г. Челябинск |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А76-7095/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Румянцева А.А., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нурумовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петуховой И.А. на определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-7095/2020.
В судебное заседание явились:
представитель конкурсного управляющего ОАО "Южноуральский завод радиокерамики" Кубелуна Валерия Янкелевича - Рудакова Елена Андреевна (паспорт, доверенность N 001/КП/ЮЗРК от 12.09.2022),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Дроздова Лилия Наилевна (паспорт, доверенность N 21-08/007260 от 07.12.2022),
Петухова Ирина Анатольевна (паспорт).
Решением суда от 03.06.2021 должник признан несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кубелун Валерий Янкелевич, член ассоциации саморегулируемой организаций арбитражных управляющих "Развитие".
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсными кредиторами и конкурсным управляющим ОАО "ЮЗРК" относительно порядка продажи имущества должника, утвердить изменения в Предложение N 001/КП конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества ОАО "ЮЗРК" (вх. от 25.07.2022).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 разрешены разногласия между конкурсными кредиторами и конкурсным управляющим ОАО "ЮЗРК" относительно порядка продажи имущества должника, суд утвердил изменения в Предложение N 001/КП конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества ОАО "ЮЗРК".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, кредитор ИП Петухова И.А. обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой указала, что установление дополнительных требований к участникам торгов ограничивает круг потенциальных покупателей и нарушает права кредиторов; судом неверно применены положения ст.ст. 195-196 Закона о банкротстве; в ее действиях отсутствуют признаки злоупотребления правом; суд первой инстанции не принял во внимание ее довод об отсутствии необходимости привлекать к реализации имущества Должника организатора торгов ООО "КОРТ".
Апелляционная жалоба заявителя была принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание для ее рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Присутствующие участники процесса в судебном заседании заявили суду свои позиции относительно доводов апелляционной жалобы (согласно протоколу судебного заседания), на основании статей 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом приобщены отзывы на апелляционную жалобу от конкурсного управляющего и от уполномоченного органа.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением суда от 23.03.2022 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества Должника (далее - Положение о продаже) в редакции конкурсного управляющего.
В соответствии с утвержденным Положением о продаже конкурсный управляющий приступил к проведению торгов.
Торги в электронном виде проводились на электронной торговой площадке ООО "Электронные системы Поволжья". Период приема заявок на участие в торгах установлен с 04.04.2022 по 13.05.2022, проведение торгов назначено на 19.05.2022.
ОАО "ЮЗРК" включено в перечень стратегических организаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N 1226 - р, включено в сводный реестр ОПК, действующим приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1742.
Согласно ст. 192 Закона о банкротстве, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятий, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегические предприятие или организация.
В деле о банкротстве ОАО "ЮЗРК" таким органом исполнительной власти является Минпромторг РФ.
Минпромторг РФ 06.05.2022 направило в адрес конкурсного управляющего письмо-мнение о необходимости установления дополнительных требований к участникам торгов по продаже имущества ОАО "ЮЗРК".
В целях рассмотрения собранием кредиторов позиции Минпромторга РФ, торги, проводимые в отношении имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" на электронной торговой площадке "Электронные системы Поволжья", были приостановлены (соответствующее сообщение включено в ЕФРСБ 06.05.2022 за N 8750170).
Конкурсный управляющий направил запрос в Минпромторг РФ для уточнения и конкретизации позиции регулирующего органа в отношении критериев, которым должен соответствовать потенциальный участник торгов, и условий проведения конкурса.
