Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А07-15279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РеалГаз" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители (посредством онлайн-присутствия):
Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства - Бадртдинов Р.Р. (доверенность от 21.12.2022 N МА-14/236);
общества с ограниченной ответственностью "РеалГаз" - Потехин А.В. (доверенность от 09.01.2023 N 2).
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства " (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РеалГаз" (далее - общество "РеалГаз") об обязании ответчика обустроить примыкание объекта (газозаправочной станции), размещенного на км 197+600 слева по ходу километража автомобильной дороги Р-240 Уфа-Оренбург, в соответствии с техническими требованиями и условиями разработанными согласно действующего законодательства: оснастить дорожный объект переходно-скоростными полосами, соответствующими параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011, пункта 5.1.6 ГОСТ 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015 (указанные требования приняты с учетом их уточнения от 08.06.2020 N РР-14/245, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), до момента обустройства в соответствии с нормативными требованиями переходно-скоростных полос запретить использование подъезда к объекту газозаправочной станции с автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РеалГаз" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам.
Заявитель полагает, что у судов не имелось законных основания для возложения на ответчика обязанности окончить работы ранее срока, указанного в договоре от 14.10.2020 N 12/433.
Далее, по мнению заявителя, суды вышли за пределы заявленных исковых требований, поскольку просительная часть уточненного искового заявления истца от 08.06.2020 N РР-14/245 не содержала требования "до момента обустройства в соответствии с нормативными требованиями переходно-скоростных полос, ограничить доступ подъезда к объекту (газозаправочной станции), размещенному на км 197+600 слева по ходу километража автомобильной дороги Р-240 Уфа-Оренбург".
Кроме того, по мнению заявителя, судами не дана оценка доказательству, предоставленному ответчиком в материалы дела, а именно фотографии АГЗС общества "РеалГаз", подтверждающей исполнение ответчиком условий договора от 14.10.2020.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Казенное учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Размещение и эксплуатация объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования регламентируется требованиями статей 22, 25, 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, "Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4, "Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5, постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода" от 29.10.2009 N 860, ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ГОСТа 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения
Согласно пунктам 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Порядок и нормативы обустройства каждого из элементов примыкания регламентированы в ГОСТах и СНиПах.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 266 утверждены СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.
В соответствии с пунктами 3.20а, 3.23, 3.24, 3.25, 4.2 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* переходно-скоростная полоса - полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона (полоса разгона) или торможения (полоса торможения) транспортных средств при выезде из транспортного потока или въезде в транспортный поток, движущийся по основным полосам, полоса разгона - переходно-скоростная полоса, служащая для увеличения скорости транспортных средств до скорости транспортного потока по основной полосе движения для свободного вхождения в него, полоса торможения - переходно-скоростная полоса, служащая для снижения скорости транспортных средств при выезде из основной полосы транспортного потока для последующего въезда на другую дорогу, примыкание дорог - место соединения автомобильных дорог, где к одной дороге присоединяется в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств.
Согласно ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды невыезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами по СП 034.13330.2012 Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (пункт 5.5.8); на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток. Должно предусматриваться стационарное электрическое освещение (пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007); горизонтальная дорожная разметка наносится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Согласно пункта 1.3 ВСН 103-74 "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог" пересечения и примыкания автомобильных дорог должны обеспечивать максимальную безопасность и удобство движения автомобилей с наименьшей потерей времени в пределах пересечения или примыкания.
Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью пересечения, хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений и примыканий (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 5.5.11 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройств. Общие требования" конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что за учреждением закреплены в оперативном управлении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильные дороги М-5 "Урал" км 1194+500 - км 1548+651, М-7 "Волга" км 1169+910 - км 1331+953, Р-240 Уфа - Оренбург км 16+900 - км 316+902, Р-240 Уфа-Оренбург, западный обход г. Уфы км 0+000-км 27+900, М-5 "Урал", подъезд к г. Оренбург км 146+700-км 419+326, Р-239 Казань-Оренбург- Акбулак до границы с Республикой Казахстан км 398+860-км 712+514, А-305 Оренбург-Илек до границы с Республикой Казахстан км 3+000 - км 129+773, Р-239 Казань-Оренбург-Акбулак до границы с Республикой Казахстан, Оренбургская область км 8+000- км 161+112, являющиеся собственностью Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 03.03.2015 N 04 АЕ 660860 автомобильная дорога общего пользования федерального значения, общая протяженность 265 280,00 м, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Уфимский р-н, Кармаскалинский р-н, Аургазинский р-н, Стерлитамакский р-н, г. Салават, Мелеузовский р-н, г. Мелеуз, г. Кумертау, Куюргазинский р-н, находится в оперативном управлении учреждения.
В полномочия учреждения входит выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог; обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыкания (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос) используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за ее пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения; организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий; согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещений, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий; организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
В ходе исполнения возложенных на учреждение обязанностей истцом установлено, что в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург на км 197+600 слева по ходу километража размещена и эксплуатируется автомобильная газозаправочная станция, владельцем которой является общество "Реал Газ", с которой заключен договор на присоединение объекта дорожного сервиса (автомобильная газозаправочная станция) путем обустройства примыкания в придорожной полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург на км 197+600 слева по ходу километража от 14.10.2020 N 12/433.
Согласно пункту 1.1 договора от 14.10.2020 N 12/433 истец согласовывает присоединение объекта (газозаправочная станция) путем устройства примыкания в пределах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург на км 197+600 слева по ходу километража.
В силу пункта 1.2 договора от 14.10.2020 N 12/433 ответчик размещает и эксплуатирует объект, устраивает примыкание в пределах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240Уфа-Оренбург на км 197+600 слева по ходу километража в соответствии с установленными для этого требованиями, в том числе в соответствии с техническими условиями и осуществляет его дальнейшую эксплуатацию на основании требований технический условий к размещению и функционированию объекта.
Согласно пункту 2.1.1 договора предприниматель обязан: предоставить истцу необходимые документы для разработки технических условий, а в случае необходимости по требованию истца и иную дополнительную информацию, которая необходима для надлежащей разработки технических условий в течение десяти дней с момента заключения настоящего договора либо получения требования.
Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что разработку проектной документации ответчик должен поручить проектной организации, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.3 договора общество "РеалГаз" обязано согласовать с истцом проектную документацию на размещение объекта и при необходимости иных сооружений, связанных с обеспечением надлежащего функционирования объекта, размещаемого в придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р240 Уфа-Оренбург.
Также в соответствии с пунктами 2.1.5.-2.1.6 договора общество "РеалГаз" обязано: обеспечить соблюдение требований технических условий при проектировании, размещении и функционировании объекта, обеспечить строительство, обустройство, содержание и ремонт подъезда и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объекта за счет собственных средств; заключить договор на строительство, содержание и ремонт объекта со специализированной дорожной организацией, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, осуществляющей содержание дороги общего пользования федерального значения, на котором размещается объект; выполнить комплекс мероприятий по содержанию переходно-скоростных полос, обочин, линии освещения, въезда и выезда за счет собственных средств.
При выполнении работ ответчик не должен занимать дополнительную территорию, не предусмотренную проектной документацией, утвержденной в установленном порядке по согласованию с владельцем автомобильной дороги, а также правоустанавливающими документами на земельный участок (пункт 2.1.12 договора).
