г. Челябинск |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А07-2427/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-2427/2022.
В судебном заседании приняли участие:
директор общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" - Сахаутдинов Валерик Равилович (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ на 09.02.2023),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" - Потапова Диана Ильдаровна (паспорт, доверенность от 01.05.2022, срок действия 1 год, диплом),
представитель Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан - Гайнетдинова Яна Ришатовна (паспорт, доверенность от 08.02.2023, срок действия 1 год, диплом).
Муниципальное унитарное предприятие Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан (далее - МУП Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан) и Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района, истец) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" (далее - ответчик, ООО "Комус") об истребовании имущества (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1. Недвижимое имущество
N п/п |
Наименование имущества |
Кадастровый номер |
Протяженность, площадь (м, кв.м) |
Балансовая стоимость (тыс.руб.) |
недвижимое имущество
1 |
Здание (нежилое здание, Центральная котельная) |
02:42:130108:257 |
617,3 |
17 115,5 |
2 |
Иное сооружение (теплотрасса) |
02:42:000000:1073 |
4360 |
4 454,00 |
3 |
Иное сооружение (водопровод) |
02:42:000000:1057 |
26360 |
- |
4 |
Водоснабжение мкр. Юго-Западныйв с. МалоязСалаватского района РБ |
02:42:000000:539 |
5081 |
8553,8 |
5 |
Водоснабжение (строительство водопроводных сетей в мкр.Юго-Восток с. МалоязСалаватскогорайона Республики Башкортостан) |
02:42:000000:1231 |
11878 |
19660,7 |
6 |
Иное сооружение (канализация) |
02:42:000000:1058 |
4200 |
- |
Итого:49 784 руб. |
2. Иное (движимое) имущество (оборудование и иное имущество)
N |
Наименование |
|
Балансовая |
п/ |
имущества |
Адрес объекта |
стоимость |
п |
|
|
(тыс.руб.) |
|
Иное (движимое) имущество (оборудование и иное |
||
|
имущество) |
||
1 |
Котел PS-D2500 (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
1 470, 2 |
2 |
Котел PS-D2500 (4 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
2 468, 4 |
3 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
630, 7 |
4 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
713,6 |
5 |
Горелка газовая R92A (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
1 539,0 |
6 |
Узел управления теплового счетчика (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
347,8 |
7 |
Комплект видеонаблюдения (7 камер, 1 пульт системы) (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
96,5 |
8 |
Емкость металлическая (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
93,0 |
9 |
Передвижная дизель электростанция на 1600 кВа в утепленном блок-контейнере тира "Тайга" |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д.60/3 |
3220,3 |
10 |
Насос (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
45,8 |
11 |
Насос ЭЦВ (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
79,0 |
12 |
Насос ЭЦВ 6-16-140 (1 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
44,2 |
13 |
Насос глубинный (2 шт.) |
РБ, Салаватский р-н, с. Малояз (остров р.Юрюзань) |
32,9 |
Итого 10 781, 4 |
Определением суда от 03.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - Администрация сельского поселения, третье лицо).
От МУП Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан поступилоходатайство об отказе от исковых требований к ООО "Коммунальные услуги".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.11.2022 (резолютивная часть объявлена 23.11.2022) принят отказ МУП Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан от иска к ООО "Коммунальные услуги". Производство по делу N А07-2427/2022 в части исковых требований МУП Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан к ООО "Коммунальные услуги" об истребовании имущества - прекращено. Исковые требования Администрации к ООО "Коммунальные услуги" удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Коммунальные услуги" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт считает ничтожными постановление Администрации муниципального района Салаватский район по Республике Башкортостан N 375 от 02.09.2021 о передаче имущества в хозяйственное ведение, постановление N 409 от 22.09.2021 об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории с. Малояз, постановление N 410 от 22.09.2021 об определении гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз, поскольку передача имущества проведена без объявления конкурса, противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Так, муниципальные системы теплоснабжения населения, имеющие значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи, согласно которого исключается произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов. Переданные объекты теплоснабжения на основании постановления от 02.09.2021 N 375 являются ничтожными, поскольку подлежали передаче на основании концессионного соглашения.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в отклонении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу протокольным определением от 13.07.2022 вместо вынесения по делу отдельного определения, без доказательств направления и вручения его сторонам по делу.