Минпромторг РФ 02.06.2022 направил в адрес конкурсного управляющего разъяснение позиции регулирующего органа в отношении требований к участнику торгов, согласно которому участнику необходимо владеть информацией о предприятии - участнике в сводном реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности (предоставление заверенной выписка из сводного реестра предприятий ОПК из числа предприятий электронной промышленности); иметь подтверждение финансовой устойчивости в виде наличия суммы чистых активов участника торгов и (или) его группы лиц за последний финансовый год, которая должна превышать совокупный объем необходимых затрат для приобретения имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" и реализации инвестиционной программы. Также Минпромторг РФ указало на обязательные условия проведения конкурса: обеспечение сохранения целевого назначения имущественного комплекса ЮЗРК; выполнение договоров ОАО "ЮЗРК", связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ; запрет на продажу имущественного комплекса в течение 5 лет после проведения торгов; запрет на прекращение и (или) сокращение производства традиционной номенклатуры продукции в течении не менее 5 лет; осуществления вложений в объеме не менее 2,21 млрд рублей, достаточном для восстановления зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры и работоспособности оборудования, поддержания его бесперебойной работы и соответствия современным технологиям производства, расширения номенклатуры и производства, в том числе, приобретение технологического оборудования в соответствии инвестпрограммой, содержащей целевые экономические показатели по развитию ОАО "ЮЗРК" и согласованной Министерством экономического развития Челябинской области, которая должна стать неотъемлемой частью соглашения и предусматривать ответственность вплоть до передачи в государственную собственность имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" в случае невыполнения инвестпрограммы.
Конкурсным управляющим с целью разрешения вопроса о внесении дополнений в Положение о продаже созвано собрание кредиторов, назначенное на 17.06.2022, затем объявлен перерыв до 06.07.2022 по инициативе единственного конкурсного кредитора должника - Управление ФНС России по Челябинской области. В повестку дня указанного собрания кредиторов включены следующие вопросы: отчёт конкурсного управляющего, об утверждении дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника АО "Южноуральский завод радиокерамики" утвержденному определением от 23.03.2022 по делу N А76-7095/2020 в части установления дополнительного требования к участникам торгов; об утверждении дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника АО "Южноуральский завод радиокерамики", утвержденному определением от 23.03.2022 по делу N А76-7095/2020 в части установления дополнительных обязательных условий конкурса.
По итогу проведения собрания кредиторов, по результатам голосования, решение по вопросам о внесении изменений в положении о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника АО "Южноуральский завод радиокерамики" не принято.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание выраженное мнение Минпромторга РФ и отсутствие принятого в установленном порядке решения конкурсного кредитора, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий с конкурсными кредиторами в части внесения дополнительных требований к участникам торгов и обязательных условий конкурса в утверждённый определением от 23.03.2022 по делу N А76-7095/2020 порядок продажи имущества ОАО "ЮЗРК".
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции утвердил следующие изменения в Предложение N 001/КП конкурсного управляющего о порядке, о сроках, об условиях и о начальной цене продажи имущества ОАО "ЮЗРК".
Пункт 1.4 Предложения N 001/КП изложить в следующей редакции:
"1.4. Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
- выполнять договоры ОАО "ЮЗРК", связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК", включая, но не ограничиваясь;
- не выставлять на продажу имущественный комплекс в течение 5 лет после проведения торгов;
- не прекращать и (или) не сокращать производство традиционной номенклатуры продукции в течение не менее 5 лет после проведения торгов;
- осуществлять деятельность по:
восстановлению зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры и работоспособности оборудования, входящих в состав лота N 1,
поддержанию бесперебойной работы производства и его соответствия современным технологиям,
расширению номенклатуры и производства, в том числе, приобретению технологического оборудования.
Указанная деятельность должна соответствовать содержанию, требованиям и условиям Инвестиционной программы по восстановлению имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК", разработанной победителем торгов и согласованной Министерством экономического развития Челябинской области, предусматривающей необходимость финансовых вложений в производство в сумме не менее 2,21 млрд. рублей в срок до 2026 года включительно.
