Екатеринбург |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А50-27904/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Татариновой И.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - Департамент) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А50-27904/2022 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - Департамент) - Сибирякова С.Н. (доверенность от 09.01.2023 N 059-13-04-10/13);
общества с ограниченной ответственностью "Амтек" (далее - общество "Амтек") - Оксюта Д.А. (доверенность от 30.11.2022).
Поданное публичным акционерным обществом "Т ПЛЮС" ходатайство о привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит возвращению, так как подано лицом, не участвующим в настоящем деле. Кассационная жалоба в установленном законом порядке в соответствии с правилами статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанным обществом не подана. Поскольку указанное ходатайство поступило в электронном виде, бумажный носитель с его текстом возврату не подлежит.
Общество "Амтек" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, об отказе в продлении срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в местах с адресными ориентирами: от 09.11.15 N 109-15, ул. Добролюбова 14, N 110-15 от 09.11.15, ул. Техническая 8, от 09.11.15 N 111-15, ул. Бенгальская 16, от 09.11.15 N 112-15, ул. Карбышева 46, от 09.11.15 N 113-15, ул. Черняховского 21, от 09.11.15 N 114-15, ул. Кабельщиков 95, от 13.11.15 N 117-15, ул. Тургенева 35, от 13.11.15 N 118-15, ул. Гашкова 23, от 13.11.15 N 119-15, ул. Целинная 31а, от 13.11.15 N 120-15, ул. Крупской 80а, от 13.11.15 N 121-15, ул. Металлистов 21, от 01.04.16 N 25-16, ул. Победы 16, от 23.05.16 N 139-16 ул. Ушинского 9; об обязании Департамента устранить нарушения своих прав и законных интересов путем заключения с обществом "Амтек" дополнительных соглашений, предусматривающих продление договоров на 7 лет, то есть до 31.12.2029.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента об отказе в продлении срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, изложенное в письме от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, признано незаконным. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Амтек" путем принятия решения о заключении дополнительных соглашений к договорам.
В кассационной жалобе Департамент просит постановление суда апелляционной инстанции от 17.03.2023 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 22.12.2022, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Заявитель считает, что сроком окончания действия договоров будет являться срок, указанный в пункте 2.1 договоров, который не подпадает под действие Постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (далее - Постановление N 577-п), поскольку заключение дополнительных соглашений не являлось пролонгацией договоров, а лишь предоставляло обществу "Амтек" отсрочку демонтажа НТО. Департамент также ссылается на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно отклонил его доводы о несоответствии нестационарных торговых объектов Правилам благоустройства территории города Перми, и подменил полномочия органа местного самоуправления на принятие решения о продлении договоров с учетом требований Постановления N 577-п, указав в резолютивной части постановления на необходимость продления соответствующих договоров. Помимо изложенного, заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции безосновательно затребовал у него и принял к рассмотрению новые доказательства, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а именно - схему размещения НТО на территории города Перми. Кроме того, заявитель считает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Т ПЛЮС" как собственника охранной зоны тепловой сети в пределах которых размещен один из НТО.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнительных пояснениях на нее общество "Амтек" просит в ее удовлетворении отказать.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом и обществом "Амтек" на 5 лет заключены договоры на размещение НТО в виде киосков, место размещения которых предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572.
Так 09.11.2015 заключены договоры на размещение НТО по адресам:
г. Перми, ул. Добролюбова 14, ул. Техническая 8, ул. Бенгальская 16, ул. Карбышева 46, ул. Черняховского 21, Кабельщиков 95А, срок действия указанных договоров установлен до 09.11.2020.
13.11.2015 заключены договоры на размещение НТО по адресам:
г. Пермь, ул. Тургенева 35, ул. Гашкова 23а, ул. Целинная 31а, ул. Крупской 80а, ул. Металлистов 21, срок действия указанных договоров установлен до 13.11.2020.
01.04.2016 заключен договор на размещение НТО по адресу: г. Пермь, ул. 40-летия Победы 16, срок действия договора установлен до 01.04.2021.
23.05.2016 заключен договор на размещение НТО по адресу: г. Пермь, ул. Ушинского 9, срок действия договора установлен до 23.05.2021.
12.01.2021, 15.04.2021, 28.06.2021 в соответствии с постановлением Администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" на основании поступившего заявления владельца НТО между Департаментом и обществом "Амтек" заключены дополнительные соглашения к договорам на размещение НТО.
По условиям дополнительных соглашений обществу "Амтек" установлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства на срок до 31.12.2022. Помимо указанного условия стороны предусмотрели исполнение сторонами договоров на прежних условиях.
22.09.2022 общество "Амтек" обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия договоров на размещение торговых объектов.
Рассмотрев заявление, Департамент направил в адрес общества "Амтек" письмо от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, в котором указал, что правовые основания для продления договоров отсутствуют, поскольку договоры не подпадают под действие Постановления N 577-п в связи с истечением срока их действия.
Не согласившись с решением, изложенным в письме от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, общество "Амтек" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения закону, отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено понятие "вопросы местного значения", к которым в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Закона о местном самоуправлении относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, Указом губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2020 N 156-п "О мерах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства" Администрацией города Перми издано Постановление от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411).
