Екатеринбург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А50-16979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш Дом" (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021 по делу N А50-16979/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
товарищества - Плотников А.В. (доверенность от 16.07.2020);
Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, заинтересованное лицо) - Петухов С.Г. (доверенность от 10.01.2022).
Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 26.03.2020 N 1999.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2021 решение Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по тому же делу отменены в части отказа в признании недействительным предписания инспекции от 26.03.2020 N 1999 о восстановлении денежных средств по договору подряда N 106 от 22.01.2019 в сумме 80 000 руб. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит указанные судебные акты в части отказа в признании недействительным предписания инспекции от 26.03.2020 N 1999 о восстановлении денежных средств в размере 80 000 руб., оплаченных по договору подряда от 22.01.2019 N 106, отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, выводы судов о том, что выполненный объем электромонтажных работ по договору от 22.01.2019 N 106 не превышает 30 % и является не капитальным, а текущим, документально не подтверждены.
В представленном отзыве инспекция просит оставить судебные акты без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом N 33/1 по ул. Советской Армии г. Перми (далее - МКД) и является владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта (пункт 1 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации). Взнос на капитальный ремонт утвержден в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края
В период с февраля по март 2020 года инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований по обеспечению сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и по соответствию объема выполненных работ по капитальному ремонту объему, предусмотренному соответствующим договорами на выполнение работ по капитальному ремонту, проведенному в период с 2018 года по настоящее время в спорном МКД.
По результатам проверки, в частности, установлено, что электромонтажные работы, ремонт этажных электрощитов, выполненные за счет взносов на капитальный ремонт по договору подряда от 22.01.2019 N 106 обществом с ограниченной ответственностью "Атмосфера59" на общую сумму 80 000 руб., относятся к текущему ремонту, соответственно, указанная сумма подлежит восстановлению.
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 26.03.2020 N 1999, предписании от 26.03.2020 N 1999.
Полагая, что предписание от 26.03.2020 N 1999 не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в обжалуемой части, суды при новом рассмотрении пришли к выводу, что работы, выполненные по договору подряда от 22.01.2019 N 106, являются текущими и не могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, их объем с очевидностью превышает 30 %.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установлен, в том числе, частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон N 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее - Региональная программа).
Региональной программой определены следующие виды и плановые сроки проведения капитального ремонта МКД: с 2027 года по 2029 годы - ремонт и замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; с 2030 года по 2032 годы - ремонт крыши; с 2039 года по 2041 годы - ремонт несущих конструкций многоквартирного дома; с 2042 года по 2044 годы - ремонт внутридомовых инженерных систем.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья. В указанном постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст утвержден ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования (далее - ГОСТ Р 56535-2015), который предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и их элементов как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости и от характера работ и от объема выполненных работ (в процентном отношении).
Как указывалось ранее, за период с 2018 года по настоящее время товариществом за счет взносов на капитальный ремонт выполнены в полном объеме работы, в том числе по договору подряда от 22.01.2019 N 106 по электромонтажным работам, ремонту этажных электрощитов на общую сумму 80 000 руб.
Судами установлено, что согласно локальному сметному расчету N 106 были выполнены работы по ремонту электрощитков путем смены автоматов и замены провода (стояков коммунального освещения), относящиеся к текущему ремонту. При этом доводы заявителя о том, что использование при производстве работ по ремонту электрощитков, среди прочего, провода пв1*6 в количестве 240 метров свидетельствует о выполнении в многоквартирном доме капитального ремонта системы электроснабжения, рассмотрены и отклонены судами с учетом следующего.
