Екатеринбург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А07-5520/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Вдовина Ю. В., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. путем использования системы веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвуют представители общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Ареал" (далее - общество) - Кузьмин Е.В. (доверенность от 22.02.2022, паспорт, диплом), Управления - Галлямов А.И. (доверенность от 01.01.2023 N 2, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным решения об отказе в переоформлении лицензии заявителя, выраженном в уведомлении от 31.01.2022 N 0095, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем переоформления лицензии в соответствии с заявлением о переоформлении лицензии от 30.11.2021 N 1739-РД.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Птицефабрика "Башкирская" (далее - общество "Птицефабрика "Башкирская") и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2022 требования заявителя удовлетворены, оспоренное решение Управления признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не проверено, к какому виду разрешенного использования в Классификаторе наиболее полно соответствовал земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:160, на котором общество намерено осуществлять лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами 3, 4 класса опасности для окружающей среды.
Кроме этого, заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что общество не является предприятием сельскохозяйственного комплекса, в цикл сельскохозяйственной деятельности птицефабрики не входит;
Также, заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что обществом к осмотру не представлено складов для хранения готовой продукции - удобрения органического на основе осадков сточных вод, при том, что хранение готовой продукции предусмотрено Техническими условиями, получившими положительные заключения государственных экспертиз.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности серии 02 N 00611 от 07.03.2018, выданную Управлением.
Общество 30.11.2021 обратилось в управление с заявлением о переоформлении указанной лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ и адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно - включение в лицензию права на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации следующих видов отходов: помет куриный свежий (ФККО 1 12 711 01 33 3); помет куриный перепревший (ФККО 1 12 711 02 29 4); помет куриный, выдержанный пометохранилище, обеззараженный (ФККО 1 12 711 12 29 4); скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров (ФККО 1 12 721 11 29 4); осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы (ФККО 1 12 798 91 39 4); отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц (1 12 791 01 33 4); отходы (осадки) из выгребных ям (ФККО 7 32 100 01 30 4).
Адресом осуществления лицензируемого вида деятельности является: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160).
Приказом управления от 20.12.2021 N 1530-П в отношении общества назначена документарная проверка по месту фактического осуществления деятельности.
Пунктами 4, 5данного приказа установлено, что проверка проводится в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с целью определения возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290), при осуществлении заявленных видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов III-IV классов опасности, согласно заявлению лицензиата общества от 30.11.2021.
По результатам проверки составлен акт от 24.12.2021 N 434-ВЛ, которым установлено, что представленные в заявлении и документах сведения лицензиата общества соответствуют положениям части 3 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а также сведениям лицензиата, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и других федеральных информационных ресурсах.
Приказом управления от 13.01.2022 N 0023-П в отношении общества назначена внеплановая выездная проверка.
В пункте 2 этого приказа указаны места осуществления лицензируемой деятельности общества: 450112, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Путейская, дом 1 корпус 2; Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160).
Пунктом 5 указанного приказа установлено, что проверка проводится в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, пунктом 6 приказа установлено, что проверка проводится с целью определения выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности в области обращения с отходами производства и потребления и согласно заявлению общества.
По итогам выездной проверки составлен акт от 31.01.2022 N 23-ВЛ, в котором отражено, что материально-техническая база и подготовленность общества не позволяют соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации заявленных отходов III-IV классов опасности для окружающей среды; для выполнения заявленных работ отсутствуют здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании (нарушение подпунктов "в" и "г" пункта 3 Положения N 2290).
Данные обстоятельства явились основанием для направления обществу уведомления от 31.01.2022 N 0095, в котором указано на то, что принято решение от 31.01.2022 N 0095-П об отказе в переоформлении лицензии.
В качестве оснований для отказа указано на следующие выявленные при проверке нарушения, свидетельствующие о несоответствии лицензиата лицензионным требованиям:
- у общества отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании (в пункте 4.3.2 представленного договора аренды N 71-ав/41а от 31.05.2004 между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Птицефабрика "Башкирская" (арендатор), установлено, что арендатор имеет право с согласования арендодателя сдавать участок в субаренду в пределах срока аренды. Документы, подтверждающие согласие арендодателя на передачу в субаренду третьим лицам не представлены);
- арендованные пометохранилища находятся на земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:160, указанный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Утвержденный приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61482) Классификатор видов разрешенного использования не позволяет обществу заниматься лицензируемым видом деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения;
- не представлены к осмотру склады для хранения готовой продукции, предусмотренные пунктом 5.3 ТУ 20.15.80-005-04645780-2020 "Удобрение органическое на основе осадков сточных вод "Ареал".
