Екатеринбург |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А60-30265/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Татариновой И.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, МУГИСО) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 по делу N А60-30265/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ролси" (далее - общество "Ролси") - Корьева Е.А. (доверенность от 04.12.2020).
Общество "Ролси" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, площадью 22186 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, выраженного в письме Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.05.2021 N 17-01-82/10513, обязании заключить с обществом "Ролси" договор купли-продажи в отношении указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, площадью 22 186 кв.м., выраженный в письме Министерства от 20.05.2021 N 17-01-82/10513 признан незаконным, на Министерство возложена обязанность заключить с обществом "Ролси" договор купли-продажи в отношении указанного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУГИСО просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы, заявитель указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположены очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), кадастровый номер 66:41:0000000:184964, иных объектов на земельном участке не имеется, при этом разрешенное использование всех вновь образованных земельных участков "склады", в том числе с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, в связи с чем разрешенное использование земельного участка не соответствует цели его использования, указанной в заявлении. Поскольку очистные сооружения состоят на кадастровом учете как самостоятельный объект недвижимости с самостоятельным кадастровым номером, Министерство не согласно с выводами судов о том, что сооружение входит в состав единого недвижимого комплекса, образуемого им и складом, расположенном на соседнем земельном участке N 66:41:0000000:184962. Ссылаясь на положения пункты 1, 14 статьи 39.76 Земельного кодекса Российской Федерации, Министерство полагает свой отказ в заключении договора обоснованным. По мнению МУГИСО, у суда отсутствовали основания для признания данного отказа незаконным, поскольку не доказано не соответствие закону оспариваемого решения об отказе в предоставлении участка в собственность. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что аналогичный спор между сторонами был рассмотрен в рамках дела N А60-42739/2019.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Ролси" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества "Ролси", проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Уральского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 10.05.2006 заключен договор аренды земельного участка N 2-745 между Администрацией города Екатеринбурга, Министерством (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр" (арендатор), на основании которого предоставлен участок для строительства транспортно-логистического центра с правом вырубки леса, общей площадью 531 300 кв. м с кадастровым номером: 66:41:00 00000:223.
Дополнительным соглашением N 2 от 12.09.2014 к договору аренды земельного участка N 2-745 от 10.05.2006 общество "Ролси" включено в состав арендаторов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:223 (зарегистрировано 08.10.2014 за N 66-66-01/571/2014-332).
Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 02.11.2016 выдано обществу "Ролси" разрешение на строительство N RU 66302000-263-2016 здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, очистных сооружений (N 4 по ПЗУ) на земельном участке с кадастровым номером 66:41:00 00 000:223.
В дальнейшем земельный участок 66:41:0000000:223 был разделен на пять земельных участков с кадастровыми номерами: 66:41:0000000:107481 площадью 89002 кв. м; 66:41:0000000:107482 площадью 77228 кв. м; 66:41:0000000:107483 площадью 108960 кв. м; 66:41:0000000:107484 площадью 22186 кв. м; 66:41:0105015:24 площадью 5077 кв. м.
29.11.2018 земельные участки поставлены на кадастровый учет, о чем внесены сведения в ЕГРН.
Договор аренды N 2-745 от 10.05.2006 расторгнут по соглашению сторон с 12.12.2018.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:107482, 66:41:0000000:107484 29.11.2018 с обществом "Ролси" заключены новые договоры аренды N Т-584, N Т-583.
На земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:107482 построен склад и одно очистное сооружение; на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:107484 построено второе очистное сооружение.
11.03.2020 внесены изменения N 1 в Разрешение на строительство N RU 66302000-263-2016 здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), вместо первоначального земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:223 указаны вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0000000:107482, 66:41:0000000:107484.
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обществу "Ролси" 02.03.2021 выдано заключение N 153-СН о соответствии построенного объекта капитального строительства.
Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 05.04.2021 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N RU 66302000-263-2016 здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений и двух очистных сооружения (N 4 по ПЗУ).
Общество "Ролси" 16.04.2021 зарегистрировало право собственности на объекты недвижимости:
- расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:107482 здание (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, кадастровый номер 66:41:0000000:184968, дата государственной регистрации 15.04.2021 N 66:41:0000000:184968-66/199/2021-1; очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), кадастровый номер 66:41:0110017:148, дата государственной регистрации 16.04.2021 N 66:41:0110017:148-66/199/2021-1;
- расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:107482,66:41:0000000:107484, очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), кадастровый номер 66:41:0000000:184964, дата государственной регистрации 16.04.2021 N 66:41:0000000:184964-66/199/2021-1.
