Екатеринбург |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А76-20518/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2023 по делу N А76-20518/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления - Путилов Е.Д. (доверенность от 09.01.2024 N 5-1, диплом).
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - общество "Арсенал", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент совершения правонарушения общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления своей деятельности: город Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, в связи с чем, полагает, что наличие товарно-транспортной накладной не удостоверяет легальность производства алкогольной продукции, а напротив, подтверждает факт ее незаконного изготовления.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной внеплановой документарной проверки в отношении общества "Арсенал" установлено, что 02.03.2023 по адресу: Челябинская область, город Челябинск, Свердловский тракт, 5/17 общество "Арсенал" своими противоправными виновными действиями (бездействием) совершило административное правонарушение, выразившееся в обороте алкогольной продукции в общем количестве 5105 штук без определенных федеральным законом сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В подтверждение вмененного правонарушения в материалы административного дела представлены: акт внеплановой документарной проверки от 05.05.2023 N у5-а 175/04-06, материалы проверки КУСП N 8073 от 02.03.2023 из ОП Курчатовский УМВД России по г. Челябинску, направленные письмом от 10.03.2023 N 99/224/кусп (протокол осмотра места происшествия от 02.03.2023, в соответствии с которым 02.03.2022 в ходе осмотра складского помещения выявлена и изъята немаркированная алкогольная продукция различных наименований и емкостей в общем количестве 7501 штук без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота), данные, зафиксированные в ЕГАИС ("Подключение организаций к ЕГАИС - УТМ в полном объеме" по состоянию на 02.03.2023 - общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: Челябинская область, город Челябинск, Свердловский тракт, 5/17), копия требования о представлении документов от 05.04.2023, в соответствии с которым у общества "Арсенал" истребованы копии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Требованием от 05.04.2023 у общества истребованы копии товарно-сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции.
Однако, истребуемые товарно-сопроводительные документы обществом исполнены в неполном объеме.
Обществом "Арсенал" представлены копии договоров поставки продукции N 38 от 16.02.2023, N 7 от 17.01.2023, N 32 от 10.02.2023, N 44 от 27.02.2023, заключенные с ООО "Алтын Омир" на закупку алкогольной продукции из республики Казахстан в РФ. Согласно приложенными к договорам ТТН от 20.02.2023 N 678, от 13.02.2023 N 550, от 27.02.2023 N 796, от 19.01.2023 N 201, пункт разгрузки в РФ указан: г. Челябинск, ул. Братская, д. 2. Также обществом "Арсенад" представлены копии товарно-транспортных накладных от 01.02.2023 N 17695, от 16.12.2022 N 251992, от 09.01.2023 N 2415, от 16.08.2022 N 70915, от 28.11.2022 N 109188, от 14.10.2022 N 94534, от 20.02.2023 N 1/21, от 26.01.2023 N 16, от 08.02.2023 N 24, от 02.03.2023 N 31, от 20.02.2023 N 492, от 31.01.2023 N 281, от 28.02.2023 N АР000000007, от 21.02.2023 N АР000000005, от 21.02.2023 N АР000000006, от 13.02.2023 N АР000000004, от 20.02.2023 N 96, от 02.03.2023 N 184, от 10.02.2023 N 116, от 14.02.2023 N 124, от16.02.2023 N 134, от 21.02.2023 N 146, от 26.02.2023 N 160, от 01.03.2023 N 173, от 01.03.2023 N 56, от 02.03.2023 N ЦБ-308, от 20.02.2023 N 678, от 13.02.2023 N 550, от 27.02.2023 N796, от 19.01.2023 N 201, копия счет фактуры N 495 от 20.02.2023, в соответствии с которыми поставки алкогольной продукции осуществляются по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17.
Директором общества "Арсенал" Неверовым А.А. даны объяснения от 14.04.2023 Б/н. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.06.2023 N ЮЭ9965-23-83131255 сведения об обособленном подразделении общества "Арсенал", расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении в отношении общества "Арсенал" протокола от 14.06.2023 N АП04-2023/008-ЮЛ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Арсенал" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
На основании пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии определенных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе, товарно-транспортной накладной.
В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 вышеназванной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями этого Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации вправе осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Указанная деятельность относится к деятельности по обороту алкогольной продукции (исходя из легальных понятий "алкогольная продукция", "пиво", "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)" и "оборот", данных в пунктах 7, 13.1, 13.2 и 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ), а потому, осуществляя такую деятельность, предприниматели обязаны соблюдать установленные законом требования к осуществлению этой деятельности, включая требование о подтверждении легальности оборота алкогольной продукции соответствующими товарно-сопроводительными документами.
Нарушение указанных нормативных требований образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Однако, судами установлено и материалами дела подтверждено, что на спорную алкогольную продукцию у общества "Арсенал" имелись товарно-транспортные накладные, которые в ходе проверки представлены административному органу. Доказательств недостоверности указанных товарно-транспортных накладных в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: город Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, судами правомерно учтено, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, судами принято во внимание, что за указанные действия общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ постановлением от 11.08.2023 N 3-721/2023.
Иные доводы управления, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2023 по делу N А76-20518/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение указанных нормативных требований образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Однако, судами установлено и материалами дела подтверждено, что на спорную алкогольную продукцию у общества "Арсенал" имелись товарно-транспортные накладные, которые в ходе проверки представлены административному органу. Доказательств недостоверности указанных товарно-транспортных накладных в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: город Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, судами правомерно учтено, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, судами принято во внимание, что за указанные действия общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ постановлением от 11.08.2023 N 3-721/2023."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2024 г. N Ф09-1686/24 по делу N А76-20518/2023