Указанные в настоящем пункте обязательства покупателя подлежат включению в Соглашение об исполнении условий конкурса, которое в соответствии с пунктом 2.9 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "ЮЗРК" подлежит заключению между покупателем имущественного комплекса, определенного по результатам проведения торгов, и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность ОАО "ЮЗРК" (Минпромторг РФ). Неотъемлемой частью указанного Соглашения об исполнении условий конкурса является Инвестиционная программа по восстановлению имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК", разработанная победителем торгов и согласованная Министерством экономического развития Челябинской области и указанная в настоящем пункте."
Пункт 3.4 Предложения N 001/КП изложить в следующей редакции:
"3.4. Прием заявок на участие в торгах, порядок их оформления и принятия организатором торгов устанавливается п.11 ст.110 Закона о банкротстве, Приказом и настоящим Положением.
Заявка на участие в торгах оформляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения:
- наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
- фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к Должнику, конкурсным кредиторам Должника, Конкурсному управляющему, а также о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя Конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является Конкурсный управляющий;
- реквизиты для возврата задатка;
- обязательство участника торгов исполнять условия конкурса, установленные пунктом 1.4. Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "ЮЗРК";
- сведения о наличии информации о заявителе в сводном реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности;
- сведения о финансовой устойчивости заявителя, позволяющей исполнить принимаемые на себя обязательства в соответствии с установленными обязательными условиями конкурса, в виде наличия суммы чистых активов заявителя и (или) его группы лиц за последний финансовый год, которая должна превышать совокупный объем необходимых затрат для приобретения имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" и реализации инвестиционной программы.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться следующие документы (или их надлежащим образом заверенные копии):
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
- выписка из сводного реестра предприятий оборонно-промышленного комплекса из числа предприятий электронной промышленности, подтверждающая включение в данный реестр информации о заявителе;
- инвестиционная программа по восстановлению имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК", разработанная заявителем и согласованная Министерством экономического развития Челябинской области, предусматривающая необходимость финансовых вложений в производство в сумме не менее 2,21 млрд рублей в срок до 2026 года включительно;
- справка в свободной форме, что заявитель входит (не входит) в группу лиц с иными лицами по признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также о размере чистых активов заявителя и (если применимо) организаций, входящих в его группу лиц с приложениями:
документов, содержащих сведения о размере чистых активов заявителя и (если применимо) организаций, входящих в его группу лиц, с приложением бухгалтерской отчетности за последний финансовый год относительно каждой из организаций, входящих в группу лиц заявителя;
документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных ст. 9 Закона о защите конкуренции, для вхождения заявителя в группу лиц с иными лицами (если применимо).
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.".
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
На основании части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 139 Закона о банкротстве, в связи с возникновением в ходе конкурсного производства обстоятельств, требующих изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
Судом при рассмотрении спора было учтено, что для разрешения вопроса о внесении дополнений в Положение о продаже конкурсным управляющим созвано собрание кредиторов, назначенное на 17.06.2022. В повестку дня указанного собрания кредиторов включены вопросы, в том числе об утверждении дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, утвержденному определением от 23.03.2022 по делу N А76-7095/2020 в части установления дополнительного требования к участникам торгов; в части установления дополнительных обязательных условий конкурса.
Однако, собранием кредиторов таких решений не принято.
В силу пункта 7 статьи 195 Закона о банкротстве продажа имущества должника, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса.
Предлагаемое к продаже имущество ОАО "ЮЗРК" представляет собой завод по изготовлению керамических комплектующих изделий, в том числе, для предприятий, выполняющих особое назначение в целях обеспечения и поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В этой связи имущество Должника подлежит продаже в составе единого лота (определением об утверждении Положения о продаже в первоначальной редакции от 23.03.2022) путем проведения открытых торгов в форме конкурса.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом по нижеследующим основаниям.
Довод ИП Петуховой И.А. о том, что установление дополнительных требований к участникам торгов ограничивает круг потенциальных покупателей и нарушает права кредиторов, отклоняется ввиду следующего.
