Екатеринбург |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А60-58914/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Агрорус" (далее - ООО "Компания Агрорус", общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2022 по делу N А60-58914/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Компания Агрорус" - Зыкова Т.А. (доверенность от 09.03.2022), Филонов А.Ю. (доверенность от 09.03.2022, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) - Колпакова И.М. (доверенность от 24.12.2020, диплом).
ООО "Компания Агрорус" заявило ходатайство о приобщении документов, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Ходатайство судом округа рассмотрено и отклонено, поскольку арбитражное процессуальное законодательство не предоставляет суду кассационной инстанции полномочий по приобщению к материалам дела, исследованию и оценке новых доказательств и переоценке выводов судов об обстоятельствах дела с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов. В силу статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сбор, принятие и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Представленные заявителем жалобы дополнительные документы фактическому возврату на бумажном носителе не подлежат, поскольку представлены в электронном виде через систему "Мой Арбитр".
ООО "Компания Агрорус" (прежнее наименование - ООО "Компания Агророс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 26.05.2021 N 18-16 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2017 год в размере 16 598 856,26 руб., а также пени.
Решением суда первой инстанции от 19.05.2021 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает на то, что в части определения действительных налоговых обязательств по товару, не отнесенному к спорному, налоговый орган претензий не предъявил. При определении действительных налоговых обязательств заявителя взят за основу альтернативный расчет, подготовленный налоговым органом, который не отвечает условиям применения налоговой реконструкции. Альтернативный расчет не содержит отгрузочные цены ООО "Кормимпорт" по товару, отгруженному в определенном объеме и поставленному в адрес заявителя через "технические" организации. Предложенную величину налогового вычета в размере 9 073 096,90 руб. налоговый орган сформировал на основании налоговой декларации и книги продаж, выборочно исключив из нее часть реализации. Данный расчет налогового органа учитывает лишь объем товара, реализованного в 2017 году, тогда как в 2017 году в адрес заявителя был поставлен товар в количестве большем, чем был реализован импортером - ООО "Кормимпорт" (реальным исполнителем сделки) в 2017 году. Указанное обстоятельство связано с тем, что ООО "Кормимпорт" последовательно в определенных объемах приобретало спорный товар в период с 2015 по 2018 гг. и в дальнейшем осуществляло его реализацию. Довод налогового органа о том, что товар, приобретенный в 2015 - 2016 гг., не мог быть поставлен в 2017 году, в связи с истечением срока годности данного товара, не подтверждается материалами дела. Доказательств того, что объем товара, который был поставлен в адрес заявителя "техническими" организациями, не был ввезен импортером - ООО "Кормимпорт", налоговым органом не представлено. Суд первой и апелляционной инстанции неправомерно не принял расчет действительных налоговых обязательств, подготовленный Заявителем и отвечающий условиям применения налоговой реконструкции (пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 НК РФ"). Заявитель считает, что если у судов первой и апелляционной инстанции имелись противоречия между расчетом действительных налоговых обязательств, подготовленным заявителем и альтернативным расчетом налогового органа, то разрешить данные противоречия и определить достоверность то или иного расчета, возможно было только при проведении судебной экономической экспертизы.
В представленном отзыве инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области в отношении ООО "Компания Агророс" проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составлены: акт налоговой проверки от 15.10.2019 N 18-16, дополнение к акту от 02.03.2020 N 18-16.
В ходе ВНП инспекцией установлено, что ООО "Компания Агророс" не соблюдены положения подпункта 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, обществом применена схема получения неправомерной налоговой экономии путем использования формального документооборота в целях заявления налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям со спорными контрагентами по поставке товара (кормовые добавки для животных).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 26.05.2021 N 18-16 об отказе привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен НДС в сумме 29 066 413 руб., пени в сумме 11 046 828,48 руб.
Решением УФНС по Свердловской области от 09.09.2021 N 1027/21 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 26.05.2021 N 18-16 в части доначисления НДС в размере 16 598 856,26 руб., а также пени с указанной суммы, нарушает его права и законные интересы и не соответствует законодательству, общество, уточнив заявленные требования, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что налогоплательщиком доказано право на предоставление вычета при исчислении НДС только в части суммы в размере 9 073 096,90 руб.
Учитывая, что реальность поставки спорного товара налоговым органом не отрицается, а также установлен реальный поставщик товара, суды пришли к выводу о том, что расчет суммы расходов, подлежащих учету, должен производиться исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены судами правильно.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ с учетом особенностей главы 24 АПК РФ должен доказать заявитель.
