г. Челябинск |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А07-27740/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 по делу N А07-27740/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Антипин А.В. (доверенность N ДОВ/8/272/20 от 08.12.2020, диплом);
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Аглетдинова А.И. (доверенность N 49 от 13.04.2021, диплом).
Публичное акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - заявитель, ПАО "АНК "Башнефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании недействительными разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Буранова А.Р., общество с ограниченной ответственностью "СтройВертикаль" (далее - ООО "СтройВертикаль"), внешний управляющий ООО "СтройВертикаль" Идрисов А.Р., общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее - ООО "Башнефть-Добыча") и общество с ограниченной ответственностью "Хайдельберг Цемент Рус".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 13.04.2021) требования заявителя удовлетворены, оспоренные разрешения признаны недействительными, с Администрации взысканы: в пользу ПАО "АНК "Башнефть" - 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины; в пользу ООО "Уралземпроект" - 19500 руб. стоимость проведенной судебной экспертизы.
Администрация не согласились с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неверное применение судом норм материального и процессуального права. Обращает внимание на следующие обстоятельства: оспоренные разрешения выданы в соответствии с требованиями закона, так как ООО "СтройВертикаль" представило все необходимые документы для выдачи таких разрешений; охранная зона принадлежащего заявителю нефтепровода поставлена на кадастровый учет только 05.09.2018, то есть после выдачи разрешения на строительство, а зона минимально допустимых расстояний от нефтепровода в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и в государственный кадастр недвижимости заявителем не внесена; указав на то, что на совещании в Администрации была озвучена информация о наличии ошибок в первоначальных границах охранной зоны нефтепровода, указанной в ЕГРН, суд не привлек к участию в деле органы Росреестра и Кадастровой палаты для дачи необходимых пояснений; Администрация неоднократно истребовала информацию о точных координатах нефтепровода и охранных зон, и ввиду отсутствия такой информации вынуждена была принять сведения, содержащиеся в ЕГРН; после выдачи оспоренных разрешений Администрация получила информацию о точных координатах минимальных расстояний от нефтепровода, которые отличались от ранее представленных координат, однако экспертиза по вопросу отличий координат, представленных в 2018 году от координат, представленных 27.06.2019, судом не проведена и этот вопрос не выяснялся; решение суда основано на заключении судебной экспертизы, установившей, что секции построенного многоквартирного дома расположены на расстоянии от нефтепровода, не соответствующем минимально допустимому расстоянию, однако, суд не учел вину самого заявителя, который не внес соответствующие изменения в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привел доводы, изложенные в отзыве.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "АНК "Башнефть" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 102020255240 и на основании Плана приватизации Производственного объединения "Башнефть" от 29.12.1994 является собственником нефтепровода, проходящего в с. Булгаково Уфимского района Республики Башкортостан (свидетельство о государственной регистрации права 04 АВ 002367 от 28.05.2009). Нефтепровод передан в аренду для эксплуатации ООО "Башнефть-Добыча" по договору аренды от 30.04.2014 N БНФ/р/8/233/14/АРС-БНД/р/8/296/14/АРС. Нефтепровод расположен в Кармаскалинском и Уфимском районах РБ, предназначен для перекачки добываемой нефти от УПСВ "Бузовьязы" и УПСВ-221 (установка предварительного сброса воды) до УПСВ-88 НГДУ (нефтегазодобывающее управление) "Уфанефть" ООО "Башнефть-Добыча", эксплуатируется с 1991 года, в 2004 году проведена реконструкция нефтепровода, после которой в 2008 году получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Как указывает заявитель, в 2016 году в ходе проведенного ООО "Башнефть-Добыча" мониторинга исполнения технических условий были выявлены факты строительства ООО "СтройВертикаль" жилых и нежилых строений и в охранной зоне и в границах минимальных расстояний от указанного участка нефтепровода, в связи с чем по результатам проведенного 28.01.2016 совместного совещания представителей ООО "Башнефть-Добыча" и застройщика было принято решение о предоставлении застройщиком предложений для устранения выявленных нарушений путем осуществления выноса нефтепровода за пределы границ с. Булгаково за счет сил и средств ООО "СтройВертикаль". Участниками совещания подписан Сетевой график, в соответствии с которым застройщик в срок до 15.09.2017 обязался провести необходимые проектно-изыскательские работы, получить согласования и представить после проведения государственной экспертизы на рассмотрение проект выноса нефтепровода. Однако, предусмотренные Сетевым графиком работы застройщиком выполнены не были.