Как указывает ИП Петухова И.А. в апелляционной жалобе, суд первой инстанции, удовлетворяя заявление конкурсного управляющего и устанавливая дополнительные требования к участникам торгов, необоснованно учитывает пожелания Департамента Радиоэлектронной промышленности Минпромторга России, выраженные в ходе рабочей переписки с конкурсным управляющим. В связи с чем ИП Петухова И.А. полагает, что внесенные изменения нарушают ее права как кредитора на максимальное удовлетворение своих требований.
ОАО "ЮЗРК" включено в перечень стратегических организаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N 1226 - р, включено в сводный реестр ОПК, действующим приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1742.
В силу положений ст. 192 Закона о банкротстве, Минпромторг РФ является лицом участвующим в настоящем деле о банкротстве.
Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" и положений ст. 192 Закона о банкротстве РФ, -Минпромторг РФ является Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность Должник и является лицом участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятий.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно П.1 настоящего Положения, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов в интересах обороны и безопасности государства.
В соответствии с п.4 настоящего Положения, Минпромторг РФ осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 1 "Положение о Департаменте радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (утв. Приказом Минпромторга России от 04.08.2008 N 50) - Департамент радиоэлектронной промышленности является структурным подразделением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
К функциям настоящего Департамента отнесены:
- подготовка предложений по защите экономических интересов отраслей промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента на внешнем и внутреннем рынке (пп.8 п.5 Положения);
- подготовка предложений по мерам, направленным на предотвращение банкротства предприятий отраслей промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента (пп.20 п.5 Положения);
- подготовка предложений по вопросам регулирования поставок запасных частей и технического обслуживания ранее поставленной на экспорт продукции военного назначения отраслей промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента (пп.40 п.5 Положения).
В соответствии с пп.8 п.8 Положения, Департамент в целях осуществления своих функций имеет право давать в установленном порядке разъяснения и рекомендации организациям по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
Как верно установлено судом первой инстанции, Определением Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2022 утвержден Порядок продажи имущества Должника в редакции конкурсного управляющего.
В соответствии с утвержденным Порядком продажи Конкурсный управляющий приступил к проведению торгов.
Торги в электронном виде проводились на электронной торговой площадке ООО "Электронные системы Поволжья". Период приема заявок на участие в торгах установлен с 04.04.2022 по 13.05.2022, проведение торгов назначено на 19.05.2022
Минпромторг РФ 06.05.2022 направило в адрес конкурсного управляющего письмо-мнение N 42461/11 о необходимости установления дополнительных требований к участникам торгов по продаже имущества ОАО "ЮЗРК".
В целях рассмотрения собранием кредиторов позиции Минпромторга РФ, торги были приостановлены (сообщение в ЕФРСБ 06.05.2022 заN 8750170).
Для уточнения и конкретизации позиции регулирующего органа в отношении критериев, которым должен соответствовать потенциальный участник торгов. Конкурсный управляющий направил запрос в Минпромторг РФ.
Минпромторг РФ 02.06.2022 направил в адрес конкурсного управляющего письмо N 52259/11 с разъяснением позиции регулирующего органа в отношении требований к участнику торгов.
На собрании кредиторов, состоявшемся 17.06.2022 года и 06.07.2022 года, собранием кредиторов и было принято решение по вопросу внесения в Порядок продажи дополнительных требований к участникам торгов.
В связи с чем конкурсный управляющий в порядке ст. 60 Закона о банкротстве обратился в Суд за разрешением разногласий.
Суд первой инстанции, разрешая разногласия и удовлетворяя требования Конкурсного управляющего, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном Законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Реализация имущества стратегических предприятий осуществляется посредством проведения открытых торгов в форме конкурса. При этом обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателей обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника, а также выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации (пункт 7 ст. 195 Закона о банкротстве).
Специальный порядок продажи такого имущества вызван необходимостью защиты публичных интересов и интересов неограниченного круга лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Постановления от 16.05.2000 N 8-П значимость объектов для региона и государства в целом, необходимо устанавливать в порядке судебного контроля.