Из содержания положений главы 21 НК РФ следует, что вычеты по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) могут быть применены налогоплательщиком только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, исчисленных поставщиками.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Предусмотренные статьей 169 НК РФ требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ установлено, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй названного Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В пунктах 4 и 5 названного Постановления суд высшей инстанции также разъяснил, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. О необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета; наличие особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций.
В пункте 2 Постановления N 53 Пленум ВАС РФ отметил, что доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщиков налоговой выгоды должны рассматриваться в совокупности и взаимосвязи, причем оценке подлежит также и деятельность всех участников хозяйственных операций.
При этом в деле о налоговом правонарушении первостепенное значение имеет сбор доказательств о конкретных хозяйственных проявлениях результатов сделок непосредственно в обороте самого налогоплательщика.
Оценка судом фактических обстоятельств дела в налоговых спорах, связанных с получением налоговых выгод, предполагает оценку сделок с участием проверяемого налогоплательщика через ракурс поступления оплаченных им товаров (работ, услуг) и сформированных в результате этих сделок денежных потоков.
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговой базы применением вычетов по НДС).
Если при рассмотрении налогового спора налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции контрагентами организации не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам, либо схема взаимодействия данных организаций указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Судами установлено и из оспариваемого решения следует, что налогоплательщику отказано в праве на применение вычетов по заявленным в книгах покупок за 2017 год счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов - поставщиков кормовых добавок для животных: ООО "Интегра", ООО "Конструктор", ООО "Ницца", ООО "СпецОпт", ООО "Герме ПСБ", ООО "Телематика", ООО "Альянс-ПРО", ООО "Макси-Групп", ООО "ИнтерРос", ООО "Полиформ", ООО "ЕК-Линк", ООО "Ривали", ООО "Венера", ООО "ВитаТорг", ООО "Аливария", ООО "Фишт ЕКБ".
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС послужили факты, свидетельствующие о том, что вышеуказанные контрагенты не осуществляли реальной финансово-хозяйственной деятельности по поставке импортного товара (кормовых добавок), а использовались налогоплательщиком как формальные звенья в целях неправомерной минимизации налоговых обязательств, поскольку в отношении указанных контрагентов установлено отсутствие организаций по юридическому адресу; имеется массовый учредитель (участник) - физическое лицо; отказ от руководства; представление "нулевой" бухгалтерской отчетности или непредставление отчетности; неисполнение требования о представлении документов (информации); отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера; отсутствие расчетных счетов; отсутствие основных средств, создание незадолго до совершения финансово-хозяйственных операций с проверяемым налогоплательщиком в 2016-2017 гг.; заявленные коды ОКВЭД основного вида деятельности не соответствуют характеру приобретаемых и реализуемых товаров - кормовые добавки для животных.
Движение денежных средств по расчетным счетам указанных выше контрагентов носит транзитный характер. Часть денежных средств выводится из оборота путем снятия наличных денежных средств. Из показателей отчетности по НДС установлен высокий удельный вес налоговых вычетов (99%) в общей сумме исчисленного НДС.
Бухгалтерская и налоговая отчетность заявленных контрагентов и связанных с ними физических лиц направлялась в налоговые органы, а также связь с банками осуществлялась с одних и тех же IP-адресов. Заявленные контрагенты входят в группу организаций, осуществляющих деятельность с признаками согласованности посредством единого управления одними и теми же лицами.
Инспекцией также установлено, что договоры поставки со спорными контрагентами заключались в течение 2016-2017 годов, договоры являются полностью идентичными, к ним не представлены приложения, являющиеся неотъемлемой частью договоров, из которых возможно идентифицировать поставляемый товар.
При этом налоговым органом в ходе ВНП установлены обстоятельства взаимозависимости и подконтрольности ООО "Компания Агрорус" и импортера заявленной в первичных документах по операциям со спорными поставщиками - ООО "Кормимпорт" (ИНН 663203992569).
Так, руководитель ООО "Компания Агрорус" Мальцева Е.А. является дочерью единственного учредителя (с 07.06.2008) ООО "Кормимпорт" Довгалевой Т.В. и заявителя по ДТ ООО "Кормимпорт" Довгалева А.Ф.
Бухгалтерский и налоговый учет от лица ООО "Компания Агрорус" и ООО "Кормимпорт" направлялся в налоговые органы с одного компьютера; бухгалтерская и налоговая отчетность направлялась с одного электронного адреса; номер телефона, который указывался в бухгалтерской и налоговой отчетности от лица ООО "Компания Агрорус" и ООО "Кормимпорт", оплачивался проверяемым лицом на основании договора обслуживания, заключенным ООО "Компания Агрорус" с ПАО Ростелеком.