13.04.2017 заявителем с участием представителей ООО "Башнефть-Добыча" и застройщика произведен осмотр территории застройки, по результатам которого составлен акт, зафиксировавший наличие возведенных строений в зонах ограничений нефтепровода.
09.10.2017 представители заявителя, ООО "Башнефть-Добыча", Администрации и застройщика приняли участие в совещании при Государственном комитете Республики Башкортостан по архитектуре и строительству, на котором было принято решение о прекращении застройщиком всех работ на объектах, попадающих в зону ограничений нефтепровода, а также представлении ООО "Башнефть-Добыча" в адрес Администрации перечня земельных участков, попадающих в охранную зону и в зону минимальных расстояний от нефтепровода. Во исполнение решения этого совещания ООО "Башнефть-Добыча" в адрес Администрации направлена соответствующая информация, содержащая в том числе сведения о земельном участке с кадастровым номером: 02:47:030302:1185, на котором на основании оспоренных по настоящему делу разрешений ООО "СтройВертикаль" возведен жилой дом (пункт 97 перечня).
15.12.2017 при участии представителей ООО "Башнефть-Добыча", ООО "СтройВертикаль", Администрации Уфимского района РБ, Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, с целью фиксации расстояний нахождения от нефтепровода возведенных ООО "СтройВертикаль" строений осуществлен осмотр территории застройки, результаты которого оформлены актом.
В связи с введением в отношении ООО "СтройВертикаль" внешнего управления (дело о несостоятельности (банкротстве) N А07-802/2017) заявителем 18.04.2018 в адрес арбитражного управляющего Идрисова А.Р. направлено уведомление о нахождении возведенных ООО "СтройВертикаль" домов в зонах ограничений нефтепровода с требованием принять меры по недопущению передачи домов и/или жилых помещений в них третьим лицам, а также рассмотреть возможность освобождения зон ограничений нефтепровода от возведенных объектов.
Также, 27.06.2018 заявителем направлено обращение Главе Республики Башкортостан с просьбой оказать необходимое содействие и поручить Правительству Республики Башкортостан принять меры по привлечению нового застройщика с обязательством по выносу нефтепровода. В ответ на это обращение Правительство Республики Башкортостан письмом от 20.09.2018 сообщило, что в 2019 году в рамках реализации Плана-графика по решению проблем "дольщиков" гражданам, чьи квартиры расположены в домах, построенных в зоне минимальных расстояний нефтепровода, планируется предложить варианты квартир в иных домах в границах того же жилого комплекса.
30.11.2018 заявителем в адрес арбитражного управляющего Идрисова А.Р. направлено уведомление возможности разработки и реализации применительно к возведенным в зонах ограничений нефтепровода строениям технических/технологических решений, в результате которых будет отсутствовать угроза жизни и здоровью граждан и/или безопасной эксплуатации нефтепровода, и просьбой представить информацию о разработке/реализации указанных решений.
14.12.2018 представители заявителя и ООО "Башнефть-Добыча" приняли участие в совещании при Государственном комитете Республики Башкортостан по архитектуре и строительству по вопросу возможности применения применительно к возведенным в зонах ограничений нефтепровода строениям технических/технологических решений, в результате которых будет отсутствовать угроза жизни и здоровью граждан и/или безопасной эксплуатации нефтепровода (протокол прилагается).
Вышеперечисленные действия не привели стороны к разрешению спорной ситуации.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "СтройВертикаль" N А07-802/2017 арбитражный управляющий ООО "СтройВертикаль" Идрисов А.Р. обратился с заявлением о передаче жилых помещений, расположенных в жилом доме на "5 жилых секций" 1 этап (секция 4, 5), находящихся по адресу: РБ, Уфимский район, Булгаковский сельсовет, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д. N 11/1, участникам строительства, включенным в реестр требований ООО "СтройВертикаль".