В порядке пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации общество "Ролси" обратилось в Министерство с заявлением от 20.04.2021 о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков.
Письмом от 20.05.2021 N 17-01-82/10513 Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, площадью 22 186 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая отказ Министерства незаконным и нарушающим права общества "Ролси", последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В силу статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе проанализировав содержание оспариваемого отказа, оформленного в письме от 20.05.2021 N 17-01-82/10513, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в предоставлении обществу "Ролси" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, поскольку обществом "Ролси" соблюдена вся совокупность установленных законом условий, являющихся основанием для приобретения земельного участка в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, из материалов дела следует, что здание складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, кадастровый номер 66:41:0000000:184968, очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), кадастровый номер 66:41:0110017:148, очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), кадастровый номер 66:41:0000000:184964 представляют собой единый недвижимый комплекс, изначально планировалось их строительство на едином земельном участке, из которого впоследствии образованы новые земельные участки, что повлекло за собой фактическое расположение объектов (склада и очистных сооружений) на разных земельных участках (66:41:0000000:107482 и 66:41:0000000:107484).
При этом в соответствии с проектной документацией объект капитального строительства состоит из здания (N 1 на ПЗУ) складского назначения и двух очистных сооружений (N 4 по ПЗУ), которые необходимы для функционирования системы дождевой канализации с дождеприемными и смотровыми колодцами с охватом всей территории и кровли здания для отведения поверхностных и дождевых вод.
Согласно пояснениям заявителя, эксплуатация здания возможна только при наличии вспомогательных объектов недвижимости - очистных сооружений. Очистные сооружения с кадастровыми номерами 66:41:0110017:148 и 66:41:0000000:184964 построены в целях функционирования здания склада с кадастровым номером 66:41:0000000:184968 согласно его назначению в рамках проектной документации.
Экспертизой проектной документацией N 66-2-1-2-002993-2021 от 28.01.2021 также установлено, что очистные сооружения необходимы для функционирования системы дождевой канализации с дождеприемными и смотровыми колодцами с охватом всей территории и кровли здания для отведения поверхностных и дождевых вод, водоотвод с территории и твердых покрытий проездов и стоянок предусматривается за счет проектных уклонов с выпуском вод в проектируемые дождеприемные колодцы с дальнейшим их подключением в ливневую канализацию.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что проектной документацией, экспертизой подтверждено использование очистных сооружений (кадастровые номера 66:41:0110017:148, 66:41:0000000:184964) именно только для полного цикла функционирования здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений с кадастровым номером 66:41:0000000:184968, принимая во внимание, что иного использования указанных очистных сооружений не предусмотрено проектной документацией, а также не следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений со стороны общества "Ролси" разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484 не допущено.
Доказательств обратного МУГИСО в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции верно принято во внимание, что в отношении объекта капитального строительства: здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административнобытовых помещений и двух очистных сооружений (N 4 по ПЗУ), выданное единое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.04.2021, в котором очистные сооружения указаны в качестве показателей вводимого в эксплуатацию объекта.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что строительство объектов заявителем начато на едином земельном участке до его разделения на пять участков, в результате которого обслуживающие склад очистные сооружения оказались на другом (соседнем) участке, здание складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), очистные сооружения (N 4 по ПЗУ), представляют собой единый недвижимый комплекс, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа Министерства в предоставлении в собственность обществу "Ролси" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, площадью 22 186 кв. м., выраженного в письме от 20.05.2021 N17-01-82/10513 незаконным и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, необходимой для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта, судом округа отклоняется, поскольку указанный довод является новым доводом, ранее в судах не заявлялся и судами не исследовался, в связи с чем не может быть оценен и судом кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 по делу N А60-30265/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе проанализировав содержание оспариваемого отказа, оформленного в письме от 20.05.2021 N 17-01-82/10513, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в предоставлении обществу "Ролси" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:107484, поскольку обществом "Ролси" соблюдена вся совокупность установленных законом условий, являющихся основанием для приобретения земельного участка в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2022 г. N Ф09-1575/22 по делу N А60-30265/2021
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1575/2022
06.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14999/2021
08.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1575/2022
27.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14999/2021
30.09.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30265/2021