Документы и информации, касающаяся деятельности данных лиц, хранятся в одном месте и используются одними и теми же лицами, что свидетельствует о едином централизованном ведении деятельность от имени этих организаций.
Фактические адреса контрагентов расположены на одном объекте (складской базе по адресу ул. Новоспасскую, д. 1), товар, поступивший с таможни на склад, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новоспасская, д. 1, отгружался в адрес конечных покупателей непосредственно с этого склада.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки генеральным директором налогоплательщика Мальцевой Е.А. представлены пояснения о том, что ей было известно о приобретении кормовой продукции через цепочку формальных поставщиков, при этом она признает доначисления налогов в части НДС, относящегося к превышению цены приобретения товара налогоплательщиком от цены неподтвержденных поставщиков относительно цен ООО "Кормимпорт", также подтверждает, что поставщики были привлечены ей без должной осмотрительности и без установления реальности их финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, инспекция в ходе ВНП пришла к правомерному выводу о том, что поведение налогоплательщика не отвечало стандарту разумного поведения участника гражданского оборота, ему было достоверно известно, что товар закупался подконтрольной, специально созданной компанией ООО "Кормимпорт", которая использовалась обществом для реализации умысла по необоснованному получению вычетов по НДС по формальным операциям через цепочку формальных контрагентов, не исполняющих обязанности по формированию источника для возмещения НДС.
Между тем, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции справедливо исходил из следующего.
Выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом; противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не должно приводить к определению налоговой обязанности в относительно более высоком размере - превышающем потери казны от неуплаты налогов, возникшие на той или иной стадии обращения товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиком. Иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2021 N 305-ЭС21-18005).
Проведение "налоговой реконструкции", имеющей целью установление истинного размера налоговой обязанности налогоплательщика, хотя бы и допустившего злоупотребление, в условиях действительного (реального) совершения тех хозяйственных операций, которые повлекли необоснованную налоговую выгоду, не может быть поставлено в зависимость от факта раскрытия налогоплательщиком сведений о действительном поставщике и параметрах совершенных с ним операций. Позиция налогоплательщика при проведении мероприятий налогового контроля, при которой им не раскрываются такие сведения, может быть основана на оспаривании переквалификации спорных правоотношений, которую проводит налоговый орган в ходе проверки. Напротив, раскрытие рассматриваемой информации означало бы согласие налогоплательщика с подходом инспекции относительно обоснованности переквалификации спорных операций, что не соответствовало бы действительной позиции налогоплательщика и по существу лишало бы его права на защиту (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 306-КГ17-15420).
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2021 N 305-ЭС21-18005, если в цепочку поставки товаров включены "технические" компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, в том числе раскрытые налогоплательщиком - покупателем, позволяющие установить лицо, которое фактически осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций, и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную "техническими" компаниями.
Аналогичный подход к разрешению споров о получении необоснованной налоговой выгоды за счет встраивания "технических" компаний в цепочку поставки товаров ранее был поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 27.09.2018 N 305-КГ18-7133, от 04.03.2015 N 302-КГ14-3432 и сохраняет свою актуальность, поскольку в силу пункта 3 статьи 54.1 НК РФ подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что поставщиком кормовой добавки являлось ООО "Кормимпорт".
В ходе разбирательства настоящего спора в суде первой инстанции налоговым органом проведен анализ объемов и стоимости поставок от ООО "Кормимпорт" путем сопоставления данных книги продаж поставщика и книги покупок налогоплательщика, анализа грузовых таможенных деклараций (ГДТ) и соответствующих товарных накладных. Инспекция пришла к выводу о неполной уплате НДС в сумме 19 993 316,10 руб.
Между тем, учитывая, что реальность поставки спорного товара налоговым органом не отрицается, а также установлен реальный поставщик товара, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет суммы расходов, подлежащих учету, должен производиться исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке.
Установив, что в материалах дела имеются сведения и первичные документы, содержащие информацию о поставках товара в пользу общества лицом, определенным самим налоговым органом в качестве реального исполнителя по сделке, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом споре налогоплательщиком доказано право на предоставление вычета при исчислении НДС в части суммы в размере 9 073 096,90 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом неправомерно не принят расчет заявителя, при этом общество расчетным путем определило действительные налоговые обязательства по НДС по приобретенному товару на основании финансово-хозяйственной документации (первичных документов) ООО "Кормимпорт" (реального исполнителя сделки) по отгрузкам в адрес "транзитных" покупателей, то есть для расчета были взяты отгрузочные цены импортера, которые подтверждены первичными документами ООО "Кормимпорт", был рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен в силу следующего.