Определением суда от 17.06.2019 по указанному делу ПАО "АНК "Башнефть" привлечено к участию в этом обособленном споре в рамках дела о банкротстве N А07-802/2017, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе судебного разбирательства по указанному обособленному спору ПАО "АНК "Башнефть" стало известно о том, что секции (квартиры) 4 и 5 жилого дома по адресу: РБ, Уфимский район, Булгаковский сельсовет, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д. N 11/1, введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019, выданного Администрацией на основании разрешения на строительство от 02.07.2018 N02-03547000-119/Ю-2018.
Полагая, что указанные выданные Администрацией разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию не соответствуют закону поскольку указанный в них объект недвижимости находится в пределах границ минимальных расстояний от принадлежащего обществу нефтепровода, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением о признании разрешений недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о выдаче оспоренных разрешений с нарушением нормативных требований.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Так, согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом судебной оценки в настоящем случае являются выданные Администрацией ООО "СтройВертикаль" разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019.
Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением документов, перечисленных в пунктах 1-7 части 7 этой статьи.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 этой статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является в том числе несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган, выдавший разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является в том числе несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство.
Как указано выше, ПАО "АНК "Башнефть" является собственником нефтепровода, проходящего в с. Булгаково Уфимского района РБ. Нефтепровод эксплуатируется с 1991 года, после его реконструкции получено разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию от 31.10.2008. Нефтепровод условно разделен на 4 участка (схема в паспорте нефтепровода), каждый из которых имеет индивидуальный инвентарный номер (21522, 21523, 22046, 20675) и отдельно зарегистрирован в качестве объекта недвижимого имущества (свидетельства о государственной регистрации права 04 АБ 968186, 04 АБ 968187, 04 АВ 002367, 04 АБ 774260).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 04 АВ 002367 от 28.05.2009 и выпиской из ЕГРН от 19.10.2018, а также согласно Техническому паспорту от 04.12.2008, составленному Филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Башкортостан, нефтепровод является объектом магистрального трубопроводного транспорта, имеет протяженность 34340-м, условный номер - 02-04-01/038/2009-283, кадастровый номер - 02:47:000000:8449, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Кармаскалинский район, Бузовьязовское нм (нефтяное месторождение), д. Таптыково, 0,5 км. Инвентарный номер спорного участка нефтепровода по бухгалтерскому учету - 22046, диаметр нефтепровода - 219х8 мм. Спорный участок нефтепровода географически пролегает от д. Сарысаз до д. Авдон (УПСВ-88) через с. Булгаково.
Нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов и включен в реестр опасных производственных объектов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N116-ФЗ) определена промышленная безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ и приложения 1 к этому закону, нефтепроводы относятся к опасным производственным объектам.
Частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Минтопэнерго России 29.04.1992 года и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов).
Указанными Правилами установлено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, в размере 25 метров от оси нефтепровода с каждой стороны (пункт 4.1). Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 4.2). В охранной зоне без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения (пункт 4.4).
Пунктами 5.6 и 7.15 Свода правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06- 85*", утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012), установлено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов. Расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В соответствии с таблицей 4 указанного Свода правил, при диаметре трубопровода - 300 мм и менее минимальное расстояние от оси нефтепровода до населенных пунктов, зданий, сооружений составляет 75 метров.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Таким образом, охранная зона нефтепровода составляет 25 метров от его оси, а минимальное допустимое расстояние расположения зданий, строений от нефтепровода составляет 75 метров от его оси. В указанных зонах запрещено возведение любых строений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2015 N 2318-О, установление особых условий использования земельных участков (которыми являются охранные зоны и зоны минимальных расстояний), и режима осуществления на них хозяйственной деятельности (запрет возведения зданий, строений) направлены не только на обеспечение сохранности объектов трубопроводного транспорта при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как установлено судом первой инстанции, в настоящем случае ООО "СтройВертикаль", являясь собственником ряда земельных участков в с. Булгаково Уфимского района Республики Бакшортостан, осуществило строительство жилого дома в границах охранной зоны и зоны минимальных расстояний от нефтепровода, что установлено заявителем и ООО "Башнефть-Добыча", осуществляющим эксплуатацию нефтепровода в ходе проведения мониторинга прилегающей к нефтепроводу территории о подтверждено проведенным совместно с органами местного самоуправления осмотром территории (акт осмотра от 15.12.2017 с приложением фотоматериалов). В частности, осмотром установлено, что от ближайших к нефтепроводу угла и стены жилого дома расстояние до оси нефтепровода составило 54,3-м.