В судебном заседании от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Руководствуясь положениями статей 159, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия отказала в приобщении к материалам дела представленного отзыва на апелляционную жалобу, поскольку истцом не исполнена процессуальная обязанность по его заблаговременному раскрытию перед лицами, участвующими в деле, указанный отзыв приобщен в качестве письменных пояснений в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от подателя жалобы поступили дополнения к апелляционной жалобе, с приложением дополнительных документов: акта о списании объекта основных средств N 3 от 20.04.2020, N 1 от 12.04.2019, заключения комиссии о невозможности дальнейшего использования объекта основных средств по прямому (специальному) назначению от 20.04.2020, от 08.04.2019, приказа о списании основного средства N 14-2 от 20.04.2020, N 14 от 12.04.2019, акта о приеме-передаче объекта основных средств N 8 от 23.04.2014, N 8 от 15.03.2012, акта о приеме (поступлении) оборудования N 257 от 05.06.2019, N 221 от 29.07.2016, N 220 от 16.02.2016, N 195 от 14.02.2014.
Суд, рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, отказал в его удовлетворении, ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме, представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 13.08.2021 N 107 "О передаче безвозмездно в собственность муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан" (т. 1 л.д. 41-42) муниципальное имущество сельского поселения Салаватский сельсовет передано муниципальному району Салаватский район Республики Башкортостан и об исключении из соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан и сельским поселением Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 26.12.2019 из п. п. 1.1. п. 1 "Предмет соглашения" в части полномочий по вопросу "организация в границах поселения тепло-, водо-снабжения населения и водоотведения" муниципальный район Салаватский район Республики Башкортостан является собственником следующего муниципального имущества:
- здание (нежилое здание, Центральная котельная), кадастровый номер 02:42:130108:257, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- сооружение (теплотрасса), кадастровый номер 02:42:000000:1073, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- сооружение (водопровод), кадастровый номер: 02:42:000000:1057, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение мкр. Юго-Западный в с. МалоязСалаватского района Республики Башкортостан, кадастровый номер 02:42:000000:539, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение (строительство водопроводных сетей в мкр. Юго-Восток с. МалоязСалаватского района Республики Башкортостан), кадастровый номер 02:42:000000:1231, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с/с Салаватский, с. Малояз,
- сооружение (канализация), кадастровый номер 02:42:000000:1058, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- котел PS-D2500 (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- котел PS-D2500 (4 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- узел управления теплового счетчика (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- комплект видеонаблюдения (7 камер, 1 пульт системы (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- емкость металлическая (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватскийрайон, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- передвижная дизельэлектростанция на 1600 кВа в утепленном блок-контейнере типа "Тайга", адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- насос ЭЦВ (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань)
- насос ЭЦВ 6-16-140 (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань),
- насос глубинный (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань).
Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение выше перечисленное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 43-44).
Право собственности муниципального образования и право хозяйственного ведения зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
22.09.2021 Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан N 409 МУП Малоязовские электрические сети определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан, зоной деятельности гарантирующей организации определена территория села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 46).
22.09.2021 Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан N 410 МУП Малоязовские электрические сети определено в качестве гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз, с. Мурсалимкино и с. Лагерево Салаватского района Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 47).
Истцы в исковом заявлении ссылаются на то, что на сегодняшний день имущество в своем владении удерживает без каких-либо оснований ООО "Коммунальные услуги", чем препятствует исполнению социально значимых функций, возложенных на МУП Малоязовские электрические сети.
В целях досудебного урегулирования спора собственник имущества неоднократно направлял уведомления ответчику с требованием о возврате спорного имущества (исх. N 343 от 12.08.2021, N 341 от 12.08.2021, N 340 от 12.08.2021, N 339 от 12.08.2021, N 338 от 12.08.2021, N 353 от 23.08.2021 (т. 1 л.д. 85-93), однако, как указывают истцы, ответчик от передачи имущества уклоняется и не предоставляет допуск к зданию центральной котельной, о чем составлялся акт от 25.08.2021 (т. 1 л.д. 96).
