Екатеринбург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А07-2427/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" (далее - общество "Комус") - Потапова Д.И. (доверенность от 20.04.2023); Сахаутдинов В.Р., директор (протокол от 20.03.2023 N 63);
Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - Администрация муниципального района) - Гайнетдинова Я.Р. (доверенность от 08.02.2023).
Муниципальное унитарное предприятие Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан (далее - предприятие Малоязовские электрические сети) и Администрация муниципального района обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу "Комус" об истребовании имущества (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1. Недвижимое имущество
N п/п |
Наименование имущества |
Кадастровый номер |
Протяженность, площадь (м, кв. м) |
Балансовая стоимость (тыс. руб.) |
1 |
Здание (нежилое здание, Центральная котельная) |
02:42:130108:257 |
617,3 |
17 115,5 |
2 |
Иное сооружение (теплотрасса) |
02:42:000000:1073 |
4360 |
4 454,00 |
3 |
Иное сооружение (водопровод) |
02:42:000000:1057 |
26360 |
- |
4 |
Водоснабжение мкр. Юго-Западныйв с. МалоязСалаватского района РБ |
02:42:000000:539 |
5081 |
8553,8 |
5 |
Водоснабжение (строительство водопроводных сетей в мкр.Юго-Восток с. МалоязСалаватскогора йона Республики Башкортостан) |
02:42:000000:1231 |
11878 |
19660,7 |
6 |
Иное сооружение (канализация) |
02:42:000000:1058 |
4200 |
- |
Итого: 49 784 руб. |
2. Иное (движимое) имущество (оборудование и иное имущество)
N п/ п |
Наименование имущества |
Адрес объекта |
Балансовая стоимость (тыс. руб.) |
Иное (движимое) имущество (оборудование и иное имущество) | |||
1 |
Котел PS-D2500 (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
1 470, 2 |
2 |
Котел PS-D2500 (4 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
2 468, 4 |
3 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 РБ, Салаватский р-н, |
630, 7 |
4 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
||
с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
713,6 |
||
5 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
1 539,0 |
6 |
Узел управления теплового счетчика (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
347,8 |
7 |
Комплект видеонаблюдения (7 камер, 1 пульт системы) (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
96,5 |
8 |
Емкость металлическая (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
93,0 |
9 |
Передвижная дизель электростанция на 1600 кВа в утепленном блок-контейнере |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3 |
3220,3 |
10 |
тира "Тайга" Насос (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
45,8 |
11 |
Насос ЭЦВ (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
79,0 |
12 |
Насос ЭЦВ 6-16-140 (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
44,2 |
13 |
Насос глубинный (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
32,9 |
Итого 10 781, 4 |
Определением суда от 03.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - Администрация сельского поселения).
От предприятия Малоязовские электрические сети поступило ходатайство об отказе от исковых требований к обществу "Комус".
Решением суда от 30.11.2022 принят отказ предприятия Малоязовские электрические сети от иска к обществу "Комус". Производство по делу N А07-2427/2022 в части исковых требований предприятия Малоязовские электрические сети к обществу "Комус" об истребовании имущества прекращено. Исковые требования Администрации муниципального района к обществу "Комус" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество "Комус" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель полагает ничтожными постановление Администрации муниципального района от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение, постановление Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 409 об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории с. Малояз, постановление Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 410 об определении гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз, поскольку передача имущества проведена без объявления конкурса, противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель пояснил, что в отношении муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи, согласно которому исключается произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов. Переданные объекты теплоснабжения на основании постановления от 02.09.2021 N 375 являются ничтожными, поскольку подлежали передаче на основании концессионного соглашения.
Заявитель считает, что истец своими действиями нарушает Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в отклонении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу протокольным определением от 13.07.2022 вместо вынесения по делу отдельного определения, без доказательств направления и вручения его сторонам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация муниципального района просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением от 13.08.2021 N 107 "О передаче безвозмездно в собственность муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан" муниципальное имущество сельского поселения Салаватский сельсовет передано муниципальному району Салаватский район Республики Башкортостан и об исключении из соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан и сельским поселением Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 26.12.2019 из п. п. 1.1. п. 1 "Предмет соглашения" в части полномочий по вопросу "организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения и водоотведения" муниципальный район Салаватский район Республики Башкортостан является собственником следующего муниципального имущества:
- здание (нежилое здание, Центральная котельная), кадастровый номер 02:42:130108:257, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- сооружение (теплотрасса), кадастровый номер 02:42:000000:1073, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- сооружение (водопровод), кадастровый номер: 02:42:000000:1057, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение мкр. Юго-Западный в с. МалоязСалаватского района Республики Башкортостан, кадастровый номер 02:42:000000:539, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение (строительство водопроводных сетей в мкр. Юго-Восток с. МалоязСалаватского района Республики Башкортостан), кадастровый номер 02:42:000000:1231, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с/с Салаватский, с. Малояз,
- сооружение (канализация), кадастровый номер 02:42:000000:1058, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- котел PS-D2500 (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- котел PS-D2500 (4 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- узел управления теплового счетчика (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- комплект видеонаблюдения (7 камер, 1 пульт системы (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- емкость металлическая (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватскийрайон, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- передвижная дизельэлектростанция на 1600 кВа в утепленном блок-контейнере типа "Тайга", адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- насос ЭЦВ (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань)
- насос ЭЦВ 6-16-140 (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань),
- насос глубинный (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань).