18.06.2019 специалистами ООО "Башнефть-Добыча" в ходе проведенного осмотра строительной площадки жилого дома также установлено, что секция (квартира) 4 расположена в границах минимальных расстояний от нефтепровода (75 метров от оси), секция (квартира) 5 в границы минимальных расстояний не попадает (размер зоны 75 метров).
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018. Впоследствии установлен факт ввода в эксплуатацию и постановки на кадастровый учет секций указанного жилого дома на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019.
На основании сведений, содержащихся в Публичной кадастровой карте заявителем определены следующие идентификационные сведения о поставленных на учет секциях Жилого дома: кадастровый номер земельного участка - 02:47:030302:1185; кадастровый номер объекта - 02:47:030302:2215; дата постановки на кадастровый учет - 10.04.2019; год ввода в эксплуатацию - 2019; тип объекта - здание (многоквартирный жилой дом на 5 жилых секций, секция 4, 5); адрес объекта - Уфимский район, с. Булгаково, ул. Изумрудная, д.11/1.
Определением суда первой инстанции от 05.03.2020 по делу назначено проведение судебной экспертизы, производство которой поручено эксперту ООО "Уралземпроект" Уразлиной И.А. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: 1) Соответствует ли фактическое местоположение построенных секций (квартир) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан местоположению, указанному в разрешении на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю2018; 2) Если фактическое местоположение секций (квартир) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан не соответствует условиям Разрешения на строительство, то в чем выразилось не соответствие, имеются ли в таком случае нарушения условий разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018 и какие это нарушения, относятся ли несоответствия и (или) нарушения к легкоустранимым или неустранимым; 3) Соответствует ли фактическое местоположение секций (квартир) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан условиям месторасположения объектов строительства, перечисленным в разрешении на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019; 4) Если фактическое местоположение секций (квартир) N4 и N5 дома N11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан не соответствует условиям Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019, то в чем выразилось не соответствие, имеются ли, в таком случае, нарушения условий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42- 2019, и какие это нарушения, относятся ли несоответствия и (или) нарушения к легкоустранимым или неустранимым; 5) соответствует ли расстояние от секции (квартиры) N4 дома N11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан до нефтепровода с кадастровым (или условным) номером 02-04-01/038/2009-283 минимальному допустимому расстоянию, установленному регламентами и правилами в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "О техническом регулировании"; 6) Если не соответствует, то в чем выразилось не соответствие, какие нормы и требования нарушены. Имеются ли, в таком случае, нарушения условий разрешения на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018, нарушения условий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019, в чем выразилось нарушение, какие нормы и требования нарушены; 7) Соответствует ли расстояние от секции (квартиры) N5 дома N11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан до нефтепровода с кадастровым (или условным) номером 02-04-01/038/2009-283 минимально допустимому расстоянию, установленному регламентами и правилами в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "О техническом регулировании"; 8) Если не соответствует, то в чем выразилось не соответствие, какие нормы и требования нарушены. Имеются ли, в таком случае, нарушения условий разрешении на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000-119/Ю-2018, нарушения условий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-03547000-42-2019, в чем выразилось нарушение, какие нормы и требования нарушены.