Пунктом 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018) установлено, что в отношении социально значимых объектов законодатель предусмотрел специальный порядок их реализации. Этот порядок обеспечивает надлежащий баланс между интересами конкурсных кредиторов, претендующих на удовлетворение требований за счет должника, и публичным интересом в сохранении целевого назначения данных объектов.
При всех равных условиях, интересы конкурсных кредиторов не могут быть противопоставлены интересам безопасности неопределенного круга лиц, поскольку обеспечение публичного интереса, направленного на поддержание общественного порядка и безопасности, имеет приоритет перед защитой прав кредиторов в деле о банкротстве (указанная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 05.03.2021 N 304-ЭС21-63 по делу NA03-13397/2019).
Пунктом 9 ст. 195 Закона о банкротстве установлено, что при продаже предприятия должника на торгах, Минпромторг России заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса, в целях дальнейшего осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Таким образом, законодательное возложение на Минпромторг России обязанности по заключению с покупателем соглашения об исполнении условий конкурса направлено непосредственно на защиту интересов государства в рамках обеспечения обороноспособности и безопасности РФ и гарантирует повторное предотвращение банкротства стратегического предприятия.
В связи с тем, что именно на Минпромторг РФ вновь ляжет функция по контролю за предотвращением банкротства предприятия, он как никто другой вправе выдвигать дополнительные требования к участнику торгов (потенциальному собственнику), поскольку основной задачей по реализации имущества стратегического предприятия является не его реализация по максимально возможной цене, а сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и выполнение договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечение федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Минпромторг РФ в лице Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, с учетом возложенных на него задач и функций, а именно предотвращение банкротства предприятий отраслей промышленности, входящих в его сферу деятельности и защита экономических интересов отраслей промышленности, входящих в его сферу деятельности на внешнем и внутреннем рынке, а также наличие законодательно закрепленной возможности давать разъяснения и рекомендации по вопросам входящим в его компетенцию, а также с учетом настоящей геополитической ситуации в мире, обоснованно предъявил дополнительные требования к потенциальным Покупателям, изложив их в письмах N 42461/11 от 06.05.2022 и N 52259/11 от 02.06.2022.
Доводы ИП Петуховой И.А. о том, что что дополнительные требования к участникам торгов (нахождение потенциального участника торгов в реестре ОПК и необходимость финансовых вложение в размере не меньшем, чем 2,21 млрд. руб.) сделают невозможным участие в торгах определенных лиц и, возможно, ограничат ценовую конкуренцию покупателей, в которой заинтересованы кредиторы должника, в данном случае не обоснованы и не имеет правового значения, поскольку установление дополнительных требований к участникам конкурса не превращают открытый конкурс в закрытый и не исключает получение максимального удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника с учетом того, что имущественный комплекс ОАО "ЮЗРК" признан стратегическим объектом.
Так, на сегодняшний день в Сводный реестр организаций ОПК включены несколько организации (Приказ Минпромторга России), что опровергает довод ИП Петуховой И.А. об отсутствии конкуренции на торгах по реализации имущества Должника.
Довод кредитора ИП Петуховой И.А. о том, что установление дополнительных требований к участникам торгов создаст заведомо неисполнимые условия для Российской Федерации в случае, если ей будет принято решение о приобретении данного предприятия, является необоснованным, поскольку в силу положений п.8 ст. 195 Закона о банкротстве Российская Федерации имеет право преимущественного приобретения этого предприятия по цене, сформированной на торгах, в связи с чем единственным условием, подлежащим обязательному исполнению будет являться цена, сформированная на торгах, а требования к участнику торгов в данном случае значения не имеют, так как Российская Федерация наделана правом преимущественной покупки, в связи с чем изначально предполагается, что она соответствует всем требованиям к участникам торгов, закрепленным в Порядке продажи.