Пунктом 2.1.14 договора предусмотрено, что ответчик обязан заключить с истцом соглашение об установлении частного сервитута в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Пунктом 2.4.2 сторонами договора предусмотрено право истца контролировать соответствие размещения объекта требованиям проектной документации и технических условий, соблюдение норм и правил законодательства о безопасности дорожного движения, правил пользования и охраны автомобильных дорог, правил использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения и земельного законодательства Российской Федерации.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 договора предусмотрено, что срок действия настоящего договора - один год с момента его подписания сторонами. Если ни одна из сторон, не позднее чем за тридцать календарных дней до истечения срока действия договора, не проинформировала в письменном виде другую сторону о расторжении настоящего договора, то договор считается пролонгированным на тот же срок. Настоящий договор может быть изменен или прекращен по письменному соглашению сторон. Досрочное расторжение настоящего договора производится лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Договор от 14.10.2020 N 12/433 подписан без разногласий и оговорок, скреплен соответствующими печатями сторон, в судебном порядке не оспорен, и является действующим.
Как пояснил истец, обязательства, принятые по договору, ответчиком исполнены ненадлежащим образом.
В результате проведенного отделом автодорожного надзора и контроля Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора в ходе проведенного рейда в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации", установлено, что дорожный объект (газозаправочная станция) размещен и эксплуатируется с примыканием к автомобильной дороге общего пользования Р-240 "Уфа-Оренбург" на км 197+600 слева по ходу километража без оснащения переходно-скоростными полосами, соответствующими параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011 нарушение пункта 5.1.6 ГОСТ 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015. Также переходно-скоростные полосы не обустроены искусственным освещением, в нарушение пункта 4.2 ГОСТ 33176-2014, пункта 13.1, пункта 13.2, пункта 13.7, пункта 15 TP ТС "Безопасность автомобильных дорог".
По результатам осмотра объекта 29.09.2021 составлен акт N 5/5281.
По данному факту государственным инспектором отдела АДН контроля МАП Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества "РеалГаз".
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика требования (от 26.12.2018, от 25.06.2019) о приведении эксплуатирующего объекта придорожного сервиса вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения в соответствие с нормативными правилами и техническими стандартами.
Поскольку требования истца оставлены без удовлетворения, ответчик продолжил осуществлять ненадлежащую эксплуатацию объекта дорожного сервиса, изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды установили, что обязательства, предусмотренные договором от 14.10.2020 N 12/433 на присоединение объекта путем обустройства примыкания в придорожной полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург на км 197+600 слева по ходу километража, обществом "РеалГаз" в полном объеме не выполнены.
При таких обстоятельствах, учитывая обязанность владельца объекта дорожного сервиса на приведение примыкания к автомобильной дороге общего пользования в нормативное состояние, по обустройству переходно-скоростных полос, линии освещения переходно-скоростных полос, установке знаков организации дорожного движения в соответствии с требованиями действующего законодательства, и принимая во внимание, что названные обязанности в полной мере ответчиком исполнены не были, при этом эксплуатация примыкания, не оборудованного переходно-скоростными полосами, без соблюдения технических и строительных условий, создает угрозу безопасности дорожного движения, суды обоснованно удовлетворили исковые требования учреждения в полном объеме.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод общества "РеалГаз", изложенный в кассационной жалобе, о том, что судами не дана оценка доказательству, представленному ответчиком в материалы дела, а именно фотографии АГЗС общества "Реалгаз", подтверждающей исполнения ответчиком условий договора на присоединение объекта дорожного сервиса от 14.10.2020, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вопреки мнению заявителя указанное доказательство являлось предметом исследования суда апелляционной инстанции. Суд установил, что 25.11.2022 в электронные материалы дела ответчиком, в числе прочего предоставлена фотография, исследовав и оценив которую суд пришел к выводу о невозможности установить относимость указанной фотографии к настоящему спору, а также наличие переходно-скоростных полос, соответствующих параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011, пункта 5.1.6 ГОСТа 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТа 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТа 33475-2015.
Отклоняя доводы общества "РеалГаз" о том, что строительство и обустройство примыкания к автомобильной дороге уже ведется, суд также принял во внимание, что ответчик не реализовал предварительную стадию производства проектных работ (пункты 2.1.1-2.1.4, 2.1.15 договора), с учетом чего заключил, что оснований для вывода о том, что общество "РеалГаз" приступило к выполнению договорных обязательств, не имеется.
