Екатеринбург |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А76-10139/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Селивёрстовой Е.В., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 по делу N А76-10139/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, путем проведения системы веб-конференции, приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Ефимова А.И. - Слинкина Д.А. (доверенность от 24.04.2019);
администрации города Магнитогорска - Симонова Т.Ф. (доверенность от 08.11.2023 N АГ-02/7026), Куликова А.В. (доверенность от 01.02.2024 N 660).
В судебном заседании, в зале суда, приняли участие представители:
администрации города Магнитогорска - Веревко А.А. (доверенность от 02.12.2022 N АГ-02/8262);
индивидуальный предприниматель Ефимов Андрей Иванович (паспорт).
Иные участвующие в деле лица не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ), неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Индивидуальный предприниматель Ефимов Андрей Иванович (далее - истец, предприниматель Ефимов А.И.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Магнитогорска (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 202 696 руб. 68 коп. неполученной платы за проезд пассажиров и 328 070 руб. 00 коп. неполученной платы за оказанные услуги по перевозке пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан в январе - феврале 2022 года.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Куб" (далее - общество "Куб"), общество с ограниченной ответственностью "Эрлайн" (далее - Общество "Эрлайн"), Министерство социальных отношений Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств муниципального бюджета.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 решение оставлено без изменения.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды разрешили спор без учета положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), в соответствии с которыми недополученные доходы компенсируются исключительно при осуществлении регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (статья 9.1) и при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 20).
Ответчик указывает, что судами не дана оценка тем обстоятельствам, что спорный маршрут N 59 является регулярным маршрутом по регулируемому тарифу; ответчик полагает, что в соответствии с условиями муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом по регулируемым тарифам от 27.12.2021 N 1070, (далее - контракт N 1070), не предусмотрена какая либо обязанность истца по выплате денежных средств в связи с осуществлением ответчиком перевозки муниципальных льготников, поскольку оплата по контракту N 1070 предусмотрена за стоимость километров пробега транспортного средства и не зависит от количества перевезенных пассажиров; обязательства по контракту N 1070 выполнены ответчиком в полном объеме, истцу уплачено 8 095 606 руб. 56 коп.; ответчик неоднократно отмечал, что если бы истец за весь период выполнения работ не перевез ни одного пассажира, он все равно получил бы оплату за стоимость километра пробега транспортного средства, равную цене контракта N 1070.
Администрация также обращает внимание суда, что истец также разделяет регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, что следует из договоров, заключенных между Администрацией и предпринимателем Ефимовым А.И. о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов на оказание услуг по перевозе льготных категорий граждан на садовые маршруты, которые заключались как до подписания спорного контракта N 1070, так и после.
Ответчик полагает, что суды не дали оценку его доводу о том, что спорный контракт заключался сторонами также в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и формирование начальной (максимальной) цены контракта осуществлялась согласно Порядку определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденному Приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158, далее - Порядок N 158; в данном случае начальная (максимальная) цена контракта изначально не уменьшалась на субсидии по оплате проезда муниципальных льготников, а потому перевозка муниципальных льготников была заложена в цену контракта; снижение начальной (максимальной) цены контракта до размеров лимитов бюджетных обязательств не противоречит указанному Приказу Минтранса России.
Кроме того, ответчик указывает, что истец не воспользовался правом на корректировку своих расходов и доходов путем установления тарифа в соответствии с постановлением Администрации от 05.05.2021 N 4800-П, при выполнений обязательств в объеме, предусмотренном договором и в соответствии с утвержденными ассигнованиями, требования перевозчика о возмещении убытков являются заявленными за рамками договорных отношений, которые не подлежат удовлетворению. Предприниматель Ефимов А.И. осознавал, что предоставление субсидий в соответствии с решениям Магнитогорского городского Собрания депутатов за оказываемые им услуги по перевозке льготных категорий граждан не предусмотрено.
Кроме того, ответчик указывает, что убытки в размере 202 696 руб. 68 коп. уже включены истцом в сумму убытков 328 070 руб. 00 коп., суды взыскали дважды одни и те же убытки истца.
В отзыве на кассационную жалобу, предприниматель Ефимов А.И. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между Администрацией (заказчик) и предпринимателем Ефимовым А.И. (подрядчик) заключен контракт N 1070, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к контракту N 1070, а заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к контракту (пункт 1.2 контракта N 1070).
Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренных приложением N 1 к контракту, поступает в распоряжение подрядчика (пункт 1.5 контракта N 1070).
Согласно пункту 1.7 контракта N 1070 сроки выполнения работ разбиты на 12 этапов (ежемесячно).
Цена контракта составляет 8 095 606 руб. 56 коп. (пункт 2.2 контракта N 1070).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта N 1070 цена контракта формируется с учетом расходов подрядчика, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые подрядчик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.4 контракта N 1070 цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.5 контракта N 1070 заказчик оплачивает подрядчику объем фактически выполненных работ, но не превышающий объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N 3 к контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N 4 к названному контракту.
Подпункту 15 пункта 5.4 контракта N 1070 предусмотрена обязанность подрядчика предоставить льготный проезд отдельным категориям граждан (в соответствии с решениями Магнитогорского городского Собрания депутатов "О льготах на проезд отдельных категории граждан, достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2022 году", "О льготе студентам и учащимся по оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2022 году"), в том числе:
а) отдельных категорий граждан, достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), в городском пассажирском транспорте общего пользования на основании пластиковой карты "Социальная карта жителя города Магнитогорска", выдаваемых в установленном порядке органами социальной защиты населения города Магнитогорска;
б) студентов и учащихся, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, расположенных в городе Магнитогорске.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта N 1070 все споры и разногласия, которые могут возникнуть из контракта между сторонами, подлежат разрешению путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены стороной для устранения нарушений (пункт 8.2 контракта N 1070).
Согласно пункту 10.1 контракта N 1070 контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 05.02.2023. Окончание срока действия контракта не влечет прекращение взаимных обязательств сторон по контракту.
В рамках контракта N 1070 истцом осуществлялись перевозки по регулярному маршруту N 59 и по регулируемому тарифу 20 руб., установленному Администрации города Магнитогорска, что сторонами не оспаривается.
При этом истцом осуществлялась, среди прочих пассажиров, перевозка отдельных категорий граждан, которым в 2022 года решениями Магнитогорского городского собрания депутатов предоставлены льготы по оплате проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемому тарифу.
Так в соответствии с пунктом 1 решения Магнитогорского городского собрания депутатов от 26.10.2021 N 219 предоставлена льгота в виде бесплатного проезда на 30 поездок в течение одного календарного месяца в городском пассажирском транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам следующим категориям граждан:
1) гражданам, проживающим на территории города Магнитогорска и достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), не получающим меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и законами Челябинской области;
2) гражданам, проживающим на территории города Магнитогорска и достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), получающим меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Челябинской области и не получающим меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 2 названного решение также предоставлены льготы по оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования категориям граждан, указанным в пункте 1 решения, в том числе:
1) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам - в размере 10 руб. на разовый проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования за поездки свыше количества, установленного в абзаце первом пункта 1 решения;
2) по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - в размере льготы, предоставляемой при оплате проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Льготы, указанные в пунктах 1 и 2 решения, предоставляются на основании пластиковой карты "Социальная карта жителя города Магнитогорска" в порядке, установленном администрацией города Магнитогорска.
Согласно пункту 4 решения Магнитогорского городского собрания депутатов от 26.10.2021 N 219 Администрация должна возмещать перевозчикам недополученные доходы, связанные с предоставлением льгот, установленных пунктами 1, 2 решения, при оказании услуг по перевозке отдельных категорий граждан, достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет средств бюджета города Магнитогорска в порядке, установленном Администрацией.
Кроме того, решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 26.10.2021 N 220 предоставлена льгота по оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования студентам и учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, расположенных в городе Магнитогорске (далее - студенты и учащиеся):
1) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам - в размере 10 рублей на разовый проезд;
2) по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - в размере льготы, предоставляемой при оплате проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно пункту 2 названного решения Администрация должна возмещать недополученные доходы перевозчикам, осуществляющим перевозку студентов и учащихся по маршрутам, указанным в подпункте 2 пункта 1 решения, в соответствии с заключенным между администрацией города Магнитогорска и перевозчиком соглашением о размере компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд студентам и учащимся в городском пассажирском транспорте общего пользования. Возмещение недополученных доходов осуществлять в пределах средств, утвержденных в бюджете города Магнитогорска, в порядке, установленном Администрацией.