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о наличии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного правового акта.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Статьей 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности осуществляется внесение изменений в реестр лицензий.
Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии определен в статье 14 Закона N 99-ФЗ, в силу пункта 2 части 7 которой основанием отказа в предоставлении лицензии является, в том числе установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В соответствии со статьей 19 Закона N 99-ФЗ, оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме: 1) оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона; 3) периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ, лицензирующий орган проводит оценку соответствия лицензионным требованиям в отношении лицензиата, представившего в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий, и (или) при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий.
Согласно части 4 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ, предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.
В силу части 5 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ, предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Положением N 2290.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 2290, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензирующий орган).
Пунктом 3 Положения N 2290 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе: для работ по обработке отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Закона N 89-ФЗ (подпункт "в"); для работ по утилизации отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 5 Положения N 2290, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13.
Пунктом 6 Положения N 2290 установлен перечень документов, необходимых для получения лицензии.
Пунктом 12(1) Положения N 2290 установлено, что оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в соответствии со статьей 19.1 Закона N 99-ФЗ проводится в форме документарной и выездной оценки по решению лицензирующего органа.
Документарная оценка проводится в отношении каждого соискателя лицензии или лицензиата при поступлении в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
Выездная оценка проводится в случаях, когда не представляется возможным по результатам документарной оценки достоверно установить соответствие соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям, а именно в случаях необходимости оценки состояния производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличия необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников.
Приказом Росприроднадзора Российской Федерации от 26.07.2021 N 464 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 128 и 129 Административного регламента, результатом административной процедуры (действия) является подписание приказа Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) о предоставлении (об отказе в предоставлении), о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии.
Способом фиксации результата административной процедуры (действия) является внесение соответствующей записи в реестр лицензий, направление заявителю уведомления о предоставлении (об отказе в предоставлении), о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили совокупность обстоятельств, свидетельствующих о незаконности выводов Управления, изложенных в оспоренном решении.
Судами установлено, что на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.05.2004 N 71-ав/41а, заключенного между обществом "Птицефабрика "Башкирская" (арендатор) и Уфимским районным Комитетом по управлению собственностью (арендодатель) на срок с 22.04.2004 по 23.04.2053, арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0160, общей площадью 943910кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель: в целях эксплуатации объектов производственного комплекса.
В соответствии с заключенным между обществом "Птицефабрика "Башкирская" (арендодатель) и обществом (арендатор) договором аренды N ПФБ05/204 от 14.11.2019 (с учетом дополнительных соглашений), на срок до 31.10.2022 общество является арендатором (обладателем прав владения и пользования) временных сооружений, расположенных на земельном участке 02:47:000000:160 - восьми пометохранилищ различной площади:
- временное сооружение - пометохранилище (литер 30), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 8456 куб.м; - временное сооружение - пометохранилище (литер 32), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 7787куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 33), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 12941 куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 34), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 9576 куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 35), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 3674 куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 36), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 4017 куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 37), расположенное по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 3887 куб.м;
- временное сооружение - пометохранилище (литер 38), расположенный по адресу: 450580, Республика Башкортостан, село Авдон; назначение: нежилое, объем 8688 куб.м.
Сведения об этих помещениях представлены заявителем с заявлением о внесении изменений в лицензию.
Доводы Управления в данной части сводятся к тому, что обществом не представлены документы, подтверждающие согласие арендодателя - Уфимского районного Комитета по управлению собственностью на передачу земельного участка в субаренду заявителю, ссылаясь при этом на положения статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающие, что арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами, только с согласия арендодателя.
Однако, судами учтено, что в силу пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет (что имеет место в настоящем случае) арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
При этом, в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассматривая споры, вытекающие из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, заключенного после введения в действие ЗК РФ, следует исходить из того, что соответствующие права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
Арендодатель и арендатор не вправе предусматривать в договоре аренды условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.
Кроме того, судами учтены положения пункта 22 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022, в соответствии с которыми уведомление о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом в письменной или иной форме, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом.
