Екатеринбург |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А60-12810/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022 по делу N А60-12810/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее - общество "Семухино", заявитель) - Дегтянников Д.Г. (доверенность от 20.05.2020).
Общество "Семухино" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к министерству о признании незаконным решения от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 об отказе в предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 признано незаконным.
Министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приводимым министерством при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. По мнению министерства, судами не учтена публично-правовая природа отношений, складывающихся по вопросу предоставления министерством субсидий сельхоз-товаропроизводителям, носящих строго формализованный характер; не учтено то, что спорные отношения, возникающие в связи с реализацией полномочий министерства по предоставлению субсидии, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Министерство настаивает на том, что к спорным правоотношениям подлежал применению Порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП, пунктом 7 которого предусмотрено, что право на получение субсидии имеет производитель, осуществляющий разведение и (или) содержание молочного крупного скота, прошедший отбор в соответствии с указанным Порядком. Вместе с тем, поскольку общество "Семухино" указанный отбор не проходило, оснований для проверки поданного 27.11.2021 заявления о предоставлении субсидии у заинтересованного лица не имелось.
Как указывает министерство, заявитель 24.11.2021 получил по электронной почте Проект Порядка предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП, соответственно, был ознакомлен с условиями предоставления субсидии, включая необходимость прохождения процедуры отбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Семухино" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и сторонами не опровергнуто, 27.11.2021 общество "Семухино" обратилось в Красноуфимское управление агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП (далее - Порядок от 15.02.2017 N 76-ПП).
Решением от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 министерство отказало обществу в предоставлении субсидии.
Письмом от 22.12.2021 N 06-01-82/13453 данное решение направлено в адрес общества. При этом министерство проинформировало общество "Семухино" о том, что согласно пункту 7 Порядка предоставления указанной субсидии, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году" (далее - Порядок от 07.12.2021 N 867-ПП) право на получение субсидии имеет производитель, осуществляющий разведение и (или) содержание молочного крупного скота, прошедший отбор в соответствии с указанным Порядком. Общество отбор не проходило. Объявление о проведении указанного отбора размещено 08.12.2021 на сайте министерства в разделе "Государственная поддержка". Срок приема документов на участие в отборе истек в 15 час. 00 мин. 09.12.2021. В связи с тем, что общество "Семухино" не было заявлено на участие в отборе в установленные сроки, министерство отказало последнему в предоставлении субсидии на основании пункта 7 и подпункта 2 пункта 18 Порядка от 07.12.2021 N 867-ПП.
Не согласившись с решением от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 об отказе в предоставлении субсидии, общество "Семухино" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель своевременно представил необходимые документы на получение субсидии, однако не учел, что 07.12.2021, то есть за 1 день до истечения срока, Порядком от 07.12.2021 N 867-ПП были существенным образом изменены условия предоставления субсидии и, в частности, предусмотрен механизм предварительного отбора сельхозпроизводителей, без которого исключается возможность получения субсидии. Суд посчитал, что в подобной ситуации заинтересованное лицо обязано было принять все зависящие от него меры для информирования получателей субсидии об изменении порядка ее предоставления. При этом суду не представлено надлежащих доказательств получения заявителем документов об изменении существующего порядка.
Исследовав материалы дела, пояснения сторон, показания свидетелей, приняв во внимание, что права заявителя были существенным образом нарушены и подлежат восстановлению, учитывая при этом, что предоставление субсидий в конце финансового года по измененным правилам должно в максимальной степени учитывать особенности получателей бюджетных средств, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое решение министерства незаконным.
Апелляционная коллегия также не установила оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Оснований для иных выводов, чем те, к которым пришли суды нижестоящих инстанций, суд округа также не усматривает.
В силу взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной аграрной политики является доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3 статьи 5 Закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, приложением N 9 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года" утверждена государственная программа Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", а также принципы и цели государственной политики поддержки сельского хозяйства.
В соответствии с Бюджетным кодексом, Законом N 264-ФЗ, Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" утвержден порядок, определяющий категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - субсидия), цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 4 Порядка от 15.02.2017 N 76-ПП (в редакции от 22.10.2021) предоставление субсидий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
В силу пункта 5 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидии, является Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области.
Объявление о проведении отбора (далее - объявление) размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и официальном сайте Министерства (www.mcxso.midural.ru) в сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) не позднее чем за 7 календарных дней до даты начала приема заявок.
Объявление включает в себя, в том числе, сроки проведения отбора (дата и время начала (окончания) подачи (приема) заявки), которые не могут быть меньше 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления.
Судами установлено, что 06.12.2021 на сайте министерства размещено Объявление о проведении отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) и индивидуальных предпринимателей на право получения субсидии на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного рогатого скота в 2021 году, в котором указан срок принятия заявок с 07.12.2021 - до 08.12.2021, продленный 08.12.2021 до 15-00 09.12.2021.
Как указывалось ранее, основанием для отказа обществу "Семухино" явилось нарушение пункта 7 Порядка от 07.12.2021 N 867-ПП.
Вместе с тем указанный Порядок от 07.12.2021 N 867-ПП, как верно отметили суды, не может распространяться на правоотношения, возникшие при проведении отбора (конкурса), начавшемся 06.12.2021.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Бюджетный кодекс иных правил действия законодательства не содержит.
В соответствии с пунктом 3 Порядка от 07.12.2021 N 867-ПП указанный порядок вступил в законную силу со дня его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru - 08.12.2021.
Сведений о придании его положениям обратной силы не имеется.
Оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из общих правил о действии закона во времени, учитывая, что на момент объявления об отборе 06.12.2021, то есть начала конкурсной процедуры, Порядок от 07.12.2021 N 867-ПП не вступил в законную силу, придание его положениям обратной силы не предусмотрено, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действие указанного порядка не могло распространяться на ранее возникшие правоотношения, соответственно, к спорным правоотношениям должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП.
Поскольку поданное обществом "Семухино" заявление о предоставлении субсидии от 24.11.2021 министерством на предмет его соответствия действующему законодательству не проверялось, суды обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт министерства об отказе в предоставлении субсидии незаконным (Аналогичная правовая позиция приведена Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13).
Кроме того, судами учтено, что с учетом установленной обязанности по представлению документов в подлинном виде и территориальной удаленности хозяйств, установление министерством однодневного срока для подачи заявки на участие в отборе, соответствующей новым требованиям (в случае распространения на рассматриваемые правоотношения правил, предусмотренных Порядком от 07.12.2021 N 867-ПП), не соответствует общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, и по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Судебные акты первой и апелляционной инстанций в обжалованной части соответствуют нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022 по делу N А60-12810/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Бюджетным кодексом, Законом N 264-ФЗ, Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" утвержден порядок, определяющий категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - субсидия), цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидий.
...
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Бюджетный кодекс иных правил действия законодательства не содержит.
...
Поскольку поданное обществом "Семухино" заявление о предоставлении субсидии от 24.11.2021 министерством на предмет его соответствия действующему законодательству не проверялось, суды обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт министерства об отказе в предоставлении субсидии незаконным (Аналогичная правовая позиция приведена Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф09-1413/23 по делу N А60-12810/2022