Также, нормами действующего законодательства не предусмотрены последствия для Российской Федерации, в случае невыполнения каких-либо требований, установленных Порядком продажи.
Довод кредитора ИП Петуховой И.А. о том, что установление дополнительных требований к участникам торгов в виде предоставления инвестиционной программы по восстановлению имущественного комплекса ставит определенных лиц в преимущественное положение перед иными участниками является не подтвержденным.
ИП Петуховой И.А. в суд первой инстанции не были представлены доказательства того, что потенциальные участники торгов ограничены в возможности согласовать инвестиционную программу с Министерством экономического развития Челябинской области.
Довод кредитора ИП Петуховой И.А. о том, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что установление дополнительных требований к потенциальным участникам торгов будет гарантировать повторное предотвращение процедуры банкротства предприятия является необоснованным ввиду следующего.
По мнению ИП Петуховой И.А., повторное банкротство нового собственника предприятия исключено, поскольку в настоящую конкурсную массу поступят денежные средства от реализации имущества ОАО "ЮЗРК", и если новый покупатель не будет исполнять контакт, заключенный с Минпромторгом России по результатам проведения торгов, то указанный договор будет расторгнут и предприятие будет передано в федеральную собственность.
Согласно п. 7 ст. 195 Закона о банкротстве, обязательными условиями конкурса является сохранение целевого назначения имущественного комплекса и исполнение договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному заказу.
При этом суд первой инстанции, разрешая разногласия и удовлетворяя требования конкурсного управляющего, обоснованно исходил из того, что в сложившейся в настоящее время геополитической ситуации в мире, в нашей стране остро поставлен вопрос обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, решения задач импортозамещения и автономности (независимости от зарубежных поставок) работы российских предприятий ОПК.
При этом положения Закона о банкротстве не конкретизируют, как именно и на какой срок должно обеспечиваться сохранение целевого назначения предприятия должника. Однако очевидно, что выполнение данного условия конкурса будет возможно только при наличии у потенциального покупателя: опыта в соответствующей сфере производства; необходимых допусков, разрешений или лицензий; надлежащей квалификации и ресурсов; положительных результатов управленческой деятельности в отношении сопоставимого по масштабам производства; соответствия иным критериям, устанавливаемым в каждом конкретном случае в зависимости от специфики и назначения производства банкротящегося предприятия.
В связи с чем, суд первой инстанции закономерно пришел к выводу, что передача завода ОАО "ЮЗРК" новому собственнику, не знакомому со спецификой выполнения заданий заказа особого назначения и деятельности предприятий ОПК, приведет к неспособности такого покупателя обеспечить бесперебойное производство продукции как минимум в прежних номенклатуре и объемах деятельности Должника (в настоящее время ОАО "ЮЗРК" является поставщиком в Российской Федерации комплектующих изделий для предприятий, выполняющих заказы особого назначения).
Так, на момент прекращения производственной деятельности предприятия в адрес Военно-промышленной комиссии РФ поступали письма от целого ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса о невозможности выполнения заданий государственного оборонного заказа 2022 года, в том числе с учетом дополнительных заданий Минобороны России.
Таким образом, довод ИП Петуховой И.А. о том, что заключение договора купли-продажи имущества Должника на торгах и возможность расторжения заключенного договора в случае существенных нарушений новым покупателем условий по исполнению конкурса являются гарантией не возбуждения в отношении нового покупателя процедуры банкротства, является необоснованным.
Согласно положениям ст.ст. 3,7,8,9,48,49,195 Закона о банкротстве, не исключают возможность подать заявление о признании нового покупателя банкротом и возбудить в отношении него производство по делу о банкротстве, а последнему обратится в суд в порядке п.6 ст. 129 Закона о банкротстве с заявлением о прекращении хозяйственной деятельности, что в свою очередь, может повлечь за собой приостановление выполнений обязательств перед предприятиями, осуществляющими исполнение заказов особого назначения и мобилизационных заданий и поставит под угрозу обороноспособность и безопасность Российской Федерации.