По расчету истца общий размер неполученных доходов по маршруту N 59 за январь-февраль 2022 года составил 530 766 руб. 68 коп., из них 328 070 руб. - плата за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий, 202 696 руб. 68 коп. - неполученная сумма за оплату проезда пассажиров по транспортной карте.
Истец направил в адрес ответчика претензии с требованием возместить недополученный доход, которые оставлены последним без удовлетворения, в связи с тем, что данные льготы не заложены в бюджет и их выплаты не предусмотрены контрактом N 1070.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 10, 12, 15, 16, 426, 786, 789, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), далее - Закон N 184-ФЗ, и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации за счет средств муниципального бюджета 530 766 руб. 68 коп.
При рассмотрении спора суды обосновано руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
Между тем суд кассационной инстанции полагает, что при разрешении срока судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ, установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ, подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно абзацу пятому статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В статье 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 названной статьи БК РФ).
Из местного бюджета названные выше субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266).
При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите (пункт 33 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров, общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг.
Пункт 5 статьи 790 ГК РФ, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (пункт 3 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 14 Закона N 220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;
3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий (пункт 7 Закона N 220-ФЗ).
Исходя из приведенных положений законодательства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, может формировать как учетом названных субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение перевозок, так и без их учета.
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд регламентируется Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (часть 21.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к спорному контракту действовал Порядок N 158.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части.
Таким образом, указанными нормами закона установлен запрет на изменение в одностороннем порядке и по соглашению сторон при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта его существенных условий, перечисленных законодателем, в том числе, если это касается изменения условий, указанных в извещении о проведении аукциона и документах об аукционе.
Из преамбулы контракта N 1070 следует, что он заключен между сторонами спора на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 N 0169300000320003466 в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В суде кассационной инстанции стороны спора подтвердили, что цена контракта уплачена заказчиком надлежащим образом в размере 8 095 606 руб. 56 коп.
Следовательно, при рассмотрении данного спора судам с учетом вышеназванных норм права надлежало дать оценку указанному контракту, его существенным условиям, определить как формировалась заказчиком начальная (максимальная) цена муниципального контракта (с учетом субсидий или нет), соответствовала ли она иным требованиям Порядка N 158, и в зависимости от установленных обстоятельств, с учетом обеспечения справедливого баланса публичных и частных интересов, разрешить спор по существу требований о взыскании 328 070 руб. 00 коп.
Что касается требования истца о взыскании с ответчика 202 696 руб. 68 коп., составляющих неполученную плату за проезд пассажиров по транспортным картам, то данное требование удовлетворено судами без рассмотрения по существу.
Судами не исследованы обстоятельства, связанные с правилами выдачи транспортных карт, порядка осуществления расчетов за проезд с использованием транспортных карт, суды не привели мотивы, по котором денежные средства, списанные с транспортных карт с использованием специализированного оборудования, остались в распоряжении ответчика.
Без исследования вышеназванных обстоятельств, удовлетворение исковых требований в полном объеме является преждевременным.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права и процессуального права без исследования всех существенных обстоятельств спора, которые входят в предмет исследования и установления судом, исходя из предмета и основания исковых требований (статьи 6, 8, 9, 49, 170 АПК РФ), в то время как в силу части 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и часть 1 статьи 71, 168 АПК РФ).
При принятии решения или постановления арбитражный суд должен оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены. В мотивировочной части судебных актов должны быть указаны, в частности, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 1 статьи 168, пункт 2 части 4 статьи 170, пункты 12, 14 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Завершение рассмотрения кассационной жалобы на основании части 4 статьи 283 АПК РФ является основанием для отмены приостановления исполнения обжалуемых судебных актов, принятого определением Арбитражного суда Уральского округа от 04.10.2023.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 по делу N А76-10139/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Е.В. Селивёрстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (часть 21.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
...
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части.
...
Из преамбулы контракта N 1070 следует, что он заключен между сторонами спора на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 N 0169300000320003466 в соответствии с Законом N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф09-9845/23 по делу N А76-10139/2022