• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф09-9605/21 по делу N А76-49377/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Вывод судов об обратном, сводящийся к тому, что в случае направления бенефициаром первого требования в срок действия банковской гарантии, повторное требование к гаранту может быть предъявлено и за пределами срока действия гарантии, предоставляет бенефициару необоснованную возможность получить удовлетворение своих требований по прекратившемуся обязательству, что является неправомерным и не соответствует содержанию норм о банковской гарантии, которыми не предусмотрена возможность исправления недостатков заявленного требования о выплате банковской гарантии и в ситуации когда гарант правомерно уже отказал в выплате по более раннему обращению.

Таким образом, поскольку предъявленные обществом "ФПК" требования по формальным признакам не соответствовали условиям гарантии (требование от 28.01.2020 - не содержало расчет суммы, требование от 12.03.2020 предъявлено по истечении срока действия банковской гарантии), отказ общества "Банк ВТБ" в удовлетворении требования общества "ФПК" о выплате денежных средств по банковской гарантии является правомерным.

Кроме того, в качестве исключения из общего принципа независимости банковской гарантии сложившаяся судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях собственного неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта.

В частности, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 27 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии", при наличии доказательств прекращения основного обязательства в связи с его надлежащим исполнением, о чем бенефициару было известно до предъявления письменного требования к гаранту, судом может быть отказано в удовлетворении требований бенефициара (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, в качестве исключения из общего принципа независимости банковской гарантии сложившаяся судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях собственного неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта. В этом случае иск бенефициара не подлежит удовлетворению на основании статьи 10 ГК РФ.

Данный подход не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в определениях от 20.05.2015 N 307-ЭС14-4641 и от 28.07.2016 N 305-ЭС16-3999."