительной экспертизы необоснованно судом отклонено.
По мнению заявителя, суд не учел вину самого заявителя, который не внес соответствующие изменения в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество "АНК "Башнефть" просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "АНК "Башнефть" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 102020255240 и на основании Плана приватизации Производственного объединения "Башнефть" от 29.12.1994 является собственником нефтепровода, проходящего в с. Булгаково Уфимского района Республики Башкортостан (свидетельство о государственной регистрации права 04 АВ 002367 от 28.05.2009). Нефтепровод передан в аренду для эксплуатации обществу "Башнефть-Добыча" по договору аренды от 30.04.2014 N БНФ/р/8/233/14/АРС-БНД/р/8/296/14/АРС. Нефтепровод расположен в Кармаскалинском и Уфимском районах Республики Башкортостан, предназначен для перекачки добываемой нефти от установки предварительного сброса воды (далее - УПСВ) "Бузовьязы" и УПСВ-221 до УПСВ-88 нефтегазодобывающего управления (далее - НГДУ) "Уфанефть" общества "Башнефть-Добыча", эксплуатируется с 1991 года, в 2004 году проведена реконструкция нефтепровода, после которой в 2008 году получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Как указывает заявитель, в 2016 году в ходе проведенного обществом "Башнефть-Добыча" мониторинга исполнения технических условий были выявлены факты строительства обществом "СтройВертикаль" жилых и нежилых строений и в охранной зоне и в границах минимальных расстояний от указанного участка нефтепровода, в связи с чем по результатам проведенного 28.01.2016 совместного совещания представителей общества "Башнефть-Добыча" и застройщика было принято решение о предоставлении застройщиком предложений для устранения выявленных нарушений путем осуществления выноса нефтепровода за пределы границ с. Булгаково за счет сил и средств общества "СтройВертикаль". Участниками совещания подписан Сетевой график, в соответствии с которым застройщик в срок до 15.09.2017 обязался провести необходимые проектно-изыскательские работы, получить согласования и представить после проведения государственной экспертизы на рассмотрение проект выноса нефтепровода. Однако, предусмотренные Сетевым графиком работы застройщиком выполнены не были.
Заявителем с участием представителей общества "Башнефть-Добыча" и застройщика 13.04.2017 произведен осмотр территории застройки, по результатам которого составлен акт, зафиксировавший наличие возведенных строений в зонах ограничений нефтепровода.
Представители заявителя, общества "Башнефть-Добыча", администрации и застройщика 09.10.2017 приняли участие в совещании при Государственном комитете Республики Башкортостан по архитектуре и строительству, на котором было принято решение о прекращении застройщиком всех работ на объектах, попадающих в зону ограничений нефтепровода, а также представлении обществом "Башнефть-Добыча" в адрес администрации перечня земельных участков, попадающих в охранную зону и в зону минимальных расстояний от нефтепровода. Во исполнение решения этого совещания обществом "Башнефть-Добыча" в адрес администрации направлена соответствующая информация, содержащая, в том числе сведения о земельном участке с кадастровым номером: 02:47:030302:1185, на котором на основании оспоренных по настоящему делу разрешений обществом "СтройВертикаль" возведен жилой дом (пункт 97 перечня).
При участии представителей общества "Башнефть-Добыча", общества "СтройВертикаль", администрации Уфимского района Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору 15.12.2017 с целью фиксации расстояний нахождения от нефтепровода возведенных обществом "СтройВертикаль" строений осуществлен осмотр территории застройки, результаты которого оформлены актом.
В связи с введением в отношении общества "СтройВертикаль" внешнего управления (дело о несостоятельности (банкротстве) N А07-802/2017) заявителем 18.04.2018 в адрес арбитражного управляющего Идрисова А.Р. направлено уведомление о нахождении возведенных обществом "СтройВертикаль" домов в зонах ограничений нефтепровода с требованием принять меры по недопущению передачи домов и/или жилых помещений в них третьим лицам, а также рассмотреть возможность освобождения зон ограничений нефтепровода от возведенных объектов.