Довод общества "РеалГаз", изложенный в кассационной жалобе о том, что срок по проведению спорных работ на момент рассмотрения спора не истек, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, принимая во внимание, что указанное не отменяет правомерность требований истца, направленных на своевременное устранение помех в дорожном движении, ввиду отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих намерения ответчика на устранение выявленных нарушений.
Довод общества "РеалГаз", изложенный в кассационной жалобе, о том, что суды вышли за пределы исковых требований, запрещая обществу до момента обустройства в соответствии с нормативными требованиями переходно-скоростных полос использование подъезда к объекту газозаправочной станции с автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа-Оренбург, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом следующего.
Как следует из содержания уточнения исковых требований от 08.06.2020 N РР-14/245, предоставленного истцом в материалы дела, учреждение заявило уточнение в части требований об обязании ответчика обустроить примыкание объекта (газозаправочной станции), размещенного на км 197+600 слева по ходу километража автомобильной дороги Р-240 Уфа-Оренбург, в соответствии с техническими требованиями и условиями разработанными согласно действующего законодательства и оснастить дорожный объект переходно-скоростными полосами, соответствующими параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011, пункта 5.1.6 ГОСТ 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015.
Последующие заявления учреждения об уточнении заявленных требований не приняты судом, поскольку истцом изменен предмет и основание иска.
При этом в суде кассационной инстанции представитель учреждения пояснил, что в суде первой инстанции путем устных заявлений поддерживал требования, касающиеся обязания ответчика до момента обустройства в соответствии с нормативными требованиями переходно-скоростных полос ограничить доступ подъезда к объекту (газозаправочной станции), размещенному на км 197+600 слева по ходу километража автомобильной дороги Р-240 Уфа-Оренбург. Указанное подтверждается также документами, дополнительно предоставленными истцом в материалы дела при рассмотрении дела в первой инстанции, а именно: пояснениями от 22.11.2022 N БР-14/478 (л.д. 89), возражениями на отзыв от 22.11.2022 N БР-14/452 (л.д. 105), и отзывом на апелляционную жалобу ответчика от 09.03.2023 (л.д. 135).
Обстоятельств, свидетельствующих об ином, обществом "РеалГаз" не предоставлено, доводы представителя учреждения не опровергнуты.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РеалГаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате проведенного отделом автодорожного надзора и контроля Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора в ходе проведенного рейда в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации", установлено, что дорожный объект (газозаправочная станция) размещен и эксплуатируется с примыканием к автомобильной дороге общего пользования Р-240 "Уфа-Оренбург" на км 197+600 слева по ходу километража без оснащения переходно-скоростными полосами, соответствующими параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011 нарушение пункта 5.1.6 ГОСТ 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015. Также переходно-скоростные полосы не обустроены искусственным освещением, в нарушение пункта 4.2 ГОСТ 33176-2014, пункта 13.1, пункта 13.2, пункта 13.7, пункта 15 TP ТС "Безопасность автомобильных дорог".
...
Как следует из содержания уточнения исковых требований от 08.06.2020 N РР-14/245, предоставленного истцом в материалы дела, учреждение заявило уточнение в части требований об обязании ответчика обустроить примыкание объекта (газозаправочной станции), размещенного на км 197+600 слева по ходу километража автомобильной дороги Р-240 Уфа-Оренбург, в соответствии с техническими требованиями и условиями разработанными согласно действующего законодательства и оснастить дорожный объект переходно-скоростными полосами, соответствующими параметрам 3 категории, Технического регламента Таможенного союза TP ТС014/2011, пункта 5.1.6 ГОСТ 33062-2014, пункта 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, пункта 3.25 ГОСТ 33475-2015."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-4165/23 по делу N А07-15279/2022
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7208/2024
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4165/2023
24.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2256/2023
30.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15279/2022