Екатеринбург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А07-15327/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.09.2021 по делу N А07-15327/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 14.01.2022, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, административный орган) от 26.05.2021 по делу N 21-1062-372 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением сроков привлечения к административной ответственности. При этом общество со ссылкой на части 1, 2 статьи 4.8, примечание к статье 4.8 КоАП РФ, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5) указывает на то, что, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение является длящимся, днем выявления административного правонарушения является 26.03.2021 (день составления акта проверки), то при двухмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности последний день срока давности является 25.05.2021.
Кроме того, общество ссылается на то, что в постановлении о назначении административного наказания от 26.05.2021 перечислены выявленные в ходе проверки нарушения, при этом, доказательств, свидетельствующих о наличии вины общества, административным органом не указано, равно как и не нашли отражения конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что обществом допущены виновные действия, образующие событие вмененного административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, комитетом на основании распоряжения от 18.03.2021 N 1062, в связи с обращением жителей многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. Черниковская, д. 37 (вх. от 10.03.2021 N 8691) проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества.
В ходе проведения проверки выявлено и в акте проверки от 26.03.2021 N 21-1062-372 отражено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом N 37 по ул. Черниковская в г. Уфа Республики Башкортостан с нарушением лицензионных требований, а именно: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - постановление N 290).
По результатам проверки комитетом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2021 N 21-1062-372 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и вынесено постановление от 26.05.2021 N 21-1062-372 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Рассматривая данный спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что нарушение обществом при осуществлении своей деятельности требований указанных норм подтверждено совокупностью представленных материалов, протоколом об административном правонарушении и обществом не оспаривается, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, признав соблюденной процедуру привлечения общества к административной ответственности, в том числе и двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, суды пришли к выводу о правомерности оспариваемого постановления комитета, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Однако выводы судов в части соблюдения срока давности привлечения общества к административной ответственности нельзя признать правомерными.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные данным Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение 26.03.2021 выявлено административным органом (дата составления акта проверки).
Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении комитета, так и судами при рассмотрении данного дела.
Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 26.03.2021 - со дня выявления административного правонарушения, заканчивается 25.05.2021 - в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.
Судами при рассмотрении названного дела неправильно применены нормы материального права в части указания на то, что в рассматриваемом случае при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем обнаружения административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, привлечение общества к административной ответственности после 25.05.2021 является недопустимым.
Исходя из смысла статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. КоАП РФ не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждалось производство по делу об административном правонарушении, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности (вопрос 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, пункт 13.1 постановления N 5).
Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения общества к ответственности истек к моменту вынесения комитетом оспариваемого постановления от 26.05.2021 о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с этим судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления комитета от 26.05.2021 N 21-1062-372.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.09.2021 по делу N А07-15327/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по тому же делу отменить.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 26.05.2021 N 21-1062-372 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. КоАП РФ не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждалось производство по делу об административном правонарушении, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности (вопрос 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, пункт 13.1 постановления N 5).
Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения общества к ответственности истек к моменту вынесения комитетом оспариваемого постановления от 26.05.2021 о привлечении к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф09-1336/22 по делу N А07-15327/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10815/2022
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1336/2022
28.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16783/2021
22.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15327/2021