Екатеринбург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А47-4090/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2022 по делу N А47-4090/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Общество с ограниченной ответственностью "Им. 11 Кавдивизии" (далее - общество, общество "Им. 11 Кавдивизии") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее - заявитель, заинтересованное лицо, административный орган, ТО Оренбургстат) об оспаривании постановления от 16.03.2022 N 55/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, однако, оспоренное постановление изменено путем замены назначенного административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТО Оренбургстат просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает на отсутствие оснований для замены административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, полагая, что допущенное правонарушение выявлено органом статистики не в ходе осуществления мероприятий государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, правовое регулирование которого установлено в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), которые на органы государственной статистики не распространяются, поскольку контроль в сфере официального статистического учета представляет собой логический и арифметический контроль при представлении респондентом первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и их дальнейшую обработку.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 данного Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, ТО Оренбургстат установлено, что обществом не исполнена обязанность по своевременному предоставлению первичных статистических данных за 2021 год (22 января 2022 года) по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" (далее - форма 2- ТП (воздух)) и (1 февраля 2022 года) по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (далее - форма 2-ТП (отходы)).
По факту выявленного нарушения заинтересованным лицом в отношении общества составлен протокол от 16.03.2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и вынесено постановление от 16.03.2022 N 55/2022 о привлечении общества "Им. 11 Кавдивизии" к административной ответственности с назначением штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, общество "Им. 11 Кавдивизии" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества "Им. 11 Кавдивизии" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и возможности применения в данном случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменил административный штраф на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции данные выводы суда поддержал, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистического учета в Российской Федерации.
Субъектами указанного правонарушения являются юридические лица (и их должностные лица), отнесенные в соответствии с законом к респондентам в целях осуществления статистического учета.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) субъекта по непредоставлению в адрес субъектов официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или по несвоевременному предоставлению этих данных либо предоставлению недостоверных первичных статистических данных.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в части 2, части 3 статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
На основании пункта 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (далее - Приказ N 627) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора (далее - Указания). Юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляют отчетность по указанной форме 1 февраля.
Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой будет осуществляться Росприроднадзором. Юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха предоставляют отчетность по указанной форме 22 января после отчетного периода.
Судами из материалов дела установлено и обществом не оспаривается, что ряд объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду относящихся к обществу "Им.11 Кавдивизии" находятся на государственном учете в Реестре НВОС в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Факт неисполнения обществом обязанности по своевременному предоставлению первичных статистических данных за 2021 год (22 января 2022 года) по форме 2- ТП (воздух) и (1 февраля 2022 года) по форме 2-ТП (отходы) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств по данному делу, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно сделали вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды установили, что при наличии возможности для соблюдения требований действующего законодательства, обществом "Им. 11 Кавдивизии" не предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом "Им. 11 Кавдивизии" действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
С учетом установленного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества "Им. 11 Кавдивизии" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иного вывода.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Назначенное ТО Оренбургстат наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Между тем, суд первой инстанции усмотрел возможным изменить меру наказания в отношении общества на предупреждение.
В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции, изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ) предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Применив к рассматриваемой ситуации положения этих норм (с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего административную ответственность), и установив, что допущенное обществом правонарушение является первичным и не повлекло наступление последствий, поименованных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а санкция части 1 статьи 13.19 КоАП РФ не предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Кроме того, в рассматриваемом случае, судом первой инстанции правомерно учтено, что правонарушение совершено не умышленно, впервые, обществом факт совершения противоправного деяния не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае всей совокупности условий, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (первичность правонарушения и отсутствие последствий в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба).
При этом апелляционный суд обоснованно отклонил довод ТО Оренбургстат на невозможность применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку оснований для отнесения поименованных в части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля исключительно к мероприятиям, регулируемым положениями Федерального закона N 248-ФЗ, не имеется.
Оснований для переоценки данных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при установленных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заменили назначенное по данному постановлению наказание в виде штрафа на предупреждение.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2022 по делу N А47-4090/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае всей совокупности условий, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (первичность правонарушения и отсутствие последствий в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба).
При этом апелляционный суд обоснованно отклонил довод ТО Оренбургстат на невозможность применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку оснований для отнесения поименованных в части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля исключительно к мероприятиям, регулируемым положениями Федерального закона N 248-ФЗ, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2023 г. N Ф09-362/23 по делу N А47-4090/2022