Екатеринбург |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А76-7095/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Оденцовой Ю.А., Савицкой К.А.,
при ведении протокола помощником судьи Песковой Ю.В. с использованием систем веб-конференции и систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 32/27, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПК" (далее - общество "АПК") на определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-7095/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании посредство системы веб-конференции принял участие представитель конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Южноуральский завод радиокерамики" Кубелуна В.Я.
(далее - конкурсный управляющий, управляющий) - Рудакова Е.А. (доверенность от 12.09.2022 N 001/КП/ЮЗРК).
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области приняли участие:
представитель конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Южноуральский завод радиокерамики" Кубелуна В.Я. - Дитятьев Д.Н. (доверенность);
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Дроздова Л.Н. (доверенность от 06.02.2023 N 21-08/000660).
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "АПК" - Кокшарова Е.М. (доверенность от 02.02.2023).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2021 должник признан несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кубелун Валерий Янкелевич, член ассоциации саморегулируемой организаций арбитражных управляющих "Развитие".
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсными кредиторами и конкурсным управляющим относительно порядка продажи имущества должника, утвердить изменения в Предложение конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества должника.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 разрешены разногласия между конкурсными кредиторами и конкурсным управляющим должника относительно порядка продажи имущества должника, суд утвердил изменения в Предложение N 001/КП конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества общества "ЮЗРК".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 определение суда оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2023 произведена замена кредитора - индивидуального предпринимателя Петуховой Ирины Анатольевны в сумме 66 745 руб. 65 коп. неустойки, признанной обоснованной определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021, его правопреемником - обществом "АПК".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество "АПК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой указало, что установление дополнительных требований к участникам торгов ограничивает круг потенциальных покупателей и нарушает права кредиторов; судом неверно применены положения статей 195 - 196 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве); в действиях кредитора отсутствуют признаки злоупотребления правом; судами не принят во внимание довод об отсутствии необходимости привлекать к реализации имущества организатора торгов.
Конкурсный управляющий и уполномоченный орган с кассационной жалобой не согласны по приведенным в отзывах основаниям.
Судом кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела представленных вместе с отзывом конкурсного управляющего дополнительных доказательств.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Судами установлено, что общество "ЮЗРК" включено в перечень стратегических организаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226 - р, включено в сводный реестр ОПК, действующим приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1742.
Согласно статье 192 Закона о банкротстве, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятий, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегические предприятие или организация.
В деле о банкротстве общества "ЮЗРК" таким органом исполнительной власти является Минпромторг РФ.
Минпромторг РФ 06.05.2022 направило в адрес конкурсного управляющего письмо-мнение о необходимости установления дополнительных требований к участникам торгов по продаже имущества общества "ЮЗРК".
Конкурсный управляющий направил запрос в Минпромторг РФ для уточнения и конкретизации позиции регулирующего органа в отношении критериев, которым должен соответствовать потенциальный участник торгов, и условий проведения конкурса.
Минпромторг РФ 02.06.2022 направил в адрес конкурсного управляющего разъяснение позиции регулирующего органа в отношении требований к участнику торгов, согласно которому участнику необходимо владеть информацией о предприятии - участнике в сводном реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности (предоставление заверенной выписка из сводного реестра предприятий ОПК из числа предприятий электронной промышленности); иметь подтверждение финансовой устойчивости в виде наличия суммы чистых активов участника торгов и (или) его группы лиц за последний финансовый год, которая должна превышать совокупный объем необходимых затрат для приобретения имущественного комплекса общества "ЮЗРК" и реализации инвестиционной программы. Также Минпромторг РФ указало на обязательные условия проведения конкурса: обеспечение сохранения целевого назначения имущественного комплекса ЮЗРК; выполнение договоров обществом "ЮЗРК", связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации; запрет на продажу имущественного комплекса в течение 5 лет после проведения торгов; запрет на прекращение и (или) сокращение производства традиционной номенклатуры продукции в течение не менее 5 лет; осуществления вложений в объеме не менее 2,21 млрд рублей, достаточном для восстановления зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры и работоспособности оборудования, поддержания его бесперебойной работы и соответствия современным технологиям производства, расширения номенклатуры и производства, в том числе, приобретение технологического оборудования в соответствии инвестпрограммой, содержащей целевые экономические показатели по развитию общества "ЮЗРК" и согласованной Министерством экономического развития Челябинской области, которая должна стать неотъемлемой частью соглашения и предусматривать ответственность вплоть до передачи в государственную собственность имущественного комплекса общества "ЮЗРК" в случае невыполнения инвестпрограммы.