Также, 27.06.2018 заявителем направлено обращение Главе Республики Башкортостан с просьбой оказать необходимое содействие и поручить Правительству Республики Башкортостан принять меры по привлечению нового застройщика с обязательством по выносу нефтепровода. В ответ на это обращение Правительство Республики Башкортостан письмом от 20.09.2018 сообщило, что в 2019 году в рамках реализации Плана-графика по решению проблем "дольщиков" гражданам, чьи квартиры расположены в домах, построенных в зоне минимальных расстояний нефтепровода, планируется предложить варианты квартир в иных домах в границах того же жилого комплекса.
Заявителем в адрес арбитражного управляющего Идрисова А.Р. 30.11.2018 направлено уведомление возможности разработки и реализации применительно к возведенным в зонах ограничений нефтепровода строениям технических/технологических решений, в результате которых будет отсутствовать угроза жизни и здоровью граждан и/или безопасной эксплуатации нефтепровода, и просьбой представить информацию о разработке/реализации указанных решений.
Представители заявителя и общества "Башнефть-Добыча" 14.12.2018 приняли участие в совещании при Государственном комитете Республики Башкортостан по архитектуре и строительству по вопросу возможности применения применительно к возведенным в зонах ограничений нефтепровода строениям технических/технологических решений, в результате которых будет отсутствовать угроза жизни и здоровью граждан и/или безопасной эксплуатации нефтепровода.
Вышеперечисленные действия не привели стороны к разрешению спорной ситуации.
В рамках дела о несостоятельности (банкротства) общества "СтройВертикаль" N А07-802/2017 арбитражный управляющий Идрисов А.Р. обратился с заявлением о передаче жилых помещений, расположенных в жилом доме на "5 жилых секций" 1 этап (секция 4, 5), находящихся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Булгаковский сельсовет, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д. 11/1, участникам строительства, включенным в реестр требований общества "СтройВертикаль".
Определением суда от 17.06.2019 по указанному делу общество "АНК "Башнефть" привлечено к участию в этом обособленном споре в рамках дела о банкротстве N А07-802/2017, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе судебного разбирательства по указанному обособленному спору общество "АНК "Башнефть" стало известно о том, что секции (квартиры) 4 и 5 жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Булгаковский сельсовет, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д. 11/1, введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019, выданного администрацией на основании разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018.
Полагая, что указанные выданные администрацией разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию не соответствуют закону, поскольку указанный в них объект недвижимости находится в пределах границ минимальных расстояний от принадлежащего обществу нефтепровода, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением о признании разрешений недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением документов, перечисленных в пунктах 1 - 7 части 7 этой статьи.
Согласно пункту 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 этой статьи: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является в том числе несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган, выдавший разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "АНК "Башнефть" является собственником нефтепровода, проходящего в с. Булгаково Уфимского района РБ. Нефтепровод эксплуатируется с 1991 года, после его реконструкции получено разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию от 31.10.2008. Нефтепровод условно разделен на 4 участка (схема в паспорте нефтепровода), каждый из которых имеет индивидуальный инвентарный номер (21522, 21523, 22046, 20675) и отдельно зарегистрирован в качестве объекта недвижимого имущества (свидетельства о государственной регистрации права 04 АБ 968186, 04 АБ 968187, 04 АВ 002367, 04 АБ 774260).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 04 АВ 002367 от 28.05.2009 и выпиской из ЕГРН от 19.10.2018, а также согласно Техническому паспорту от 04.12.2008, составленному Филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Башкортостан, нефтепровод является объектом магистрального трубопроводного транспорта, имеет протяженность 34 340 м, условный номер - 02-04-01/038/2009-283, кадастровый номер - 02:47:000000:8449, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Кармаскалинский район, Бузовьязовское нефтяное месторождение, д. Таптыково, 0,5 км. Инвентарный номер спорного участка нефтепровода по бухгалтерскому учету - 22046, диаметр нефтепровода - 219х8 мм. Спорный участок нефтепровода географически пролегает от д. Сарысаз до д. Авдон (УПСВ-88) через с. Булгаково.
Нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов и включен в реестр опасных производственных объектов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определена промышленная безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ и приложения 1 к этому закону, нефтепроводы относятся к опасным производственным объектам.
Частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Минтопэнерго России 29.04.1992 года и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов).
Указанными Правилами установлено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, в размере 25 метров от оси нефтепровода с каждой стороны (пункт 4.1). Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 4.2). В охранной зоне без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения (пункт 4.4).
