г. Пермь |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А60-12810/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550) - Дегтянников Д.Г., доверенность от 20.05.2020, диплом, паспорт;
от заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) - Агеева А.АВ., доверенность от 10.01.2022, диплом, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2022 года
по делу N А60-12810/2022,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению ООО "Семухино"
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Семухино" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии от 21.12.2021 N 06-03-09/1680.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение Министерства об отказе в предоставлении субсидии от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 признано незаконным. В порядке распределения судебных расходов с Министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Заинтересованное лицо считает, что у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении субсидии от 21.12.2021 N 06-03-09/1680. При этом судом не указаны закон или иной нормативный правовой акт, которому не соответствует оспариваемый отказ в предоставлении субсидии. Указанные судом в решении государственные программы не имеют отношения к предоставлению субсидии на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году. Вывод суда о том, что постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП были существенным образом изменены условия предоставления субсидии и, в частности, предусмотрен механизм предварительного отбора сельхозтоваропроизводителей, без которого исключается возможность получения субсидии, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Реализация Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП, (далее - Порядок) предоставления субсидии началась 8 декабря 2021 года. Общество не подавало заявку на участие в отборе на право получения субсидии, при том, что все виды субсидий носят заявительный характер, вся необходимая официальная информация относительно предоставления субсидии публикуется в официальных источниках, предусмотренных законодательством Свердловской области. В связи с тем, что общество не заявлялось на отбор, Министерством было принято решение об отказе обществу в предоставлении субсидии в связи с несоответствием общества требованиям и условиям, указанным в пункте 7 Порядка, то есть как не прошедшему отбор на право получения субсидии. Неприменение в отношении общества норм Порядка предоставления субсидии поставило бы общество в преимущественное положение перед иными получателями субсидии, прошедшими отбор.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представителя заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 27.11.2021 ООО "Семухино" обратилось в Красноуфимское управление АПК Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП (далее - Порядок от 15.02.2017 N 76-ПП).
Решением от 21.12.2021 N 06-03-09/1680 Министерство отказало обществу в предоставлении субсидии.
Письмом от 22.12.2021 N 06-01-82/13453 данное решение направлено в адрес общества. При этом Министерство проинформировало ООО "Семухино" о том, что согласно пункту 7 Порядка предоставления указанной субсидии, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году" (далее - Порядок от 07.12.2021 N 867-ПП) право на получение субсидии имеет производитель, осуществляющий разведение и (или) содержание молочного крупного скота, прошедший отбор в соответствии с указанным Порядком. Общество отбор не проходило. Объявление о проведении указанного отбора размещено 08.12.2021 на сайте Министерства в разделе "Государственная поддержка". Срок приема документов на участие в отборе истек в 15 час. 00 мин. 09.12.2021. В связи с тем, что общество не было заявлено на участие в отборе в установленные сроки, Министерство отказало последнему в предоставлении субсидии на основании пункта 7 и подпункта 2 пункта 18 Порядка от 07.12.2021 N 867-ПП.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии является незаконным, ООО "Семухино" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель своевременно представил необходимые документы на получение субсидии, однако не учел, что 07.12.2021, то есть за 1 день до истечения срока, Постановлением Правительства Свердловской области N 867-ПП были существенным образом изменены условия предоставления субсидии и, в частности, предусмотрен механизм предварительного отбора сельхозпроизводителей, без которого исключается возможность получения субсидии. Суд посчитал, что в подобной ситуации заинтересованное лицо обязано было принять все зависящие от него меры для информирования получателей субсидии об изменении порядка ее предоставления. При этом суду не представлено надлежащих доказательств получения заявителем документов об изменении существующего порядка.
Исследовав материалы дела, пояснения сторон, показания свидетелей, приняв во внимание, что права заявителя были существенным образом нарушены и подлежат восстановлению, учитывая при этом, что предоставление субсидий в конце финансового года по измененным правилам должно в максимальной степени учитывать особенности получателей бюджетных средств, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое решение Министерства незаконным.
Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении обществу субсидии.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, приложением N 9 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года" утверждена государственная программа Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", а также принципы и цели государственной политики поддержки сельского хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" определены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при этом абзацем третьего подпункта "б" пункта 4 общих требований предусмотрено, что дата размещения объявления о проведении отбора на едином портале или на ином сайте, на котором обеспечивается проведение отбора (с размещением указателя страницы сайта на едином портале), а также при необходимости на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием в объявлении о проведении отбора даты начала подачи или окончания приема предложений (заявок) участников отбора, которая не может быть ранее 30-го календарного дня, следующего за днем размещения объявления о проведении отбора, в случае если получатель субсидии определяется по результатам конкурса.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйств", Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" утвержден порядок, определяющий категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - субсидия), цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 4 Порядка от 15.02.2017 N 76-ПП (в редакции от 22.10.2021) предоставление субсидий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
В силу пункта 5 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидии, является Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство).
Объявление о проведении отбора (далее - объявление) размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и официальном сайте Министерства (www.mcxso.midural.ru) в сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) не позднее чем за 7 календарных дней до даты начала приема заявок.
Объявление включает в себя, в том числе, сроки проведения отбора (дата и время начала (окончания) подачи (приема) заявки), которые не могут быть меньше 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2142 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота" установлено, что при проведении субъектами Российской Федерации отбора производителей, осуществляющих разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, для возмещения им части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, положения абзаца третьего подпункта "б" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", не применяются.
06.12.2021 на сайте Министерства размещено Объявление о проведении отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) и индивидуальных предпринимателей на право получения субсидии на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного рогатого скота в 2021 году, в котором указан срок принятия заявок с 07.12.2021 - до 08.12.2021, продленный 08.12.2021 до 15-00 09.12.2021.
Отказывая Обществу в предоставлении субсидии, Министерство указало на нарушение заявителем пункта 7 Порядка предоставления указанной субсидии, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году" (далее - Порядок от 07.12.2021 N 867-ПП).
Однако, Министерством не учтено то, что указанный Порядок не может распространяться на правоотношения, возникшие при проведении отбора (конкурса), начавшемся 06.12.2021, по следующим основаниям.
Как указано выше, Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП, вступившем в соответствии с пунктом 3 в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru), 08.12.2021. Сведений о придании его положениям обратной силы не имеется.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Бюджетный кодекс РФ иных правил действия законодательства не содержит.
На момент объявления об отборе 06.12.2021, то есть начала конкурсной процедуры, данный документ не был принят, не был опубликован, не вступил в силу, то есть его действие не могло распространяться на ранее возникшие правоотношения.
При таких обстоятельствах, исходя из общих правил о действии закона во времени, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае к заявителю должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Свердловской области от 07.12.2021 N 867-ПП, поданное обществом заявление о предоставлении субсидии от 24.11.2021 Министерством на предмет его соответствия действующему законодательству не проверялось, что влечет признание отказа в предоставлении субсидии незаконным. (Аналогичная правовая позиция приведена Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13).
Суд апелляционной инстанции также согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в случае распространения на рассматриваемые правоотношения правил, предусмотренных Порядком от 07.12.2021 N 867-ПП, установление Министерством однодневного срока для подачи заявки на участие в отборе, соответствующей новым требованиям, не соответствует общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.
Ссылка Министерства на то, что, как указано выше, Постановлением Правительства N 2142 от 30.11.2021 предусмотрено, что 30-дневный срок, установленный Постановлением N 1492 от 18.09.2020, не применяется, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не исключает обязанность Министерства предусмотреть достаточный для сельхозпроизводителей срок с учетом обязанности по представлению документов в подлинном виде и территориальной удаленности хозяйств.
При этом, довод заявителя апелляционной жалобы на то, что 140 хозяйств области были признаны прошедшими отбор, не влечет иных выводов, поскольку сведений о том, сколько хозяйств не смогли принять участие ввиду установления столь короткого срока, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции принял верное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса РФ Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2022 года по делу N А60-12810/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12810/2022
Истец: ООО "СЕМУХИНО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