С учетом изложенного, заключив, что отсутствие такого уведомления само по себе не является основанием для признания договора субаренды недействительным или незаключенным, учитывая, что обществом представлено в материалы дела уведомление в адрес арендодателя о заключении договора ПФБ-05/204, содержащее отметку о получении этого уведомления арендодателем (Минземимуществом Республики Башкортостан) 28.03.2022, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление в лицензирующий орган при подаче заявления о внесении изменений в лицензию согласия арендодателя земельного участка не требуется, поскольку получение этого согласия не является обязательным для передачи права пользования арендуемым участком лицензиату.
Отказывая в переоформлении лицензии, Управление также исходило из того, что классификатор не позволяет обществу заниматься лицензируемым видом деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов на спорном земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судами учтено, что, действительно, соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2022, земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:160 (единое землепользование), площадью 943910кв.м отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - под объекты производственного комплекса.
При этом, в силу части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с утвержденным 10.11.2020 Классификатором, деятельность по утилизации, накоплению и обработке отходов производства и потребления возможна только на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования - специальная деятельность.
Однако, как правомерно указали суды, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
При этом, суды исходили из положений пункта 6.5.2 Свода правил "СП 469.1325800.2019. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации", утвержденного Приказом Минстроя России от 10.12.2019 N 791/пр, которым предусмотрено, что эксплуатацию секционных хранилищ следует выполнять с учетом: РД-АПК 3.10.15.01-17 Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза и помета; РД-АПК 1.10.15.02-17 Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета; ИТС 41-2017 Интенсивное разведение свиней.
В свою очередь согласно пунктам 5.2.1 и 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.01-17 "Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета", утвержденных Минсельхозом России 23.05.2017, повышение удобрительной ценности навоза и помета достигается при биотермической обработке в буртах, обеспечивающей разложение органического вещества и перевод азота в соединения, усвояемые растениями. Одновременно достигается его обеззараживание за счет повышения температуры в бурте до 60°C.
Производство компостных смесей может осуществляться в стационарных цехах, специальных хранилищах на прифермских открытых гидроизолированных площадках или в процессе уборки навоза и помета из помещений.
Кроме того, пунктом 2.2 Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных Приказом Минсельхоза России от 03.04.2006 N 104, предусмотрено, что при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать следующие требования: территорию организации разделяют на зоны: основного производства, хранения и приготовления кормов (если производится), инкубаторий (если имеется), убойный цех (если имеется), хранения и переработки и/или утилизации отходов производства, административно-хозяйственную; зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования, цех сушки помета, размещают на расстоянии не менее 300 метров от птицеводческих помещений в соответствии с розой ветров для данной местности так, чтобы большую часть теплого времени года они находились с подветренной стороны. Территория пометохранилища по периметру оборудуется сточными лотками с направлением стоков в приемный резервуар. Утилизация указанных стоков осуществляется по согласованию с государственной ветеринарной службой и службой экологического контроля
Исходя из указанных положений, предусматривающих обезвреживание навоза и помета в качестве обязательного технологического процесса при содержании и разведении животных и птиц, установив, что обществом в Управление представлены копия санитарно-эпидемиологического заключения N 02.БЦ.01.000.М.001005.08.20 от 03.08.2020 о соответствии санитарным правилам СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производств и потребления", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, по адресу село Авдон (земельный участок 02:47:000000:160); приказы об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 610/Э и N 616/Э от 23.12.2020; положительное заключение государственной экологической экспертизы N388/ЭЗ и N387/ЭЗ от 23.12.2020; технические условия ТУ 20.15.80-004-04645780-2020 "Органическое удобрение ОУК АРЕАЛ"; 14 А07-5520/2022 - технические условия ТУ 20.15.80-005-04645780-2020 "Органическое удобрение на основе ОСВ АРЕАЛ", установив, что планируемая обществом деятельность по утилизации отходов на земельном участке 02:47:000000:160 будет осуществляться только в отношении отходов, поступающих от общества "Птицефабрика "Башкирская", что предусмотрено техническими условиями, получившими положительные заключения государственных экологических экспертиз, завершая производственный цикл сельскохозяйственной деятельности птицефабрики по производству птицы и продуктов птицеводства, принимая во внимание, что положительными заключениями государственных экологических экспертиз N388/ЭЗ и N387/ЭЗ от 23.12.2020 подтверждается соответствие документации общества экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, учитывая, что размещение объектов утилизации отходов птицеводства прямо предусмотрено нормативными документами в качестве составной части технологического процесса содержания и разведения птиц, суды пришли к правильному выводу о том, что ведение обществом указанной выше деятельности по обращению с отходами не нарушает вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный договором аренды и внесенный в Единый государственный реестр недвижимости.