По итогам проведенной экспертизы представлено заключение эксперта N 5/2020 от 09.06.2020, содержащее следующие выводы:
- по вопросам 1 и 2: Согласно документу "Разрешение на строительство" секции (квартир) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан расположены в границах кадастрового квартала 02:47:030302 на земельном участке с кадастровым номером 02:47:030302:1185. Документ "Разрешение на строительство" не содержит информацию о координатах местоположения дома на земельном участке. Фактическое местоположение построенных секций (квартир) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан соответствует местоположению, указанному в разрешении на строительство от 02.07.2018 N 02-03547000- 119/Ю-2018, т.е. секции (квартиры) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 02:47:030302:1185, указанного в разрешении на строительство;
- по вопросам 3 и 4: Фактическое местоположение многоквартирного дома с секциями (квартирами) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково соответствует сведениям о кадастровом номере земельного участка указанному в документе "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию". В документе "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" прописано, что документ не действителен без технического плана, подготовленного 13.02.2019 г. кадастровым инженером Багаутдиновой 15 2111345_4974615 Еленой Федоровной. В материалах дела отсутствует документ "Технический план". Сведения о местоположении многоквартирного дома технического плана отображены в сведениях ЕГРН. Фактическое местоположение многоквартирного дома с секциями (квартирами) N 4 и N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная отличается от сведений о местоположении дома в ЕГРН. Несоответствие местоположения (координат) многоквартирного дома с кадастровым номером 02:47:030302:2215 в сведениях ЕГРН с его фактическим местоположением является реестровой ошибкой, допущенной кадастровым инженером при замерах, в результате неверной привязки здания к пунктам государственной геодезической сети. Указанная ошибка - несоответствие фактического местоположения здания и сведений ЕГРН, является устранимой. Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", реестровая ошибка, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней, со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Нарушения условий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 18.03.2019 N 02-035447000-42-2019 при наличии реестровой ошибки не имеется;
- по вопросу N 5: Расстояние от секции (квартиры) N 4 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан до нефтепровода с кадастровым (или условным) номером 02-04-01/038/2009-283 равное 71,39-71,60 м. минимальному допустимому установленному в размере 75 м. от оси нефтепровода свода правил СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы не соответствует. В Федеральных законах от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и в Федеральном законе от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" информация о минимальном допустимом расстоянии от нефтепроводов до зданий в границах населенных пунктов экспертом не найдена;
- по вопросу N 7: Расстояние от секции (квартиры) N 5 дома N 11/1 по ул. Изумрудная села Булгаково Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан до нефтепровода с кадастровым (или условным) номером 02-04-01/038/2009-283 равное 77,09 - 77,30-м превышает минимальное допустимое расстояние равное 75-м от объектов недвижимости в границах населенных пунктов до оси нефтепровода установленное СП 36.13330.2012, а значит, соответствует указанной норме;
- на вопросы N 6 и 8 ответить не представилось возможным.
Оценив указанное экспертное заключение, суд первой инстанции признал его отвечающим критерию допустимости доказательств в арбитражном процессе и отклонил ходатайство Администрации о назначении по делу повторной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта являются обоснованными, непротиворечивыми и достаточными для рассмотрения настоящего судебного спора. Оснований для переоценки позиции суда первой инстанции в этой части не имеется.
Исходя из совокупности приведенных выше доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для выдачи ООО "СтройВертикаль" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку секции 4, 5 жилого дома располагаются в границах минимальных допустимых расстояний от нефтепровода заявителя, что нарушает установленные законодательством о техническом регулировании, о безопасности зданий и сооружений, о требованиях пожарной безопасности, а также строительными нормами и правилами требования, целью которых является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и обеспечение нормальных безопасных условий эксплуатации нефтепровода.