Пунктом 1 Постановления N 411 до 31.12.2022 установлена отсрочка исполнения обязательств по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торгового автомата (вендингового автомата) и восстановлению нарушенного благоустройства по окончании срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, срок исполнения обязательств по демонтажу по которым предусмотрен с 28.03.2020 по 30.11.2022.
Отсрочка предоставляется при соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства следующих условий: отсутствие задолженности за период срока действия Договора; исполнение требований к виду, специализации, площади нестационарного торгового объекта, установленных Договором.
В пункте 2 Постановления N 411 установлено, что за период отсрочки исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, вносится плата за фактическое размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая за период размещения из размера платы, предусмотренной договором, в срок до 20.12.2020, до 01.11.2021, до 01.11.2022.
Пунктом 3 Постановления N 411 Департаменту поручено по договорам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, обеспечить в течение 5 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства заключение дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, внесение платы, предусмотренной пунктом 2 настоящего Постановления, а также случаи, при наступлении которых дополнительное соглашение расторгается в связи с односторонним отказом департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми, от его исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 установлены особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах.
Пунктом 1 приложения N 15 к Постановлению N 353 предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства N 353 по 31.12.2026.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В целях реализации приложения N 15 к Постановлению N 353 Правительством Пермского края издано Постановление N 577-п, устанавливающее порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов.
В пункте 1 Постановления N 577-п содержится указание продлить на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов.
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления N 577-п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления.
Администрацией города Перми издано Постановление от 25.08.2022 N 710 "О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
В соответствии с подпунктом 1.1 указанного выше постановления департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми предписано обеспечить однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления N 577-п в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что законодательством предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов договоров на размещение НТО, сроки действия которых, истекают в период с 14.03.2022 по 31.12.2026.
Как указано ранее, основанием для отказа в продлении договоров явились выводы Департамента о том, что договоры не подпадают под действие Постановления N 577-п в связи с истечением срока их действия.
Между тем дополнительными соглашениями к указанным договорам заявителю установлена отсрочка исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства на срок до 31.12.2022. Помимо указанного условия стороны предусмотрели исполнение сторонами договоров на прежних условиях, т.е. общество "Амтек" реализовывало предоставленное ему право на размещение нестационарных торговых объектов, осуществляло торговую деятельность с их использованием, а Департамент принимал вносимую обществом плату.
Принимая во внимание целевую направленность принятия Постановления N 411, а именно: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в период действия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также учитывая цель заключения дополнительных соглашений, согласованные сторонами условия, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что сторонами по существу достигнуто соглашение о продлении договоров на срок до 31.12.2022, в связи с чем общество "Амтек" вправе рассчитывать на продление договоров на основании Постановления N 353, Постановления N 577-п.
Ссылки Департамента на то, что заключение дополнительных соглашений не является пролонгацией договоров, а лишь предоставляет заявителю отсрочку демонтажа НТО, подлежат отклонению на основании вышеизложенного исходя из сути сложившихся отношений (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки аргументам заявителя суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы Департамента о несоответствии нестационарных торговых объектов Правилам благоустройства территории города Перми, поскольку доказательств несоответствия нестационарных торговых объектов общества "Амтек" Правилам благоустройства заинтересованным лицом, на которого в силу закона возложено бремя доказывания правомерности принятого решения (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не представлено, при этом соответствие объектов этим Правилам было условием подписания дополнительных соглашений от 12.01.2021, что следует из пункта 1 постановления Администрации г. Перми от 06.05.2020 N 411. Соответственно, подписав дополнительные соглашения, заинтересованное лицо подтвердило соответствие размещенных заявителем объектов. Иного из материалов дела не следует.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным решение Департамента об отказе в продлении срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, изложенного в письме от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, возложив в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Амтек", путем принятия решения о заключении дополнительных соглашений к договорам.
Довод заявителя о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно затребовал у Департамента и принял к рассмотрению новые доказательства, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку суд действовал в пределах полномочий, предоставленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Департамента о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Т ПЛЮС", подлежит отклонению судом кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку из содержания обжалуемого судебного акта не следует, что судом принято решение о правах и обязанностях указанного лица. При рассмотрении настоящего спора суд проверял законность отказа в продлении срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, изложенного в письме от 12.10.2022 N 059-13-06-02/2-301, спор о сносе НТО не рассматривался.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судомми установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А50-27904/2022 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В целях реализации приложения N 15 к Постановлению N 353 Правительством Пермского края издано Постановление N 577-п, устанавливающее порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов.
...
Принимая во внимание целевую направленность принятия Постановления N 411, а именно: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в период действия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также учитывая цель заключения дополнительных соглашений, согласованные сторонами условия, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что сторонами по существу достигнуто соглашение о продлении договоров на срок до 31.12.2022, в связи с чем общество "Амтек" вправе рассчитывать на продление договоров на основании Постановления N 353, Постановления N 577-п.
Ссылки Департамента на то, что заключение дополнительных соглашений не является пролонгацией договоров, а лишь предоставляет заявителю отсрочку демонтажа НТО, подлежат отклонению на основании вышеизложенного исходя из сути сложившихся отношений (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2023 г. N Ф09-4003/23 по делу N А50-27904/2022