Конкурсным управляющим с целью разрешения вопроса о внесении дополнений в Положение о продаже созвано собрание кредиторов, назначенное на 17.06.2022, затем объявлен перерыв до 06.07.2022 по инициативе единственного конкурсного кредитора должника - Управление ФНС России по Челябинской области. В повестку дня указанного собрания кредиторов включены следующие вопросы: отчет конкурсного управляющего, об утверждении дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в части установления дополнительного требования к участникам торгов; об утверждении дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в части установления дополнительных обязательных условий конкурса.
По итогу проведения собрания кредиторов, по результатам голосования, решение по вопросам о внесении изменений в положении о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника не принято.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание выраженное мнение Минпромторга РФ и отсутствие принятого в установленном порядке решения конкурсного кредитора, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий с конкурсными кредиторами в части внесения дополнительных требований к участникам торгов и обязательных условий конкурса.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции утвердил следующие изменения в Предложение конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества общества "ЮЗРК".
Пункт 1.4 Предложения изложить в следующей редакции:
"1.4. Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
- выполнять договоры общества "ЮЗРК", связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса общества "ЮЗРК", включая, но не ограничиваясь;
- не выставлять на продажу имущественный комплекс в течение 5 лет после проведения торгов;
- не прекращать и (или) не сокращать производство традиционной номенклатуры продукции в течение не менее 5 лет после проведения торгов;
- осуществлять деятельность по:
восстановлению зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры и работоспособности оборудования, входящих в состав лота N 1, поддержанию бесперебойной работы производства и его соответствия современным технологиям, расширению номенклатуры и производства, в том числе, приобретению технологического оборудования.
Указанная деятельность должна соответствовать содержанию, требованиям и условиям Инвестиционной программы по восстановлению имущественного комплекса должника, разработанной победителем торгов и согласованной Министерством экономического развития Челябинской области, предусматривающей необходимость финансовых вложений в производство в сумме не менее 2,21 млрд. рублей в срок до 2026 года включительно.
Указанные в настоящем пункте обязательства покупателя подлежат включению в Соглашение об исполнении условий конкурса, которое в соответствии с пунктом 2.9 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника подлежит заключению между покупателем имущественного комплекса, определенного по результатам проведения торгов, и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность общество "ЮЗРК" (Минпромторг РФ). Неотъемлемой частью указанного Соглашения об исполнении условий конкурса является Инвестиционная программа по восстановлению имущественного комплекса общества "ЮЗРК", разработанная победителем торгов и согласованная Министерством экономического развития Челябинской области и указанная в настоящем пункте."
Пункт 3.4 Предложения изложить в следующей редакции:
"3.4. Прием заявок на участие в торгах, порядок их оформления и принятия организатором торгов устанавливается пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Приказом и настоящим Положением.
Заявка на участие в торгах оформляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения:
- наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
- фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к Должнику, конкурсным кредиторам Должника, Конкурсному управляющему, а также о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя Конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является Конкурсный управляющий;
- реквизиты для возврата задатка;
- обязательство участника торгов исполнять условия конкурса, установленные пунктом 1.4. Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества общества "ЮЗРК";
- сведения о наличии информации о заявителе в сводном реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности;
- сведения о финансовой устойчивости заявителя, позволяющей исполнить принимаемые на себя обязательства в соответствии с установленными обязательными условиями конкурса, в виде наличия суммы чистых активов заявителя и (или) его группы лиц за последний финансовый год, которая должна превышать совокупный объем необходимых затрат для приобретения имущественного комплекса общества "ЮЗРК"и реализации инвестиционной программы.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться следующие документы (или их надлежащим образом заверенные копии):
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
- выписка из сводного реестра предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности, подтверждающая включение в данный реестр информации о заявителе;
- инвестиционная программа по восстановлению имущественного комплекса общества "ЮЗРК", разработанная заявителем и согласованная Министерством экономического развития Челябинской области, предусматривающая необходимость финансовых вложений в производство в сумме не менее 2,21 млрд рублей в срок до 2026 года включительно;
- справка в свободной форме, что заявитель входит (не входит) в группу лиц с иными лицами по признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также о размере чистых активов заявителя и (если применимо) организаций, входящих в его группу лиц с приложениями:
документов, содержащих сведения о размере чистых активов заявителя и (если применимо) организаций, входящих в его группу лиц, с приложением бухгалтерской отчетности за последний финансовый год относительно каждой из организаций, входящих в группу лиц заявителя;
документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных статьей 9 Закона о защите конкуренции, для вхождения заявителя в группу лиц с иными лицами (если применимо).
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.".
Соглашаясь с предложением конкурсного управляющего суда исходили из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном Законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Реализация имущества стратегических предприятий осуществляется посредством проведения открытых торгов в форме конкурса. При этом обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателей обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника, а также выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации (пункт 7 статьи 195 Закона о банкротстве).
Специальный порядок продажи такого имущества вызван необходимостью защиты публичных интересов и интересов неограниченного круга лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Постановления от 16.05.2000 N 8-П значимость объектов для региона и государства в целом, необходимо устанавливать в порядке судебного контроля.