Оспоренные разрешения Администрации правомерно признаны судом выданными с нарушением требований части 13 статьи 51, части 1, пункта 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, судом также учтено, что информация о нефтепроводе включена в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет, утвержденный решением от 13.08.2014 N 202, охранная зона нефтепровода была утверждена и внесена в ЕГРН в 2010 году на основании постановления Администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 2016 от 22.10.2010, в 2018 году границы охранной зоны нефтепровода уточнялись (утверждены и внесены в ЕГРН на основании постановления Администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 1896 от 24.08.2018), однако, местоположение самого нефтепровода не изменялось. Для размещения объектов инфраструктуры ООО "СтройВертикаль" выданы технические условия: от 17.07.2012 N 8000-АМ-06-3080 (подземные коммуникации), от 12.11.2012 N 8000-АМ-06-4937 (автодорога), от 21.03.2013 N 8000-АМ-06-1114 (канализация), от 24.08.2015 N 8000-АМ-06-03079 (водозабор и водовод). Эти технические условия содержат сведения о наличии охранной зоны нефтепровода (25 метров от оси нефтепровода) и требование о необходимости соблюдения расстояния от проектируемых зданий, строений до нефтепровода не менее 75 метров от оси Нефтепровода (зона минимальных расстояний). То есть с 2012 года ООО "СтройВертикаль" было известно о наличии нефтепровода и установленных ограничений на возведение зданий, строений, сооружений в границах его охранной зоны и минимальных расстояний.
Поскольку оспоренные решения создали препятствия в реализации заявителем права собственника нефтепровода на его безопасную эксплуатацию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании этих разрешений недействительными.
Довод Администрации о наличии вины самого заявителя в допущенном нарушении поскольку сведения об охранной зоны нефтепровода внесены им в ЕГРН и в государственный кадастр недвижимости лишь в 2018 году после выдачи разрешения на строительство, а меры по внесению в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний от нефтепровода до настоящего времени не приняты, судом отклоняется.
Так, в связи с внесением в законодательство, регулирующее вопросы установления зон с особыми условиями использования территории, изменений в части необходимости утверждения зон минимальных расстояний и внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний (Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ), заявителем приняты меры к утверждению зон минимальных расстояний (письмо в адрес Департамента корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК Министерства энергетики Российской Федерации от 16.07.2019 об утверждении зон минимальных расстояний; письма Департамента корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК Министерства энергетики Российской Федерации от 03.10.2019 о предоставлении сведений о границах минимальных расстояний и от 25.12.2019 об утверждении зон минимальных расстояний).
Кроме того, материалами дела подтверждается информированность Администрации на момент выдачи оспоренных разрешений (как минимум с 2010 года) о наличии как самого нефтепровода так и соответствующих охранной зоны и минимальных расстояний (в силу утверждения Администрацией охранной зоны и изменений ее границ, участия представителей Администрации в осмотрах территории застройки, а также в силу приведенных выше нормативных положений).
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя. Приведенные в апелляционной жалобе возражения подлежат отклонению.
В связи с удовлетворением заявленных требований понесенные заявителем при рассмотрении дела в суде судебные расходы по оплате госпошлины на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возмещены судом первой инстанции за счет Администрации.
Также, исходя из результатов рассмотрения дела, суд правомерно отнес на Администрацию расходы по оплате услуг экспертной организации в размере, не покрытом денежными средствами, внесенными на депозит суда третьим лицом (часть 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Податель апелляционной жалобы указывает на необоснованное непривлечение судом первой инстанции к участию в деле органов Росреестра и Кадастровой палаты в целях получения от них разъяснений по вопросам, имеющим значения для дела. Однако, решение суда первой инстанции не содержит каких-либо выводов о правах и обязанностях указанных лиц, а потому их не привлечение к участию в деле нельзя признать безусловным основанием для отмены судебного акта и перехода к рассмотрению судом апелляционной инстанции дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 по делу N А07-27740/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27740/2019
Истец: ПАО "АКЦИОНЕРНАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "БАШНЕФТЬ"
Ответчик: Администрация МР Уфимский район Республики Башкортостан
Третье лицо: Администрация МР Уфимский район РБ, Альмухаметов Р И, Буранова А Р, внешний управляющий Идрисов Азат Рашитович, Идрисов Азат Рашитович, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННО ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙВЕРТИКАЛЬ", ООО "Башнефть-Добыча", ООО Уразлина Ирина Анатольевна- эксперт "Уралземпроект", ООО "Хайдельберг цемент РУС"