г. Челябинск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А76-20518/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2023 по делу N А76-20518/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представителей не направили.
Со стороны общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" поступило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие их представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - заинтересованное лицо, общество "Арсенал") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что на момент совершения правонарушения общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления своей деятельности: г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17. Наличие товарно-транспортной накладной не удостоверяет легальность производства алкогольной продукции.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтены расхождения в товарно-сопроводительных документах на закупку алкогольной продукции, а именно: копии товарно-транспортных накладных от 20.02.2023 N 678, от 13.02.2023 N 550, от 27.02.2023 N 796, от 19.01.2023 N 201, в соответствии с которыми поставки алкогольной продукции в адрес общества "Арсенал" осуществляются по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, а по договорам поставки продукции от 16.02.2023 N 38, от 17.01.2023 N 7, от 10.02.2023 N 32, от 27.02.2023 N 44, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Альтын Омир" и обществом "Арсенал" на закупку алкогольной продукции из Республики Казахстан, пунктом разгрузки указан юридический адрес общества "Арсенал": г. Челябинск, ул. Братская, д.2.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной внеплановой документарной проверки в отношении общества "Арсенал" установлено, что общество "Арсенал" 02.03.2023 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17 своими противоправными виновными действиями (бездействием) совершило административное правонарушение, выразившееся в обороте алкогольной продукции в общем количестве 5105 штук без определенных федеральным законом сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В подтверждение вмененного правонарушение в материалах административного дела представлены акт внеплановой документарной проверки от 05.05.2023 N у5-а 175/04- 06, материалы проверки КУСП N 8073 от 02.03.2023 из ОП Курчатовский УМВД России по г. Челябинску, направленные письмом от 10.03.2023 N 99/224/кусп (протокол осмотра места происшествия от 02.03.2023, в соответствии с которым 02.03.2022 в ходе осмотра складского помещения выявлена и изъята немаркированная алкогольная продукция различных наименований и емкостей в общем количестве 7501 штук без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота), данные, зафиксированные в ЕГАИС ("Подключение организаций к ЕГАИС - УТМ в полном объеме" по состоянию на 02.03.2023 - общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17), копия требования о представлении документов от 05.04.2023, в соответствии с которым у общества "Арсенал" истребованы копии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Требование о предоставлении документов от 05.04.2023 направлено сопроводительным письмом от 05.04.2023 N у5-5697/04-11, в том числе по адресу электронной почты: 74.arsenal@mail.ru.
Требование о предоставлении документов от 05.04.2023 в части предоставления копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, выявленной сотрудниками ОП Курчатовский УМВД России по г. Челябинску в нежилом помещении по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, обществом исполнены (сопроводительное письмо от 14.04.2023 Б/н (входящий N 5-5227 от 24.04.2023) в неполном объеме.
Обществом "Арсенал" представлены копии договоров поставки продукции N 38 от 16.02.2023, N 7 от 17.01.2023, N 32 от 10.02.2023, N 44 от 27.02.2023, заключенные с ООО "Алтын Омир" на закупку алкогольной продукции из республики Казахстан в РФ. Согласно приложенными к договорам ТТН от 20.02.2023 N 678, от 13.02.2023 N 550, от 27.02.2023 N 796, от 19.01.2023 N 201, пункт разгрузки в РФ указан: г. Челябинск, ул. Братская, д. 2.
Также обществом "Арсенад" представлены копии товарно-транспортных накладных от 01.02.2023 N 17695, от 16.12.2022 N 251992, от 09.01.2023 N 2415, от 16.08.2022 N 70915, от 28.11.2022 N 109188, от 14.10.2022 N 94534, от 20.02.2023 N 1/21, от 26.01.2023 N 16, от 08.02.2023 N 24, от 02.03.2023 N 31, от 20.02.2023 N 492, от 31.01.2023 N 281, от 28.02.2023 N АР000000007, от 21.02.2023 N АР000000005, от 21.02.2023 N АР000000006, от 13.02.2023 N АР000000004, от 20.02.2023 N 96, от 02.03.2023 N 184, от 10.02.2023 N 116, от 14.02.2023 N 124, от16.02.2023 N 134, от 21.02.2023 N 146, от 26.02.2023 N 160, от 01.03.2023 N 173, от 01.03.2023 N 56, от 02.03.2023 N ЦБ-308, от 20.02.2023 N 678, от 13.02.2023 N 550, от 27.02.2023 N796, от 19.01.2023 N 201, копия счет фактуры N 495 от 20.02.2023, в соответствии с которыми поставки алкогольной продукции осуществляются по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17.