При оценке правомерности выводов Управления о непредставлении обществом к осмотру складов для хранения готовой продукции, предусмотренных пунктом 5.3 Технических условий 20.15.80-005-04645780-2020 "Удобрение органическое на основе осадков сточных вод АРЕАЛ", судами правомерно учтено, что согласно пунктом 5.3 ТУ 20.15.80-005-04645780-2020 "Удобрение органическое на основе осадков сточных вод АРЕАЛ" хранение продукции допускается в специально предназначенных для этого складах.
Между тем, суды с учетом пункта 3.7 ТУ 20.15.80- 005-04645780-2020 правомерно исходили из того, что производственный цикл может не включать в себя хранение готовой продукции, поскольку полученная по окончанию процесса компостирования продукция уже является готовым продуктом.
Кроме того, предусмотренные техническими условиями требования к порядку и способам хранения продукции, не означают, что готовая продукция всегда должна проходить этап хранения.
При этом судами правомерно учтено, что по итогам проведения документарной проверки лицензиата лицензирующий орган пришел к выводу о соответствии представленных с заявлением документов нормативным требованиям. То есть, требуемые в соответствии с законом документы были предоставлены в уполномоченный орган и являлись достаточными для прохождения документарной проверки.
Предметом же выездной проверки являлось состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом (часть 5 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ), а не их наличие.
При этом, проводивший проверку инспектор управления сведений о порядке хранения готовой продукции не запрашивал, как не запрашивал и документы, подтверждающие наличие помещений для хранения готовой продукции.
Кроме того, судами установлено, что указанная выездная проверка проведена на основании приказа от 13.01.2022 N 0023-П, пунктом 2 которого установлены места осуществления лицензируемой деятельности общества "Ареал": 450112, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Путейская, д. 1 корпус 2; Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160), тогда как фактически выездная проверка проведена только по адресу Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160), что следует из акта проверки.
На основании изложенного, установив факт наличия у общества документов, подтверждающих наличие у него помещений для хранения готовой продукции по адресу 450112, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Путейская, д. 1 корпус 2, принимая во внимание, что полученная по окончанию процесса компостирования продукция является готовым продуктом - органическим удобрением, суды справедливо заключили, что дальнейшее обращение с органическим удобрением не является обращением с отходами в смысле, придаваемом Законом N 89-ФЗ, следовательно, не подлежит лицензированию. Хранение готового продукта в деятельность, подлежащую лицензированию, не входит. В связи с чем, суды пришли к правомерному выводу о том, что наличие или отсутствие складов для хранения готовой продукции в любом случае не могло являться основанием для отказа обществу во внесении изменений в лицензию.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды правомерно указали на наличие оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов, и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предметом же выездной проверки являлось состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом (часть 5 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ), а не их наличие.
При этом, проводивший проверку инспектор управления сведений о порядке хранения готовой продукции не запрашивал, как не запрашивал и документы, подтверждающие наличие помещений для хранения готовой продукции.
Кроме того, судами установлено, что указанная выездная проверка проведена на основании приказа от 13.01.2022 N 0023-П, пунктом 2 которого установлены места осуществления лицензируемой деятельности общества "Ареал": 450112, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Путейская, д. 1 корпус 2; Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160), тогда как фактически выездная проверка проведена только по адресу Республика Башкортостан, Уфимский район, село Авдон (02:47:000000:160), что следует из акта проверки.
На основании изложенного, установив факт наличия у общества документов, подтверждающих наличие у него помещений для хранения готовой продукции по адресу 450112, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Путейская, д. 1 корпус 2, принимая во внимание, что полученная по окончанию процесса компостирования продукция является готовым продуктом - органическим удобрением, суды справедливо заключили, что дальнейшее обращение с органическим удобрением не является обращением с отходами в смысле, придаваемом Законом N 89-ФЗ, следовательно, не подлежит лицензированию. Хранение готового продукта в деятельность, подлежащую лицензированию, не входит. В связи с чем, суды пришли к правомерному выводу о том, что наличие или отсутствие складов для хранения готовой продукции в любом случае не могло являться основанием для отказа обществу во внесении изменений в лицензию."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2023 г. N Ф09-2955/23 по делу N А07-5520/2022