Пунктами 5.6 и 7.15 Свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012), установлено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов. Расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В соответствии с таблицей 4 указанного Свода правил, при диаметре трубопровода - 300 мм и менее минимальное расстояние от оси нефтепровода до населенных пунктов, зданий, сооружений составляет 75 метров.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Таким образом, охранная зона нефтепровода составляет 25 метров от его оси, а минимальное допустимое расстояние расположения зданий, строений от нефтепровода составляет 75 метров от его оси. В указанных зонах запрещено возведение любых строений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2015 N 2318-О, установление особых условий использования земельных участков (которыми являются охранные зоны и зоны минимальных расстояний), и режима осуществления на них хозяйственной деятельности (запрет возведения зданий, строений) направлены не только на обеспечение сохранности объектов трубопроводного транспорта при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как установлено судами, общество "СтройВертикаль", являясь собственником ряда земельных участков в с. Булгаково Уфимского района Республики Бакшортостан, осуществило строительство жилого дома в границах охранной зоны и зоны минимальных расстояний от нефтепровода, что установлено заявителем и обществом "Башнефть-Добыча", осуществляющим эксплуатацию нефтепровода в ходе проведения мониторинга прилегающей к нефтепроводу территории о подтверждено проведенным совместно с органами местного самоуправления осмотром территории (акт осмотра от 15.12.2017 с приложением фотоматериалов). В частности, осмотром установлено, что от ближайших к нефтепроводу угла и стены жилого дома расстояние до оси нефтепровода составило 54,3 м.
Специалистами общества "Башнефть-Добыча" 18.06.2019 в ходе проведенного осмотра строительной площадки жилого дома также установлено, что секция (квартира) 4 расположена в границах минимальных расстояний от нефтепровода (75 метров от оси), секция (квартира) 5 в границы минимальных расстояний не попадает (размер зоны 75 метров).
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018. Впоследствии установлен факт ввода в эксплуатацию и постановки на кадастровый учет секций указанного жилого дома на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019.
На основании сведений, содержащихся в Публичной кадастровой карте заявителем определены следующие идентификационные сведения о поставленных на учет секциях жилого дома: кадастровый номер земельного участка - 02:47:030302:1185; кадастровый номер объекта - 02:47:030302:2215; дата постановки на кадастровый учет - 10.04.2019; год ввода в эксплуатацию - 2019; тип объекта - здание (многоквартирный жилой дом на 5 жилых секций, секция 4, 5); адрес объекта - Уфимский район, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д. 11/1.
Так как между сторонами возник спор относительно заявленных требований определением суда первой инстанции от 05.03.2020 по ходатайству общества "Стройвертикаль" была назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Уралземпроект" Уразлиной И.А.
По результатам проведения судебной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 09.06.2020 N 5/2020, исследовав и оценив которое суды установили, что фактическое местоположение построенных секций соответствует местоположению, указанному в разрешении на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000- 119/Ю-2018.
Фактическое местоположение многоквартирного дома с секциями (квартирами) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково соответствует сведениям о кадастровом номере земельного участка указанному в документе "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию".
В документе "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" прописано, что документ не действителен без технического плана, подготовленного 13.02.2019 кадастровым инженером Багаутдиновой Е.Ф. В материалах дела отсутствует документ "Технический план". Сведения о местоположении многоквартирного дома технического плана отображены в сведениях ЕГРН. Фактическое местоположение многоквартирного дома с секциями (квартирами) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная отличается от сведений о местоположении дома в ЕГРН. Несоответствие местоположения (координат) многоквартирного дома с кадастровым номером 02:47:030302:2215 в сведениях ЕГРН с его фактическим местоположением является реестровой ошибкой, допущенной кадастровым инженером при замерах, в результате неверной привязки здания к пунктам государственной геодезической сети.
Указанная ошибка - несоответствие фактического местоположения здания и сведений ЕГРН, является устранимой.
Нарушения условий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-035447000-42-2019 при наличии реестровой ошибки не имеется.
Расстояние от секции (квартиры) N 4 дома N 11/1 до нефтепровода с кадастровым (или условным) номером 02-04-01/038/2009-283 равное 71,39-71,60 м. минимальному допустимому установленному в размере 75 м. от оси нефтепровода свода правил СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы" не соответствует.
В Федеральных законах от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22.07.2008 N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" информация о минимальном допустимом расстоянии от нефтепроводов до зданий в границах населенных пунктов экспертом не найдена.
