Екатеринбург |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А71-4690/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Версаль" ( (далее - общество "Версаль", общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее - Министерство, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Версаль" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб. Алкогольную продукцию (водка "Глазовская классическая", объемом 0,5л, крепостью 40% в количестве 1 шт.), изъятую по протоколу об изъятии вещей и документов от 20.08.2021, решено направить на уничтожение.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Версаль" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на недоказанность вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, в Министерство 17.09.2021 поступили материалы проверки МО МВД России "Глазовский", зарегистрированные в книге учета сообщений о происшествии 20.08.2021 за N 21275, по факту реализации алкогольной продукции в кафе "Прага", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Калинина, 10.
По результатам рассмотрения материала установлен факт осуществления обществом розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Проверкой установлено, что 20.08.2021 около 22 час. 30 мин. в кафе "Прага" обществом осуществлена продажа потребителю алкогольной продукции (водки "Глазовская классическая" объемом 0,5 литра в стеклянной бутылке, крепостью 40%, в количестве 1 штуки, стоимостью 350 руб.) без оказания услуги общественного питания (потребителю при продаже водки не предложены горячие или холодные блюда, а также столовая посуда для употребления алкогольных напитков; продажа осуществлена без нарушения целостности упаковки (без вскрытия), то есть на вынос).
Бутылка водки "Глазовская классическая" объемом 0,5 л. была изъята по протоколу об изъятии вещей и документов от 20.08.2021.
По факту розничной продажи алкогольной продукции, не связанной с оказанием услуг общественного питания, в отсутствие соответствующей лицензии, Министерством в отношении общества "Версаль" составлен протокол об административном правонарушении от 22.03.2022.
Материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены Министерством в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции счел решение суда законным.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В соответствии с частью части 1 статьи 26 Закона N 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи (розничная продажа алкогольной продукции), выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи (абзац шестой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац седьмой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Арбитражным судом установлено, что обществу "Версаль" выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 06.10.2019 серия 18АА N 006633, что согласно абзацу седьмому пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусматривает право организации на отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
20.08.2021 около 22 час. 30 мин. в кафе "Прага" общество осуществило продажу потребителю алкогольной продукции (водки "Глазовская классическая", объемом 0,5 л в стеклянной бутылке, крепостью 40%, стоимостью 350 руб.) без оказания ему услуги общественного питания.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что бармен Ярославцева Н.В., сначала передала покупателю Татауровой А.И. вскрытую бутылку, однако покупатель ее не взяла и деньги продавцу не передала. После следующей просьбы покупателя бармен достала новую (невскрытую) бутылку и уже ее передала покупателю. Покупатель за бутылку расплатилась и вышла из кафе.
Данные обстоятельства суды квалифицировали как факт осуществления обществом розничной продажи алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.
Между тем, суд кассационной инстанции исходит из того, что данная квалификация действий судами ошибочно отнесена к части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку в данном конкретном случае продажа потребителю алкогольной продукции осуществлена с нарушением лицензионных требований (продажа в кафе бутылки водки не во вскрытой таре без оказания услуг общественного питания).
Соответственно, имея лицензию от 06.10.2019 18 АА N 006633 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в кафе "Прага", осуществив в указанном кафе реализацию алкогольной продукции без вскрытия потребительской тары, общество допустило нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Данные действия следует квалифицировать по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, согласно диспозиции которой объективную сторону правонарушения составляют действия в виде оборота алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Указанная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2020 N 310-ЭС20-5228.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции не представлено. Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судом также не установлено.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено судом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).
С учетом установленных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не нашли оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, не усматривается.
Правовых оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, так как рассматриваемое правонарушение не является впервые совершенным обществом (о чем свидетельствует вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 27.10.2021 по делу N А71-12727/2021).
Основания для применения частей 2, 6 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют (как следует из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А71-3761/2022, постановлением Министерства от 18.02.2022 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение того же действия, за которое оно привлечено к ответственности обжалуемым решением суда), так как рассмотрение дел о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 и по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ подведомственно разным органам: первое Министерству, второе арбитражному суду.
Разрешая вопрос о назначении меры ответственности за совершение административного правонарушения, установив, что общество "Версаль" является субъектом малого предпринимательства, отнесено к категории "микропредприятие" и на момент совершения административного правонарушения было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции применил положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ и назначил обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 руб.
Данные обстоятельства подлежат учету и при назначении наказания по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа в размере 100 000 руб.
Доводы заявителя подлежат отклонению как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат изменению в части квалификации правонарушения и размера штрафа.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по тому же делу изменить в части.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Версаль", зарегистрированное по адресу: Удмуртская Республика, г.Глазов, ул. Калинина, д.10, ОГРН 1061837014128, ИНН 1837001146, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для применения частей 2, 6 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют (как следует из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А71-3761/2022, постановлением Министерства от 18.02.2022 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение того же действия, за которое оно привлечено к ответственности обжалуемым решением суда), так как рассмотрение дел о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 и по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ подведомственно разным органам: первое Министерству, второе арбитражному суду.
Разрешая вопрос о назначении меры ответственности за совершение административного правонарушения, установив, что общество "Версаль" является субъектом малого предпринимательства, отнесено к категории "микропредприятие" и на момент совершения административного правонарушения было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции применил положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ и назначил обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 руб.
Данные обстоятельства подлежат учету и при назначении наказания по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа в размере 100 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2023 г. N Ф09-920/23 по делу N А71-4690/2022