Екатеринбург |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А76-37876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания "Сфера безопасности" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2021 по делу N А76-37876/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, принял участие представитель Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Челябинской области - Самохин А.С. (доверенность от 2112.2021 N 439,служебное удостоверение, диплом).
В судебном заседании участвовали представители общества с ограниченной ответственностью Компания "Сфера безопасности" - Ануфриева О.В. (доверенность от 02.11.2021, диплом); Драничников А.А. (доверенность от 02.11.2021, диплом).
Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Челябинской области (далее - административный орган, ГУ МЧС, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Компания "Сфера безопасности" (далее - заявитель, общество, общество Компания "Сфера безопасности") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2021 заявленные требования удовлетворены: общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество Компания "Сфера безопасности" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что общество не производило работ, по результатам которых были выявлены указанные нарушения; при обнаружении недостатков системы незамедлительно было сообщено администрации объекта защиты; производство работ по устранению недостатков монтажа противоречит положениям договора па обслуживание, а также является неисполнимым в виду огромных материальных затрат, которые должен нести собственник здания.
Кроме того, общество указывает, что невозможность проведения испытаний по измерению уровня звука, до вынесения решения, повлекло за собой принятие неправильного решения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что по итогам плановой выездной проверки ГУ МЧС соблюдения обществом Компания "Сфера безопасности" лицензионных требований и условий в области пожарной безопасности, проведенной на основании распоряжения от 26.08.2021 N 28, административным органом в акте проверки от 30.09.2021 N 28 установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, допущенные обществом на объекте защиты МАДОУ "ДС N 99 г. Челябинска, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Петра Сумина, 10 (далее - объект защиты):
1. Соединительные линии систем пожарной сигнализации выполнены кабелем типом исполнения не соответствующим ГОСТ 31565-2012 (фактически исполнен типом FRLS), на основании нарушения: части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ); подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"; части 1 статьи 6, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ); пункта 4.9 СП 6.13130.2013; таб. 2 ГОСТ 31565- 2012;
2. Звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 70 дБ в защищаемом помещении, а именно: на 1-ом этаже в спальном помещении группы "Лапушки" уровень шума при работающей СОУЭ составил 60 дБ. на основании нарушения: части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ; части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", пунктов 2.5, 4.3 СП 3.13130.2009.
На основании акта проверки от 30.09.2021 N 28 административным органом в отношении общества Компания "Сфера безопасности" составлен протокол от 18.10.2021 N 64 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, привлек общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в занятии лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, указан в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 4 положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) установлены лицензионные требования: а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином 6 законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств; б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ); в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры; г) прохождение лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих; д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. В части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера: 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пункту 5 Положения N 1128 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 Положения N 1128, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Следовательно, к грубым нарушениям лицензионных требований в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128, относятся, в том числе нарушения, допущенные при выполнении лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Положения Федерального закона N 123-ФЗ, касающиеся обеспечения пожарной безопасности, обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом обслуживании, эксплуатации, утилизации объектов защиты.
Согласно пункту 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно пункту 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. При техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности, должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем.
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
Согласно п. 4.9 СП 6.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 21.02.2013 N 115, работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315. и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" для прокладки, с учётом объёма горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений тип исполнения кабельного изделия необходимо предусматривать - FRLSLtx.
Согласно пункту 4.3 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество является держателем действующей бессрочной лицензии от 31.10.2017 N 74-06-2017-003976 (74-Б/00520) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из материалов проведенной проверки установлено, что общество Компания "Сфера Безопасности" на основании договора от 29.01.2021 N 22122020 на объекте, расположенном по адресу: 454003, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Петра Сумина, 10, осуществляет услуги по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре.
По результатам проведения проверочных мероприятий административным органом установлено, что общество Компания "Сфера Безопасности" нарушило требования, предусмотренные подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании, что выразилось в ненадлежащем техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания, что повлекло за собой невозможность установления неисправности системы.
Наличие у общества лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, наделяет его правом в том числе на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также, на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
Таким образом, при проведении плановой выездной проверки ГУ МЧС на предмет соблюдения обществом Компания "Сфера безопасности" лицензионных требований и условий в области пожарной безопасности установлен факт грубых нарушений лицензионных требований, что подтверждается актом проверки от 30.09.2021 N 28.
Судами верно указано, что лицензированная организация, осуществляющая на профессиональной основе деятельность по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной безопасности обязана предпринять все возможные действия, направленные на функционирование обслуживаемых противопожарных систем в соответствии с установленными нормативными требованиями.
Отклоняя довод заявителя о том, что общество предприняло все меры по оповещению заказчика о выявленном нарушении до проверки проведенной ГУ МЧС, суды указали, что общество Компания "Сфера Безопасности" бездействовало в части выявления и своевременного устранения данных нарушений.
Таким образом, на протяжении всего периода обслуживания средств обеспечения охранно-пожарной безопасности на объекте защиты класса 11 Ф 1.1, система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обслуживалась в условиях несоответствия порядка ее работы обязательным требованиям, установленным СП 3.13130.2009, СП 6.13130.2013, ГОСТ 31565-2012.
Судами указано, что эксплуатация АПС и СОУЭ, а также ее техническое обслуживание в такой ситуации, не могут быть признаны соответствующими требованиям пожарной безопасности. При этом лицензированная организация, осуществляющая на профессиональной основе деятельность по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты обязана предпринять все возможные действия, направленные на функционирование обслуживаемых противопожарных систем в соответствии с установленными нормативными требованиями, вне зависимости от позиции заказчика.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что невозможность проведения испытаний ГУ МЧС по измерению уровня звука, до вынесения решения суда, повлекло за собой принятие неправильного решения, поскольку 22.12.2021 в ГУ МЧС поступило обращение общества Компания "Сфера Безопасности" о проведении досрочного контроля Предписания от 30.09.2021 N 28 в срок до 24.12.2021.
Судами установлено, что обращение общества Компания "Сфера Безопасности" содержало информацию о возможном исполнении лишь одного мероприятия из двух предложенных к исполнению. Указанное обстоятельство свидетельствовало о том, что предписание об устранении нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности от 30.09.2021 N 28 не исполнено.
На основании изложенного, административным органом учтено, что срок устранения выявленных нарушений лицензионных требований истекает 01.07.2022, между тем нарушения, содержащиеся в предписании исполнены не в полном объеме основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества Компания "Сфера Безопасности" отсутствовали.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество Компания "Сфера Безопасности" является субъектом административного правонарушения, в его деянии имеется событие и объективная сторона предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания его малозначительными и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности обществом с нарушением лицензионных требований, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2021 по делу N А76-37876/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания "Сфера безопасности" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что обращение общества Компания "Сфера Безопасности" содержало информацию о возможном исполнении лишь одного мероприятия из двух предложенных к исполнению. Указанное обстоятельство свидетельствовало о том, что предписание об устранении нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности от 30.09.2021 N 28 не исполнено.
На основании изложенного, административным органом учтено, что срок устранения выявленных нарушений лицензионных требований истекает 01.07.2022, между тем нарушения, содержащиеся в предписании исполнены не в полном объеме основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества Компания "Сфера Безопасности" отсутствовали.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество Компания "Сфера Безопасности" является субъектом административного правонарушения, в его деянии имеется событие и объективная сторона предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
...
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания его малозначительными и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности обществом с нарушением лицензионных требований, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2022 г. N Ф09-4064/22 по делу N А76-37876/2021