Постановлением Администрации муниципального района от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение выше перечисленное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием Малоязовские электрические сети.
Право собственности муниципального образования и право хозяйственного ведения зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Постановлением Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 409 предприятие Малоязовские электрические сети определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан, зоной деятельности гарантирующей организации определена территория села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 410 предприятие Малоязовские электрические сети определено в качестве гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз, с. Мурсалимкино и с. Лагерево Салаватского района Республики Башкортостан.
Истцы в исковом заявлении ссылаются на то, что на сегодняшний день имущество в своем владении удерживает без каких-либо оснований общество "Комус", чем препятствует исполнению социально значимых функций, возложенных на предприятие Малоязовские электрические сети.
В целях досудебного урегулирования спора собственник имущества неоднократно направлял уведомления ответчику с требованием о возврате спорного имущества (от 12.08.2021 N 343, от 12.08.2021 N 341, от 12.08.2021 N 340, от 12.08.2021 N 339, от 12.08.2021 N 338, от 23.08.2021 N 353, однако, как указывают истцы, ответчик от передачи имущества уклоняется и не предоставляет допуск к зданию центральной котельной, о чем составлялся акт от 25.08.2021.
Ранее, 09.04.2020 между Администрацией сельского поселения и обществом "Комус" были заключены договоры о передаче объектов муниципального имущества, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа, а именно: договор от 22.04.2019 N 5, от 04.09.2019 N 9, от 22.04.2019 N 6, от 26.04.2018 N 6, предметом которых является вышеперечисленное имущество.
Срок действия договоров истек, основания для удержания имущества у общества "Комус" отсутствуют.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что предприятию Малоязовские электрические сети передано имущество коммунального значения на праве хозяйственного ведения с нарушением антимонопольного законодательства. Общество "Комус" отправляло в адрес истца предложения "О заключении концессионных соглашений" от 08.09.2021 N 424, от 30.12.2021 N 595, от 17.02.2022 N 70, от 17.02.2022 N 71, на которые был дан ответ от 04.10.2021 N 2145, от 26.01.2022 N 160 и от 28.02.2022 N 427 о невозможности рассмотреть данные предложения, поскольку гарантирующей организацией определено предприятие Малоязовские электрические сети.
Общество "Комус" полагает, что гарантирующая организация должна выбираться на конкурсной конкурентной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, в том числе, федерального закона "О защите конкуренции".
При этом, ответчик не отрицал факта того, что ранее заключенные договора аренды без права выкупа, а именно: договор от 22.04.2019 N 5, от 04.09.2019 N 9, от 22.04.2019 N 6, от 26.04.2018 N 6, истекли, и в настоящий момент правовых оснований для владения, пользования имуществом ответчик не представил.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования Администрации муниципального района об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суды исходили из следующего.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 34 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями пункта 36 Постановления N 10/22 лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель) (пункт 37 Постановления Пленума N 10/22).
Как указано в пункте 39 Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, по смыслу данных законоположений в их взаимосвязи с разъяснениями Постановления N 10/22 при рассмотрении виндикационного иска суду следует установить: 1) факт выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли; 2) возмездность (безвозмездность) приобретения имущества; 3) знал ли приобретатель или не знал и не должен был знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение.
Виндикационные требования истца к ответчику мотивированы отсутствием у последнего правовых оснований для использования имущества предприятия Малоязовские электрические сети, полученного им от Администрации муниципального района на основании постановления Администрации муниципального района от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение, постановления от 22.09.2021 N 409 об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории с. Малояз, постановления от 22.09.2021 N 410 об определении гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз.
Судами установлено и материалами дела подтверждается владение и пользование ответчиком имуществом истца, принадлежащим ему на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В ответ на требования истца о возврате незаконно используемого имущества ответчик ссылался на использование данного имущества, а также впоследствии отправлял в адрес истца предложения "О заключении концессионных соглашений" от 08.09.2021 N 424, от 30.12.2021 N 595, от 17.02.2022 N 70, от 17.02.2022 N 71.