Возможность "налоговой реконструкции" определяется не формальными, а материальными условиями - установлением по результатам налоговой проверки лица, которое фактически производило исполнение по сделке, таким образом, чтобы вывести реально совершенные хозяйственные операции из "теневого" (необлагаемого налогами) оборота и осуществить их полное налогообложение (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981).
Если цель уменьшения налоговой обязанности за счет организации формального документооборота с участием "технических" компаний преследовалась непосредственно самим налогоплательщиком или, по крайней мере, при известности налогоплательщику об обстоятельствах, характеризующих его контрагента как "техническую" компанию, применение расчетного способа определения налоговой обязанности не отвечает предназначению данного института, по сути, уравнивая в налоговых последствиях субъектов, чье поведение и положение со всей очевидностью не является одинаковым: налогоплательщиков, допустивших причинение потерь казне для получения собственной налоговой выгоды и налогоплательщиков, не обеспечивших должное документальное подтверждение осуществленных ими операций (пункт 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).
В письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 НК РФ" указано на возможность налоговой реконструкции при определенных условиях, зависящих от поведения налогоплательщика.
Пункт 10 письма ФНС России от 10.03.2021 разъясняет, что в целях реализации возможности налоговой реконструкции, бремя доказывания размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, лежит на налогоплательщике. Налогоплательщиком в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 54 НК РФ должны быть представлены сведения и документы, позволяющие установить указанное лицо и параметры спорной операции.
Вместе с тем, при нераскрытии налогоплательщиком сведений и непредставлении подтверждающих их документов о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершенных операций, как разъяснено в пункте 11 письма ФНС России от 10.03.2021, налогоплательщику не предоставляется ни право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, ни право на учет расходов по спорным операциям в полном объеме.
ООО "Компания Агрорус" ссылается на необоснованный отказ в принятии корректировки налоговой претензии, представленной им в табличном виде, как к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган, так и в суды первой и апелляционной инстанций.
Судами рассмотрены данные возражения и с учетом позиции налогового органа правомерно отклонены.
Анализ сведений, указанных в таблице показал, что в качестве "покупателей" кормовых добавок, заявлены организации, обладающие признаками не осуществляющих реальную предпринимательскую деятельность, принудительно исключенные из ЕГРЮЛ в порядке Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Так, проанализировав представленную информацию, УФНС России по Свердловской области в решении от 09.09.2021 N 1027/21 отразило, что в представленном перечне "покупателей" отсутствуют реально действующие хозяйственные субъекты, способные подтвердить информацию о приобретении кормовых добавок у ООО "Кормимпорт" в заявленном им количестве и по указанной цене, и дальнейшую их реализацию в адрес проверяемого налогоплательщика.
То есть, фактически налогоплательщик не подтвердил достоверность, представленных сведений, а также их относимость к спорному товару, поступившему в адрес общества.
Кроме того, при установлении цены кормовых добавок, которые, по мнению общества, должны были быть применены налоговым органом при расчете НДС, причитающегося ООО "Компания Агрорус" к вычету с их приобретения, заявитель применяет цены реализации кормовых добавок по наименованию, совпадающему с наименованием отраженным в счетах-фактурах, выставленных спорными контрагентами в адрес ООО "Компания Агророс" в 2017 году, но приобретенных и реализованных ООО "Кормимпорт" по ГТД 2015, 2016 годов, при этом указывает на то, что данные номера ГДТ отражены в счетах-фактурах ООО "Компания Агророс" в 2017 году. Проанализировав данную информацию, налоговый орган установил номера таких ГТД
Учитывая, что налогоплательщиком аналогичная деятельность велась и в предыдущие налоговые периоды, инспекцией проанализированы книги продаж ООО "Компания Агророс" за 2015 и 2016 года, установлено, что по товару, ввезенному по ГТД, на которые ссылается налогоплательщик, вычеты уже были заявлены ООО "Компания Агророс" в 1, 2, 4 кварталах 2015 года и 1, 2, 3, 4 кварталах 2016 года, в периоды за которые также проводились мероприятия налогового контроля, охватывающие 2014-2016 годы. При этом по результатам данной проверки налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение от 25.09.2017 N 18-02) и ему доначислен НДС за 1, 2 кварталы 2015 и 2, 3, 4 кварталы 2016 в сумме 4 228 616,63 руб. добровольно уплаченный налогоплательщиком в полном объеме.
