Екатеринбург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А47-1231/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Ивановой С. И., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - отделение, фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2023 по делу N А47-1231/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Твой выбор" (далее - общество "Твой выбор", общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М тип формы "исходная" за апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, март 2019 года в общей сумме 3000 руб.
Решением суда от 11.12.2023 (судья Лазебная Г.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 (судьи Арямов А.А., Калашник С.Е., Корсакова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В своей кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 2000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М с типом "исходная" за сентябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и март 2019 года, как вынесенные с нарушением норм материального права. Выражая несогласие с выводами судов о том, что срок на обращение в суд с данными требованиями им пропущен, фонд полагает, что исчислять его необходимо с даты фактического предоставления страхователем необходимых сведений, а не с момента, когда срок на представление этих сведений истек.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, фондом проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М с типом формы "исходная", в ходе которых выявлено, что сведения представлены с нарушением установленного срока, в частности, за апрель 2018 года - 21.05.2018, за июнь 2018 года - 20.07.2018, за сентябрь 2018 года - 22.10.2018, за ноябрь 2018 года - 26.12.2018, за декабрь 2018 года - 27.01.2019, за март 2019 года - 29.04.2019.
По результатам проверки страховщиком составлены соответствующие акты и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому правонарушению.
Требованиями от 28.05.2019, от 12.07.2019, от 06.08.2019, от 17.09.2019, от 25.09.2019 и от 18.11.2019, сформированными на основании указанных решений, обществу предложено уплатить финансовые санкции в добровольном порядке.
Неисполнение обществом данных требований послужило основанием для обращения фонда 26.10.2022 в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом Оренбургской области 03.11.2022 по делу N А47- 16238/2022 вынесен судебный приказ о взыскании с общества "Твой выбор" финансовых санкций в общей сумме 3000 руб.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2022 по делу N А47- 16238/2022 судебный приказ отменен.
В связи данными обстоятельствами отделение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о пропуске отделением установленного законом срока на обращение в суд.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов в обжалуемой части верными, соответствующими материалам дела и нормам права.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" (действовало на момент представления страхователем сведений).
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ-СТАЖ).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению порядок исчисления сроков, установленных законодательствам о налогах и сборах (статья 6.1 НК РФ), а также сроки, установленные пунктом 2 статьи 88 НК РФ (на проведение проверки), на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ).
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), проверка соблюдения установленных пунктом 2 статьи 48, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 Постановления N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду не установления в Законе N 27-ФЗ сроков на проведение проверки и составление акта, а также срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций подлежат применению сроки, установленные пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - 3 месяца на проведение проверки, 10 дней на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ), 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (применительно к пункту 2 статьи 48 НК РФ).
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (применительно к пункту 2 статьи 48 НК РФ).
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию финансовых санкций в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания со страхователя неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя совокупность следующих сроков: 3 месяца на проведение проверки, 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (плюс 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на доставку решения, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на вынесение и направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Аналогичный порядок расчета совокупности сроков для обращения страховщика в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Согласно части 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Твой выбор" не исполнило надлежащим образом обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предоставив фонду сведения по форме СЗВ-М за апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и март 2019 года с нарушением установленных законом сроков (21.05.2018, 20.07.2018, 22.10.2018, 26.12.2018, 27.01.2019 и 09.04.2019 соответственно).
Указанные нарушения фондом выявлены и зафиксированы в актах лишь 13.03.2019, 09.07.2019, 28.05.2019, 04.09.2019, 26.04.2019, 15.07.2019, что и послужило основанием для вынесения соответствующих решений о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и направления в адрес страхователя требований об уплате штрафов.
Признавая, что самое раннее из правонарушений, в связи с совершением которого фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, совершено 16.05.2018 - момент истечения установленного срока для предоставления сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за апрель 2018 года, суды пришли к верному выводу о том, что к моменту обращения фонда с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества финансовых санкций (26.10.2022) и тем более на момент подачи рассматриваемого заявления (03.02.2023) отделение пропустило сроки, предусмотренные частью 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В своих выводах суды правомерно исходили из того, что допущенные обществом нарушения должны были быть выявлены отделением не в момент фактического предоставления сведений страхователем, а в момент истечения установленного срока для их предоставления, то есть: за апрель 2018 года - не позднее 16.05.2018; за июнь 2018 года - не позднее 16.07.2018; за сентябрь 2018 года - не позднее 16.10.2018; за ноябрь 2018 года - не позднее 17.12.2018; за декабрь 2018 года - не позднее 16.01.2019; за март 2019 года - не позднее 16.04.2019, поскольку именно в эти даты фонд должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
То обстоятельство, что правонарушения зафиксированы фондом актами, составленными после фактического предоставления страхователем необходимых сведений, а не в момент совершения правонарушений, суды верно сочли не изменяющим порядок исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке и не свидетельствующим об обоснованности исчисления этих сроков с даты фактического принятия решений, поскольку в данном случае фондом нарушены процессуальные сроки проведения проверки, что повлекло за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Несоблюдение сроков проведения проверок влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности.
В соответствии с правовой позицией Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Информационного письма Президиума от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Истечение срока давности обращения в суд исключает возможность удовлетворения заявленных требований о взыскании финансовых санкций в силу части 2 статей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
С учетом изложенного суды правомерно отказали фонду о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление последним сведений по форме СЗВ-М за все заявленные периоды, в том числе за сентябрь, ноябрь, декабрь 2018 года и март 2019 года, поскольку суммы финансовых санкций, примененных за эти месяцы вошли в общую сумму штрафов (3000 руб.), предъявленную ко взысканию в судебном порядке в соответствии с частью 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В остальной части судебные акты не обжаловались.
Порядок исчисления процессуальных сроков на обращение в арбитражный суд, предлагаемый отделением в кассационной жалобе, в частности срока на составление акта проверки и вынесение решения, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, кроме того способен поставить в неравное положение страхователей, которые предоставили необходимые сведения индивидуального (персонифицированного) учета, но с нарушением установленного законом срока, и страхователей, которые не предоставили этих сведений вовсе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Таким образом исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2023 по делу N А47-1231/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М, указав на пропуск установленного срока обращения в суд. Суд установил, что правонарушения были выявлены с нарушением процессуальных сроков, что исключает возможность взыскания санкций. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2024 г. N Ф09-2729/24 по делу N А47-1231/2023