Ранее, 09.04.2020 между Администрацией сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан и ООО "Коммунальные услуги" были заключены договоры о передаче объектов муниципального имущества, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа, а именно: договор от 22.04.2019 N 5, от 04.09.2019 N 9, от 22.04.2019 N 6, от 26.04.2018 N 6, предметом которых является вышеперечисленное имущество.
Срок действия договоров истек, основания для удержания имущества у ООО "Коммунальные услуги" отсутствуют.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что МУП "Малоязовские электрические сети" передано имущество коммунального значения на праве хозяйственного ведения с нарушением антимонопольного законодательства. ООО "Коммунальные услуги"отправляло в адрес истца предложения "О заключении концессионных соглашений" с исх. N 424 от 08.09.2021, N 595 от 30.12.2021, N 70 от 17.02.2022, N 71 от 17.02.2022, на которые был дан ответ с исх. N 2145 от 04.10.2021, N 160 от 26.01.2022 и N 427 от 28.02.2022 о невозможности рассмотреть данные предложения, поскольку гарантирующей организацией определено МУП "Малоязовские электрические сети".
ООО "Коммунальные услуги" полагает, что гарантирующая организация должна выбираться на конкурсной конкурентной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, в том числе, федерального закона "О защите конкуренции".
При этом, ответчик не отрицал факта того, что ранее заключенные договора аренды без права выкупа, а именно: договор от 22.04.2019 N 5, от 04.09.2019 N 9, от 22.04.2019 N 6, от 26.04.2018 N 6, истекли, и в настоящий момент правовых оснований для владения, пользования имуществом ответчик не представил.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установив обстоятельства, обосновывающие требования истца, придя к выводу об их обоснованности и законности, удовлетворил требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Виндикационные требования истца к ответчику мотивированы отсутствием у последнего правовых оснований для использования имущества МУП "Малоязовские электрические сети", полученного им от Администрации района на основании постановления Администрации муниципального района Салаватский район по Республике Башкортостан N 375 от 02.09.2021 о передаче имущества в хозяйственное ведение, постановления N 409 от 22.09.2021 об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории с. Малояз, постановление N 410 от 22.09.2021 об определении гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из приведенной нормы права, ответчиком по иску об истребовании имущества является лицо, фактически владеющее вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию. Только в этом случае может быть удовлетворен иск собственника о возврате принадлежащего ему индивидуально-определенного имущества (виндикационный иск).
В пункте 34 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями пункта 36 Постановления Пленума N 10/22 от 29.04.2010 лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель) (пункт 37 Постановления Пленума N 10/22).
Как указано в пункте 39 Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, по смыслу данных законоположений в их взаимосвязи с разъяснениями Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 при рассмотрении виндикационного иска суду следует установить: 1) факт выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли; 2) возмездность (безвозмездность) приобретения имущества; 3) знал ли приобретатель или не знал и не должен был знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение.
Материалами дела подтверждается владение и пользование ответчиком имуществом истца, принадлежащим ему на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи обращением истца с требованием о возврате незаконно используемого имущества ответчик ссылался на невозможность изъятия имущества в связи с его использованием. В последующем, отправлял в адрес истца предложения "О заключении концессионных соглашений" с исх. N 424 от 08.09.2021, N 595 от 30.12.2021, N 70 от 17.02.2022, N 71 от 17.02.2022.
Истцом были даны ответы на письма ответчика, исх. N 2145 от 04.10.2021, N 160 от 26.01.2022 и N 427 от 28.02.2022 о невозможности рассмотреть данные предложения, поскольку гарантирующей организацией определено МУП "Малоязовские электрические сети".
Доводы апеллянта о том, что переданные МУП "Малоязовские электрические сети" объекты теплоснабжения на основании постановления от 02.09.2021 N 375 являются ничтожными, поскольку подлежали передаче на основании концессионного соглашения, подлежат отклонению судебной коллегией в силу следующего.
На основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Основания для заключения концессионного соглашения содержатся в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, указывающей на то, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию, хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена, то передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 115-ФЗ "О защите конкуренции" указанный в части первой настоящей статьи порядок заключения договоров (заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115 "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок установленный этим соглашением, права владения и пользования объектов концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Между тем апелляционная коллегия не усматривает из обстоятельств дела, что имеются какие-либо правовые основания для заключения концессионного соглашения на основании следующего.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закреплен принцип обязательности судебных актов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П и определении от 06.11.2014 N 2528-О, введение института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности.
Преюдиция распространяется на содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Таким образом, по смыслу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение приобретают лишь фактические обстоятельства, установление которых судом по другому делу основано на оценке спорных правоотношений в определенном объеме.
Как следует из материалов дела N А07-4762/2022, имеющего для настоящего дела преюдициальное значение, в 2019 году от истца в адрес ответчика поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в с. Малояз Салаватского района РБ.
28.04.2020 информация с согласованной редакцией проекта концессионного соглашения с общим объемом финансирования 7,7 млн. руб. и сроком 8 лет, количеством мероприятий - 5 была размещена для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В ходе проведения конкурса были определены два участника - ООО "Комус" (истец) и ООО "Водохоз+".
По итогам конкурсных процедур победителем был выбран истец, как участник, предложивший наилучшие условия.
Между тем, впоследствии истцом был увеличен объем финансирования за счет инвестора до 28,4 млн.руб., срок реализации был увеличен до 9 лет, количество мероприятий увеличено до 9 лет.
С учетом изменений существенных условий концессионного соглашения Министерство жилищно-коммунального хозяйство Республики Башкортостан проверила финансовую модель с точки зрения технико-экономических показателей проекта и сроков его окупаемости, по итогам которого указало, что срок окупаемости средств выходит за срок реализации концессионного соглашения и составляет при прочих равных условиях 30 лет (письмо на проект концессионного договора N 2-1- Дог-56-Проект от 13.08.2020).
Кроме того Министерство жилищно-коммунального хозяйство Республики Башкортостан в письме сослалось на часть 1.2 статьи ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", где указано, что предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона положения о проведении переговоров и об изменении условий концессионного соглашения не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем".
В ходе согласования концессионного соглашения на указанных условиях, Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан в письме N 16-5136 от 20.08.2020 указало на то, что с учетом имеющихся изменений существенных условий концессионного соглашения, указанное соглашение не согласовано и отправлено на доработку.
Таким образом, истцом была выражена воля на заключение концессионного соглашения, существенные условия которого не соответствовали срокам окупаемости.
Впоследствии 22.10.2020 УФАС РБ Администрации сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан было вынесено предписание аннулировать результаты конкурса на право заключения концессионного соглашения по жалобе ООО "Водохоз+".
Между тем, из материалов дела не следует, что ООО "Комус" указанное решение УФАС РБ от 22.10.2020 было обжаловано, предписание об аннулировании результатов конкурса вступило в силу. О подаче ООО "Комус" заявлений о восстановлении срока на обжалование указанного предписания материалы дела также не содержат, соответствующих доказательств истцом суду представлено не было.
В силу частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N ЮЗ-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении".
С учетом вышеизложенных норм права следует, что если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
На основании части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным
Аналогичные требования содержатся в части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.
Согласно решения Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10.03.2020 по делу N 2а-140/2020, ввод в эксплуатацию центральной котельной с. Малояз значительно превышает 5 лет, следовательно, передача прав владения и (или) пользования центральной котельной с. Малояз, находящейся в муниципальной собственности, должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения.
Суд отметил, что при предоставлении в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо руководствоваться положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов, на основании положений Главы 5 Закона о защите конкуренции, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия органов местного самоуправления, выразившиеся в передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, действия органов местного самоуправления по передаче на конкурсной основе в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в отношении которых права владения и (или) пользования должны передаваться только на основании концессионного соглашения, вне зависимости от того, участвовали ли в таком конкурсе один или несколько участников, могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающего запрет на нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При этом запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является безусловным запретом, который не требует доказывания фактических или возможных негативных последствий для конкуренции в связи с его нарушением.
По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.
Закрепление спорного имущества на праве хозяйственного ведения за третьим лицом является предусмотренным действующим законодательством правом собственника.