Директором общества "Арсенал" Неверовым А.А. даны объяснения от 14.04.2023 Б/н.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.06.2023 N ЮЭ9965-23-83131255 сведения об обособленном подразделении общества "Арсенал", расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17.
Ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления 14.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении N АП04-2023/008-ЮЛ по факту совершения обществом "Арсенал" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Арсенал" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о привлечении заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии в действиях общества "Арсенал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях, направленных на оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъектами данного административного правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.
Исходя из системного толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ событие административного правонарушения, образует фактическое отсутствие документов, определенных федеральным законом и сопровождающих оборот алкогольной продукции, а также отсутствие документов на алкогольную продукцию, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции. Сведения, изложенные в данных документах, должны соответствовать фактически реализуемой или закупаемой алкогольной продукции и требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к документам и к самой алкогольной продукции.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе, товарно-транспортная накладная.
В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями этого Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации вправе осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Указанная деятельность относится к деятельности по обороту алкогольной продукции (исходя из легальных понятий "алкогольная продукция", "пиво", "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)" и "оборот", данных в пунктах 7, 13.1, 13.2 и 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ), а потому, осуществляя такую деятельность, предприниматели обязаны соблюдать установленные законом требования к осуществлению этой деятельности, включая требование о подтверждении легальности оборота алкогольной продукции соответствующими товарно-сопроводительными документами.
Нарушение указанных нормативных требований образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что на спорную алкогольную продукцию у общества "Арсенал" имелись товарно-транспортные накладные, которые в ходе проверки представлены административному органу. Доказательств недостоверности указанных товарно-транспортных накладных в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд признал опровергнутым вывод административного органа об отсутствии у лица обязательных сопроводительных документов на выявленную алкогольную продукцию.
Таким образом, действия общества "Арсенал" не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Также суд первой инстанции указал на невозможность привлечения общества "Арсенал" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, применив положений статьи 4.4 КоАП РФ. Так постановлением от 11.08.2023 N 3-721/2023, вынесенным по результатам рассмотрения материалов административного дела, собранного по результатам того же контрольного мероприятия, общество "Арсенал" привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 75 000 руб. без конфискации продукции, явившейся предметом административного правонарушения. Указанное постановление вступило в законную силу и исполнено обществом "Арсенал", в подтверждение чего представлена копия платежного поручения от 26.10.2023 N 468 об уплате наложенного мировым судьей судебного участка N 1 административного штрафа.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ введен запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля в отношение субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Так, буквальное толкование части 5 статьи 4.4. КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что все выявленные в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия должны квалифицироваться либо по одной и той же статье КоАП РФ, либо по одной и той же части статьи КоАП РФ.
В рассматриваемом случае деяния общества "Арсенал" квалифицированы как по разным частям одной статьи, так и по разным статьям КоАП РФ, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения части 5 статьи 4.4. КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 статьи 4.4 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, условием применения вышеназванной статьи является подведомственность дел о привлечении к административной ответственности одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
В соответствии с часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.19 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. При этом на основании указанной статьи дела по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ подлежат рассмотрению арбитражными судьями, дела по ст. 14.19 КоАП РФ подведомственны мировым судьям.
На основании изложенного настоящее дело о привлечении общества "Арсенал" к административной ответственности по статье 14.16 КоАП РФ передано на рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, а дело о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ рассмотрено мировым судьей судебного участка N 10 по делу N3-721/2023 от 11.08.2023. Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, общество "Арсенал" привлекается к ответственности за совершение правонарушения при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых не подведомственно одному и тому же судье.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает неверным применение судом первой инстанции частей 5, 6 статьи 4.4. КоАП РФ.
Неверный вывод относительно возможности применения положений ст. 4.4 КоАП РФ не привел к принятию неправильного решения, исходя из ранее сделанного судом вывода об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на тот факт, что общество "Арсенал" не имело подключения к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/17, не опровергает выводы суда об отсутствии правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, как указано ранее, по ст. 14.19 КоАП РФ привлечение к ответственности состоялось постановлением от 11.08.2023 N 3-721/2023.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2023 по делу N А76-20518/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20518/2023
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ООО "АРСЕНАЛ"