Екатеринбург |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А71-10097/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.10.2021 по делу N А71-10097/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ИСКРА" (далее - общество "ИСКРА") - Бук Н.Р. (доверенность от 19.03.2022 N 1), Ниязова Е.В. (доверенность от 01.09.2021);
Фонда - Коровина Т.В. (доверенность от 01.01.2022 N 11).
Общество "ИСКРА" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Фонда о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.04.2021.
Решением суда от 26.10.2021 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 (судьи Трефилова Е.М., Голубцов В.Г., Шаламова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы Фонд указывает, что оспариваемый уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.04.2021 принято отделением Фонда в соответствии с действующим законодательством в связи непредставлением обществом "ИСКРА" в установленный срок документов о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2021 год.
Кроме того считает, что обществом "ИСКРА" не представлено достаточно сведений для подтверждения основного вида экономической деятельности в спорный период.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ИСКРА" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 30.04.2021 Фонд установил обществу "ИСКРА" тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2021 года в размере 1,30 процентов исходя из 12 класса профессионального риска, что соответствует виду экономической деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29), имеющего наиболее высокий класс профессионального риска из видов экономической деятельности общества, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанный вид экономической деятельности Фонд выбрал, руководствуясь пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), поскольку в установленный срок общество не представило в Фонд документы, предусмотренные пунктом 3 названного Порядка, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов, исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
Несогласие заявителя с уведомлением Фонда от 30.04.2021 послужило основанием для его обращения к директору филиала N 1 Фонда с заявлением от 16.06.2021 N 10/21 о пересмотре установленного класса профессионального риска исходя из фактически осуществляемого обществом вида экономической деятельности по ОКВЭД 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения" для которого предусмотрен тариф страховых взносов в размере 0,2%. К указанному заявлению общество приложило заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2020 год, копию листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от 08.06.2021.
Письмом от 14.07.2021 N 06-14/1806-5958 Фонд в изменении размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год обществу отказал, в связи с непредставлением в установленный срок документов, подтверждающих основной вид деятельности.
Полагая, что уведомление Фонда от 30.04.2021 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Согласно пункту 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 г. N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 г. N 8-О). Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отказ Фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, после получения от Фонда уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.04.2021 общество "ИСКРА" 16.06.2021 направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение ОКВЭД и пояснительную записку. Из содержания представленных документов следует, что общество осуществляет деятельность по Разработке компьютерного программного обеспечения (ОКВЭД 62.01). Указанный вид деятельности относится к 1 классу профессионального риска и предполагает применение страхового тарифа в размере 0,2%. Факт получения данных документов Фондом не оспаривается.
Учитывая приведенную правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, Фонд должен был оценить представленные обществом документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Однако, в данном случае, решение об определении размера страхового тарифа с учетом оценки представленных обществом документов в установленном Порядке Фондом не принято.
Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Фондом в размере 1,3 процентов, что соответствует виду экономической деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29), имеющий наиболее высокий класс профессионального риска (12 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны для данного страхователя в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, судами установлено, что установленный Фондом вид деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29) как основной для страхователя, обществом "ИСКРА" не осуществлялся и был исключен им из Единого государственного реестра юридических лиц, что подтверждается представленным в материалы дела листом записи из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.06.2021.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, согласно которой вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Доказательств фактического осуществления страхователем деятельности по виду экономической деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29) материалы дела не содержат. При назначении размера страхового тарифа данные обстоятельства Фондом не исследовались, факт осуществления обществом экономической деятельности с кодом ОКВЭД 25.99.29 не устанавливался. Иного не доказано.
Таким образом, общество подтвердило осуществление основного вида деятельности " Разработке компьютерного программного обеспечения", код по ОКВЭД 62.01, предусматривающего страховой тариф в размере 0,2%, оснований для установления обществу страхового тарифа в размере 1,30 % у Фонда не имелось.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества и признали уведомление Фонда о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.04.2021 недействительным.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.10.2021 по делу N А71-10097/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Фондом в размере 1,3 процентов, что соответствует виду экономической деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29), имеющий наиболее высокий класс профессионального риска (12 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны для данного страхователя в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, судами установлено, что установленный Фондом вид деятельности "Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 25.99.29) как основной для страхователя, обществом "ИСКРА" не осуществлялся и был исключен им из Единого государственного реестра юридических лиц, что подтверждается представленным в материалы дела листом записи из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.06.2021.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, согласно которой вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2022 г. N Ф09-2815/22 по делу N А71-10097/2021