В соответствии с ГОСТ Р 56536-2015 внутридомовая система электроснабжения (электроустановка) - совокупность проводных и кабельных линий (цепей), распределительных щитов и электрооборудования, технологически соединенных между собой в границах многоквартирного дома, начиная с наконечников питающего кабеля вводного распределительного устройства, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, места общего пользования и электрооборудования внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, внутридомовая система электроснабжения включает в себя такие элементы как: ГРЩ (главного распределительный щит), распределительные и групповые щиты, внутридомовые разводящие магистрали, стояки коммунального и квартирного освещения, ответвления от этажных щитков или коробок, осветительные приборы коммунального освещения, электрические сети для питания электрооборудования лифтов и электрооборудования для обеспечения работы инженерных систем.
Согласно пункту 6.2. ГОСТ Р 56536-2015 текущий ремонт системы электроснабжения осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56535, с учетом требований, установленных в главе 1.6.ПТЭ ЭП (111), ПУЭ (9), (10) и СП 31 -110 (25) и др.
В состав работ текущего ремонта входят все виды работ, обеспечивающие замену частей на новые, улучшающие их состояние до нормативного, когда объем таких работ не превышает 30% от объема ремонтируемой части системы электроснабжения.
В рассматриваемом случае в МКД выполнены лишь работы по ремонту электрощитков путем смены автоматов и замены провода (стояков коммунального освещения), что, по мнению судов, свидетельствует о выполнении текущего (локального) ремонта отдельной части системы электроснабжения.
Представленным в материалы дела локальным сметным расчетом предусмотрен ремонт групповых щитков на лестничной клетке со сменой автоматов (ФЕР р67-14-1 приказ Минстроя России N 1039/пр от 30.12.2016).
В соответствии с приказом Минстроя России в состав работ по данному виду ремонта (ФЕР р67-14-1) входит: 01.Очистка щитка от грязи и пыли; 02.Осмотр щитка; 03.Замена вышедших из стоя элементов; 04.Замена вышедших из строя автоматов; 05.Опробование работы щитка.
В соответствии с приложением 7 Ведомственных строительных норм 58-88р "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 к перечню основных работ по текущему ремонту зданий и объектов электротехнических и слаботочных устройств относится, в том числе замена неисправных участков электрической сети здания, а также устройство новых, замена предохранителей, автоматических выключателей, пакетных переключателей вводно-распределительных устройств, щитов, электроплит.
Кроме того, судами принято во внимание, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 12.11.2020 N СЭД-24-03-14-ПР-6 установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения в спорном МКД в связи с тем, что заявленный объем работ в предоставленных документах относится к текущему ремонту.
Принимая во внимание возможность установить юридически значимые обстоятельства на основании оценки совокупности представленных доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие соответствующего ходатайства о проведении экспертизы, суды пришли к выводу, что выполненный объем электромонтажных работ по договору N 106 от 22.01.2019 с очевидностью не превышает 30%, характер и объем работ относятся к текущему ремонту, что в силу положений статей 166, 174 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, и как следствие, признание оспариваемого предписания в данной части недействительным.
Доводы товарищества о недоказанности отнесения спорных работ к текущему ремонту подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021 по делу N А50-16979/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш Дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6.2. ГОСТ Р 56536-2015 текущий ремонт системы электроснабжения осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56535, с учетом требований, установленных в главе 1.6.ПТЭ ЭП (111), ПУЭ (9), (10) и СП 31 -110 (25) и др.
...
Представленным в материалы дела локальным сметным расчетом предусмотрен ремонт групповых щитков на лестничной клетке со сменой автоматов (ФЕР р67-14-1 приказ Минстроя России N 1039/пр от 30.12.2016).
...
Принимая во внимание возможность установить юридически значимые обстоятельства на основании оценки совокупности представленных доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие соответствующего ходатайства о проведении экспертизы, суды пришли к выводу, что выполненный объем электромонтажных работ по договору N 106 от 22.01.2019 с очевидностью не превышает 30%, характер и объем работ относятся к текущему ремонту, что в силу положений статей 166, 174 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, и как следствие, признание оспариваемого предписания в данной части недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф09-3432/21 по делу N А50-16979/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3432/2021
28.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16220/20
08.10.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16979/20
18.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3432/2021
12.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16220/20
09.11.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16979/20