Пунктом 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018) установлено, что в отношении социально значимых объектов законодатель предусмотрел специальный порядок их реализации. Этот порядок обеспечивает надлежащий баланс между интересами конкурсных кредиторов, претендующих на удовлетворение требований за счет должника, и публичным интересом в сохранении целевого назначения данных объектов.
При всех равных условиях, интересы конкурсных кредиторов не могут быть противопоставлены интересам безопасности неопределенного круга лиц, поскольку обеспечение публичного интереса, направленного на поддержание общественного порядка и безопасности, имеет приоритет перед защитой прав кредиторов в деле о банкротстве (указанная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 05.03.2021 N 304-ЭС21-63 по делу N A03-13397/2019).
Пунктом 9 статьи 195 Закона о банкротстве установлено, что при продаже предприятия должника на торгах, Минпромторг России заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса, в целях дальнейшего осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Таким образом, законодательное возложение на Минпромторг России обязанности по заключению с покупателем соглашения об исполнении условий конкурса направлено непосредственно на защиту интересов государства в рамках обеспечения обороноспособности и безопасности РФ и гарантирует повторное предотвращение банкротства стратегического предприятия.
В связи с тем, что именно на Минпромторг РФ вновь ляжет функция по контролю за предотвращением банкротства предприятия, он как никто другой вправе выдвигать дополнительные требования к участнику торгов (потенциальному собственнику), поскольку основной задачей по реализации имущества стратегического предприятия является не его реализация по максимально возможной цене, а сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и выполнение договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечение федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно пришли к выводу, что Минпромторг РФ в лице Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, с учетом возложенных на него задач и функций, а именно предотвращение негативных последствий банкротства предприятий отраслей промышленности, входящих в его сферу деятельности и защита экономических интересов отраслей промышленности, входящих в его сферу деятельности на внешнем и внутреннем рынке, а также наличие законодательно закрепленной возможности давать разъяснения и рекомендации по вопросам входящим в его компетенцию, обоснованно предъявил дополнительные требования к потенциальным Покупателям, изложив их в письмах N 42461/11 от 06.05.2022 и N 52259/11 от 02.06.2022.
Выводы судов мотивированы, сделаны с учетом специфики деятельности должника, его финансового состояния и основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости продажи имущества по общим правилам подлежат отклонению.
Коллегия судей учитывает, что фактически Минпромторг РФ в лице Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в своих письмах указал на особую роль должника в реализации оборонного заказа предприятий. Указанное обстоятельство учтено судами при определении круга потенциальных покупателей имущества, что соответствует смыслу правового регулирования изложенному в пункте 7 статьи 195 Закона о банкротстве.
Как верно установлено судами, доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости внесения в Порядок продажи изменений, касающихся организатора торгов, подлежат отклонению, поскольку при утверждении Порядка продажи ни кредитором АО "Газпром газораспределение Челябинск" (правопреемником которого является ИП Петуховой И.А.и общество "АПК"), ни уполномоченным органом ранее не заявлялось возражений относительно утверждения в качестве организатора торгов общества "КОРТ".
Кроме того, на собраниях кредиторов, которые состоялись 17.06.2022 и 06.07.2022 (о внесении изменений в Порядок продажи) не выносился дополнительный вопрос о внесении изменений в Порядок продажи в части организатора торгов.
Возражения заявителя кассационной жалобы о необоснованности выводов в части недобросовестного поведения заявителя кассационной жалобы с учетом приведенной выше правовой позиции подлежат отклонению, поскольку не имеют непосредственного отношения к предмету спора.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-7095/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Соловцов |
Судьи |
Ю.А. Оденцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018) установлено, что в отношении социально значимых объектов законодатель предусмотрел специальный порядок их реализации. Этот порядок обеспечивает надлежащий баланс между интересами конкурсных кредиторов, претендующих на удовлетворение требований за счет должника, и публичным интересом в сохранении целевого назначения данных объектов.
...
Пунктом 9 статьи 195 Закона о банкротстве установлено, что при продаже предприятия должника на торгах, Минпромторг России заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса, в целях дальнейшего осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
...
Коллегия судей учитывает, что фактически Минпромторг РФ в лице Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в своих письмах указал на особую роль должника в реализации оборонного заказа предприятий. Указанное обстоятельство учтено судами при определении круга потенциальных покупателей имущества, что соответствует смыслу правового регулирования изложенному в пункте 7 статьи 195 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2023 г. N Ф09-2844/21 по делу N А76-7095/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7292/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
17.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16777/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
20.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7523/2022
07.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7520/2022
29.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14985/2021
22.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14626/2021
24.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
02.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
01.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3314/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7095/20
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
20.04.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3050/2021
05.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16825/20
07.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12308/20