С учетом всего изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что выдвигаемые Минпромторгом РФ дополнительные требования к участнику торгов (потенциальному собственнику имущества) и его финансовой устойчивости являются законодательно закрепленной реализацией функции Минпромторга РФ по повторному предотвращению банкротства предприятия и не противоречат нормам действующего законодательства, так как обеспечение возможности непрерывной эксплуатации имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" по его целевому назначению является приоритетным в поиске нового собственника и достигается путем предъявления к участникам торгов требований, связанных с возможностью осуществления указанное производственной деятельности и обеспечения надлежащего содержания и использования имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" в соответствии с его целевым назначением.
Также подлежит отклонению довод ИП Петуховой И.А. о том, что судом неверны применены положения ст.ст. 195-196 Закона о банкротстве.
ИП Петухова И.А. в своей апелляционной жалобе ссылается на неверное применение судом первой инстанции положений ст.ст. 195-196 Закона о банкротстве, так как полагает, что к участникам торгов по реализации стратегического предприятия могут устанавливаться только обязательные требования, установленные п.7 ст. 195 Закона о банкротстве, а положения указанной статьи не подлежат расширительному толкованию.
Банкротство стратегических предприятия регулируется положениями раздела 5 главы IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
Пунктом 7 ст. 195 Закона о банкротстве определены обязательные требования к участнику торгов по реализации имущества Должника стратегического предприятия, а именно: - обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника и выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
Таким образом, императивные нормы имеют однозначную (безусловную, безоговорочную) формулировку и исключают любые альтернативные варианты как со стороны соглашения участников гражданского оборота, так и со стороны каких-либо иных обстоятельств.
С учетом изложенного, положения п.7 ст. 195 Закона о банкротстве являются диспозитивными и не содержат запрета на установление дополнительных требований к участникам торгов, а лишь конкретизируют обязательные требования к таким участникам, но ограничивает право на предъявление дополнительных требований к ним, с учетом специфики деятельности Должника и соотношения частных и публичных интересов, при условии, что такие требования не будут противоречить обязательным условиям.
Таким образом, внесение в ране утвержденный Порядок продажи дополнительных требований к участникам торгов (с учетом писем Минпромторга России Жо42461/11 от JYo06.05.2022 иЖо52259/11 от 02.06.2022), не может являться нарушением положением ст.ст. 195-196 Закона о банкротстве, так как по сути лишь конкретизирует обязательные условия конкурса, предусмотренные п. 7 ст. 195 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, довод ИП Петуховой И.А. о том, что Судом первой инстанции неверно применены положения ст.ст. 195-196 Закона о банкротстве является необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Довод ИП Петуховой И.А. о том, что в ее действиях отсутствуют признаки злоупотребления правом, суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции счел возможным принять во внимание процессуальное поведение кредитора ИП Петуховой И.А., который в отсутствие экономической целесообразности, выкупил задолженность у независимого кредитора по номинальной цене (без дисконта) и, как следствие, приобрел статус конкурсного кредитора по собственной инициативе, вскоре обратился с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего в рамках настоящего дела, а также занимает активную позицию, противоположную позиции конкурсного управляющего и уполномоченного органа, при рассмотрении настоящего обособленного спора. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что дополнения к положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "ЮЗРК" приведут к скорейшему выполнению задач конкурсного производства, суд верно решил, что заявление конкурсного управляющего подлежит удовлетворению.
Довод кредитора ИП Петухова И.А., о том, что экономическая целесообразность в заключении сделки по номинальной цене (без дисконта) заключалась в начислении пеней на текущую задолженность, возникшую из договора транспортировки газа N 3-15-26-2659 от 15.10.22 года, заключается в получении суммы пени на текущую задолженность в сумме 1 781 245,00 рублей, не раскрывает экономическую целесообразность в заключении сделки.