Расстояние от секции (квартиры) N 5 дома N 11/1 до нефтепровода равное 77,09 - 77,30 м. превышает минимальное допустимое расстояние равное 75 м. от объектов недвижимости в границах населенных пунктов до оси нефтепровода установленное СП 36.13330.2012, а значит, соответствует указанной норме.
Оценив указанное выше экспертное заключение, суды установили, что заключение составлено экспертом, имеющим необходимые специальные познания; в заключении имеются ответы на все поставленные перед экспертом вопросы; экспертное заключение является ясным и полным, противоречивых выводов заключение не содержит, сделав вывод об его обоснованности и соответствии требованиям статьи 86 АПК РФ, признали его надлежащим доказательством по делу.
Довод администрации о наличии вины самого заявителя в допущенном нарушении, в связи с тем, что сведения об охранной зоны нефтепровода внесены им в ЕГРН и в государственный кадастр недвижимости лишь в 2018 году после выдачи разрешения на строительство, а меры по внесению в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний от нефтепровода до настоящего времени не приняты, судами отклонен с учетом следующего.
Судами установлено, что информация о нефтепроводе включена в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет, утвержденный решением от 13.08.2014 N 202, охранная зона нефтепровода была утверждена и внесена в ЕГРН в 2010 году на основании постановления администрации Уфимского района Республики Башкортостан от 22.10.2010 N 2016, в 2018 году границы охранной зоны нефтепровода уточнялись (утверждены и внесены в ЕГРН на основании постановления администрации Уфимского района Республики Башкортостан от 24.08.2018 N 1896), однако, местоположение самого нефтепровода не изменялось.
Для размещения объектов инфраструктуры общества "СтройВертикаль" выданы технические условия: от 17.07.2012 N 8000-АМ-06-3080 (подземные коммуникации), от 12.11.2012 N 8000-АМ-06-4937 (автодорога), от 21.03.2013 N 8000-АМ-06-1114 (канализация), от 24.08.2015 N 8000-АМ-06-03079 (водозабор и водовод). Эти технические условия содержат сведения о наличии охранной зоны нефтепровода (25 метров от оси нефтепровода) и требование о необходимости соблюдения расстояния от проектируемых зданий, строений до нефтепровода не менее 75 метров от оси нефтепровода (зона минимальных расстояний).
Таким образом, довод администрации судами отклонен с учетом установленного факта информированности администрации на момент выдачи оспоренных разрешений (как минимум с 2010 года) о наличии как самого нефтепровода так и соответствующих охранной зоны и минимальных расстояний (в силу утверждения администрацией охранной зоны и изменений ее границ, участия представителей администрации в осмотрах территории застройки, а также в силу приведенных выше нормативных положений).
Кроме того, наличие (отсутствие) вины заявителя правового значения не имеет, так как не свидетельствует о законности выданных разрешений и не влияет на выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом экспертного заключения суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии у администрации оснований для выдачи обществу "СтройВертикаль" оспариваемых разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в нарушение части 13 статьи 51, части 1, пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ секция 4 жилого дома располагается в границах минимальных допустимых расстояний от нефтепровода заявителя, что нарушает установленные законодательством о техническом регулировании, о безопасности зданий и сооружений, о требованиях пожарной безопасности, а также строительными нормами и правилами требования, целью которых является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и обеспечение нормальных безопасных условий эксплуатации нефтепровода, в связи с чем, признав требования заявителя обоснованными, их удовлетворили.
Ссылка администрации на то, что ввиду отсутствия информации о точных координатах нефтепровода и охранных зон, администрация вынуждена была принять сведения, содержащиеся в ЕГРН, судом округа отклоняется, поскольку при установленных судами обстоятельствах выводы администрации о возможности выдачи разрешений на строительство являлись преждевременными.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отклонении судами ходатайства о проведении по делу дополнительной экспертизы для выяснения вопроса отличий координат, представленных обществом "АНК "Башнефть" в 2018 году от координат, представленных 27.06.2019, отклоняется.
Ходатайство обоснованно отклонено судом, поскольку указанный заявителем вопрос не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, так же подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора, выводов судов о несоответствии выданных разрешений указанным нормативным актам, а также о нарушении прав заявителя, не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 по делу N А07-27740/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.