С учетом установленных обстоятельств судами правомерно приняты возражения инспекции о недостоверности представленного налогоплательщиком расчета и отклонен расчет заявителя, как не отражающий действительные налоговые обязательства общества.
Довод заявителя о поставке товаров в адрес ООО "Компания Агророс" заявленными контрагентами в более значительных размерах, чем отражено ООО "Кормимпорт" в книгах продаж (в связи с реализацией товаров ООО "Кормимпорт" спорным контрагентам через иных оптовых покупателей), является несостоятельным, поскольку документально не подтвержден.
Выводы инспекции о том, что часть товаров, являвшихся предметом сделок со спорными контрагентами, ввезенная в период за 2014-2016 годы, не могла быть реализована в силу истечения срока годности по ним (1-2 года) с учетом даты спорных поставок за 2017 год, заявитель объяснил наличием технических ошибок, допущенных сотрудниками бухгалтерии и склада. При этом подтверждающие документы не приложены.
Вместе с тем, данный довод общества косвенно подтверждает изготовление документов по спорным сделкам сотрудниками самого общества; недостоверность представленных обществом к проверке первичных документов; исключает возможность установить, какой именно товар в действительности был приобретен обществом, а какой реализован реальным поставщиком; может свидетельствовать о нереальности сделки с заявленным товаром в полном объеме.
Как следует из материалов проверки, налогоплательщик не представил товарно-транспортные накладные, товар на склад поступил в соответствии со счетами-фактурами и товарными накладными, соответственно, счет-фактура и товарная накладная должны быть оформлены поставщиком товара, а не ООО "Компания Агророс".
Фактически налогоплательщик полагает неверным расчет налоговых обязательств общества, поскольку он должен быть произведен на основании первичных документов, бухгалтерского и товарного учета ООО "Кормимпорт", который налоговый орган должен проверить (восстановить, привести в соответствие с реальными сделками данного контрагента), определив периоды приобретения и реализации товара, товарные остатки на конец каждого налогового периода, начиная с 2014 года.
Однако подобные права и обязанности инспекции не предусмотрены действующим законодательствам.
Доводы жалобы о том, что в части определения действительных налоговых обязательств по товару, не отнесенному к спорному, налоговый орган претензий не предъявил, отклоняются как несостоятельные с учетом установления в ходе ВНП обстоятельств, свидетельствующих о нереальном характере деятельности "транзитных" контрагентов (ООО "СпецОпт", ООО "Альянс-ПРО" - поставка картона и бумаги), ООО "ИнтерРос", ООО "Гермес ПСБ", ООО "ВитаТорг", ООО "Аливари" - поставка кормовой добавки российский и иных производителей).
При расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности. Поэтому вывод налогоплательщика о необходимости исчисления налогов в ходе налоговой проверки одной организации в точном соответствии с фактическими обязательствами всех участников цепочки поставок (приобретение, реализация, остатки, наценка и т.д.), которые необходимо заново определить и установить, противоречит самой сути расчетного метода исчисления налога, применяемого в случае наступления последствий предусмотренных статьей 54.1 НК РФ.
Использование налоговой инспекцией по указанию суда первой инстанции в рассматриваемом случае данных налогового учета ООО "Кормимпорт", который содержит сведения об исчисленных и уплаченных суммах НДС в бюджет, формирующих источник возмещения для налогоплательщика (как следующего реального участника хозяйственных отношений) в рассматриваемый налоговый период, является законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2022 по делу N А60-58914/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Агрорус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ сведений, указанных в таблице показал, что в качестве "покупателей" кормовых добавок, заявлены организации, обладающие признаками не осуществляющих реальную предпринимательскую деятельность, принудительно исключенные из ЕГРЮЛ в порядке Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
...
При расчетном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности. Поэтому вывод налогоплательщика о необходимости исчисления налогов в ходе налоговой проверки одной организации в точном соответствии с фактическими обязательствами всех участников цепочки поставок (приобретение, реализация, остатки, наценка и т.д.), которые необходимо заново определить и установить, противоречит самой сути расчетного метода исчисления налога, применяемого в случае наступления последствий предусмотренных статьей 54.1 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф09-8517/22 по делу N А60-58914/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8517/2022
22.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18061/2021
19.05.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58914/2021
16.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18061/2021