Так, согласно п. 1.2 Договоров об уступке прав требования (цессии), заключенных по типовой форме между ИП Петуховой И.А. и АО "Газпром распределение Челябинск" - N 06-13-247/22 от 22.05.2022 года на сумму (69 145,65 рублей), N 06-13-246/22 от 25.05.2022 (на сумму 486 088,42 руб.), N 06-13-245/22 от 25.05.2022 (на сумму 162 977,72 рублей), N06-13-244/22 от 25.05.2022 (на сумму 1 032 081,01 руб.),N06-13-243/22 от 25.05.2022 (на сумму 568 083,54 руб.), N06-13-242/22 от 25.05.2022 (на сумму 930 365,39 руб.)- Новому кредитору (ИП Петуховой И.А.) уступаются только указанные в Договоре требования (сумма основного долга за определённый период и расходы по оплате государственной пошлины). Иные требования, связанные с передаваемым требованием, в том числе требования, обеспечивающие исполнение уступаемого требования, но не указанные в настоящем договоре. Новому кредитору не передаются.
При этом, ИП Петухова И.А. не раскрыла перед судом, как первой, так и апелляционной инстанции экономической целесообразности по приобретению реестрового требования по номиналу (без дисконта) в размере 69 145,65 рублей.
С учетом изложенного, доводы ИП Петуховой И.А. об экономической целесообразности в приобретении требования у АО "Газпром распределение Челябинск" опровергаются вышеуказанными договорами уступки права (требования).
К тому же, на момент заключения ИП Петуховой И.А. пяти договоров уступки права требования (цессии) (25.05.2022 года), конкурсным управляющим уже был заключен Договор аренды имущественного комплекса ОАО "ЮЗРК" (13.04.2022 года) и сделана соответствующая публикация на ЕФРСБ (15.04.2022 года N 8616919), однако, указанные обстоятельства не стали препятствием для ИП Петуховой И.А. при заключении договоров уступки права (цессии).
Довод ИП Петуховой И.А. о том, что суд первой инстанции не принял во внимание ее довод об отсутствии необходимости привлекать к реализации имущества Должника организатора торгов ООО "КОРТ" не являются основанием для отмены судебного акта в связи со следующим.
Как верно установил суд первой инстанции, доводы ИП Петуховой И.А. о необходимости внесения в Порядок продажи изменений, касающихся организатора торгов, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Процедура утверждения порядка продажи имущества должника закреплена в ст. 139 Закона о банкротстве.
Согласно п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или комитету кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника
Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.
Определением от 23.03.2022 по делу N А76-7095/2020 утвержден Порядок продажи. Определение вступило в законную силу.
Согласно утвержденному Порядку продажи организатором торгов является ООО "КОРТ".
Пунктом 2 ст. 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
Таким образом, указанной нормой определено, что для изменения утвержденного Порядка продажи конкурсный управляющий должен представить собранию кредиторов или комитету кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
Однако при утверждении Порядка продажи ни кредитором АО "Газпром газораспределение Челябинск" (правопреемником которого является ИП Петуховой И.А.), ни уполномоченным органом ранее не заявлялось возражений относительно утверждения в качестве организатора торгов 000 "КОРТ".
Кроме того, на собраниях кредиторов, которые состоялись 17.06.2022 и 06.07.2022 (о внесении изменений в Порядок продажи) не выносился дополнительный вопрос о внесении изменений в Порядок продажи в части организатора торгов.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-7095/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петуховой И.А. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7095/2020
Должник: ОАО "Южноуральский завод радиокерамики"
Кредитор: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК", ООО " НОВАТЭК - ЧЕЛЯБИНСК"
Третье лицо: САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ПАРИТЕТ", Судья Светлана Николаевна, УФНС России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
17.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16777/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
20.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7523/2022
07.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7520/2022
29.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14985/2021
22.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14626/2021
24.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
02.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
01.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3314/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7095/20
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2844/2021
20.04.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3050/2021
05.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16825/20
07.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12308/20