Доводы общества "Комус" о том, что передача спорного имущества в хозяйственное ведение предприятия Малоязовские электрические сети противоречит действующему законодательству, поскольку объекты подлежали передаче на основании концессионного соглашения, судами рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Основания для заключения концессионного соглашения содержатся в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, указывающей на то, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию, хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена, то передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 115-ФЗ "О защите конкуренции" указанный в части первой настоящей статьи порядок заключения договоров (заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115 "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок установленный этим соглашением, права владения и пользования объектов концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Между тем судами не установлено оснований для заключения концессионного соглашения на основании следующего.
Как следует из материалов дела N А07-4762/2022, имеющего для настоящего дела преюдициальное значение, в 2019 году от истца в адрес ответчика поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в с. Малояз Салаватского района РБ.
Информация с согласованной редакцией проекта концессионного соглашения с общим объемом финансирования 7,7 млн. руб. и сроком 8 лет, количеством мероприятий - 5 была размещена 28.04.2020 для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В ходе проведения конкурса были определены два участника - общество "Комус" и общество "Водохоз+".
По итогам конкурсных процедур победителем был выбран истец, как участник, предложивший наилучшие условия.
Между тем, впоследствии истцом был увеличен объем финансирования за счет инвестора до 28,4 млн.руб., срок реализации был увеличен до 9 лет, количество мероприятий увеличено до 9 лет.
С учетом изменений существенных условий концессионного соглашения Министерство жилищно-коммунального хозяйство Республики Башкортостан проверило финансовую модель с точки зрения технико-экономических показателей проекта и сроков его окупаемости, по итогам которого указало, что срок окупаемости средств выходит за срок реализации концессионного соглашения и составляет при прочих равных условиях 30 лет (письмо на проект концессионного договора N 2-1- Дог-56-Проект от 13.08.2020).
Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйство Республики Башкортостан в письме сослалось на часть 1.2 статьи ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", где указано, что предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона положения о проведении переговоров и об изменении условий концессионного соглашения не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В ходе согласования концессионного соглашения на указанных условиях, Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан в письме N 16-5136 от 20.08.2020 указало на то, что с учетом имеющихся изменений существенных условий концессионного соглашения, указанное соглашение не согласовано и отправлено на доработку.
Таким образом, истцом была выражена воля на заключение концессионного соглашения, существенные условия которого не соответствовали срокам окупаемости.
Решением УФАС РБ Администрации сельского поселения от 22.10.2020 вынесено предписание аннулировать результаты конкурса на право заключения концессионного соглашения по жалобе ООО "Водохоз+", которое уступило в силу.
В силу частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
С учетом вышеизложенных норм права следует, что если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
Согласно решению Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10.03.2020 по делу N 2а-140/2020 ввод в эксплуатацию центральной котельной с. Малояз значительно превышает 5 лет, следовательно, передача прав владения и (или) пользования центральной котельной с. Малояз, находящейся в муниципальной собственности, должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения.
В то же время закрепление спорного имущества на праве хозяйственного ведения за третьим лицом является предусмотренным действующим законодательством правом собственника.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054, от 09.10.2017 N 308- КГ17-8292, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Постановлением Администрации муниципального района от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение спорное муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием Малоязовские электрические сети.
Вещные права (право собственности муниципального образования и право хозяйственного ведения) зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Предприятие Малоязовские электрические сети на основании постановления Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 409 определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории с. Малояз, на основании постановления Администрации муниципального района от 22.09.2021 N 410 - в качестве гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в статьях 4 и 19 Закона о защите конкуренции, из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией.
Названные положения данного Федерального закона учитывают специфику отношений между собственником государственного или муниципального имущества и учрежденным им юридическим лицом, предусмотренную действующим гражданским законодательством.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения (часть 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).
Наряду с указанным правилом, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Исследовав материалы дела и установив обстоятельства, свидетельствующие о нахождении спорного имущества, принадлежащего истцу на праве собственности и переданного им на праве хозяйственного ведения предприятию Малоязовские электрические сети, во владении и пользовании ответчика в отсутствие на то правовых оснований, суды правомерно удовлетворили виндикационные требования истца.
Оснований для удержания спорного имущества у ответчиков не имелось: срок действия ранее заключенных без проведения конкурса в нарушение действующего законодательства договоров аренды без права выкупа, а именно: договор от 22.04.2019 N 5, от 04.09.2019 N 9, от 22.04.2019 N 6, от 26.04.2018 N 6, истек, договоры расторгнуты и в настоящий момент правовых оснований для владения, пользования имуществом ответчик не представил.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 28 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения (часть 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).
Наряду с указанным правилом, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
...
Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2023 г. N Ф09-2133/23 по делу N А07-2427/2022