На основании решения от 13.08.2021 N 107 "О передаче безвозмездно в собственность муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан муниципальное имущество сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан и об исключении из Соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан и сельским поселением Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 26.12.2019 из п.п. 1.1. п.1 "Предмет соглашения" в части полномочий по вопросу "организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения и водоотведения" Муниципальный район Салаватский район Республики Башкортостан является собственником следующего муниципального имущества:
- здание (нежилое здание, Центральная котельная), кадастровый номер 02:42:130108:257, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- сооружение (теплотрасса), кадастровый номер 02:42:000000:1073, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- сооружение (водопровод), кадастровый номер: 02:42:000000:1057, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение мкр. Юго-Западный в с. Малояз Салаватского района Республики Башкортостан, кадастровый номер 02:42:000000:539, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- водоснабжение (строительство водопроводных сетей в мкр. ЮгоВосток с. Малояз Салаватского района Республики Башкортостан), кадастровый номер 02:42:000000:1231, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с/с Салаватский, с. Малояз,
- сооружение (канализация), кадастровый номер 02:42:000000:1058, расположенное по адресу: РБ, Салаватский район, с. Малояз,
- котел RS-D2500 (2 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- котел RS-D2500 (4 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- горелка газовая R92A (2 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- узел управления теплового счетчика (1 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- комплект видеонаблюдения (7 камер, 1 пульт системы (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- емкость металлическая (1 шт.), адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- передвижная дизель электростанция на 1600 кВа в утепленном блокконтейнере типа "Тайга", адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз, ул. Коммунистическая, д. 60/3,
- насос ЭЦВ (2 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань)
- насос ЭЦВ 6-16-140 (1 шт.),адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань),
- насос глубинный (2 шт.).адрес расположения: РБ, Салаватский район, с. Малояз (остров р. Юрюзань).
Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 02.09.2021 N 375 о передаче имущества в хозяйственное ведение выше перечисленное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан.
Вещные права (право собственности муниципального образования и право хозяйственного ведения) зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН.
22.09.2021 Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан N 409 МУП "Малоязовские электрические сети" определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан, зоной деятельности гарантирующей организации определена территория села Малояз и села Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан.
22.09.2021 Постановлением Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан N 410 МУП Малоязовские электрические сети определено в качестве гарантирующей организации в сфере теплоснабжения на территории с. Малояз, с. Мурсалимкино и с. Лагерево Салаватского района Республики Башкортостан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054, от 09.10.2017 N 308- КГ17-8292, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Согласно положениям статей 209, 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация, осуществляя свои права как собственника имущества, по своему усмотрению в отношении своего имущества может совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
Одними из целей Федеральною закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу пункта 2 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с указанным федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно определенных условий.
С учетом системного толкования положений Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не следует безусловной обязанности собственника имущества заключить концессионное соглашение без проведения конкурса.
Иными словами, наличие одновременно обоих условий, указанных в пункте 2 статьи 37 указанного закона дает лишь право концессионеру по собственной инициативе право представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия. В тоже время наличие одновременно обоих условий не является обязанностью концедента (собственника имущества) заключить концессионное соглашение.
Кроме того, истец имеет право на обращение с предложением о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения к третьему лицу (МУП "Малоязовские электрические сети").
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17-20 части 1 статьи 4 указанного закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением.
При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
В силу вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения доводов апеллянта о нарушении истцами обязанности заключить концессионные соглашения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории с. Малояз Салаватского района Республики Башкортостан.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о нахождении спорного имущества, принадлежащего истцу на праве собственности и переданного им на праве хозяйственного ведения МУП Малоязовские электрические сети Республики Башкортостан, во владении и пользовании ответчика в отсутствие на то правовых оснований, использовании этого имущества, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности виндикационных требований истца в связи с доказанностью совокупности обстоятельств для удовлетворения заявленного иска.
Несогласие ответчика с решением суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-2427/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2427/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, МУП Малоязовские электрические сети
Ответчик: ООО КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Третье лицо: Администрация СП Салаватский сельсовет МР Салаватский район Республики Башкортостан