Екатеринбург |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А60-53688/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" (далее - заявитель, предприятие "Газовые сети", предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 по делу N А60-53688/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие
- представитель предприятия "Газовые сети" - Валов И.Ю. (доверенность от 09.01.2024 N 002/2024, диплом);
- представитель Нижнетагильского территориального отдела Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) - Токарева Е.А. (доверенность от 09.01.2024 N Д-332-1, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятия "Газовые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению об оспаривании постановления от 28.09.2023 N 23-00-24/47 (далее - постановление) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Невьянская городская прокуратура (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятия "Газовые сети" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы предприятием приведены доводы о том, что заявитель не мог эксплуатировать сети газоснабжения Герасимова А.Л. в период с 01.04.2012 по 01.12.2022, должностным лицом неверно установлен период эксплуатации сетей газораспределения.
Отмечает, что техническая документация по сетям газораспределения отсутствует, класс опасности газопроводов не определен. При этом обязанность газораспределительной организации заключать с собственником сетей газоснабжения какие-либо договоры законодательством не предусмотрена.
Предприятие "Газовые сети" указывает, что у него отсутствовала возможность по соблюдению требований действующего законодательства.
Также заявителем оспаривается сам факт эксплуатации объектов Герасимова А.Л.. При этом извлечение прибыли рассматривается как неотъемлемая часть "эксплуатации".
Считает, что отсутствует состав административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушение или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой в период с 22.11.2022 по 01.12.2022 проведена проверка на предмет соблюдения предприятием "Газовые сети", осуществляющего деятельность в сфере газификации на территории Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, законодательства о газоснабжении, законодательства о промышленной безопасности, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В адрес управления поступило письмо от 07.12.2022 N 02-09-22 (от 12.12.2022 вх. N 332/33560) Невьянского городского прокурора старшего советника юстиции Е.В. Корнилова о направлении для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении предприятия "Газовые сети", по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На основании обнаружения факта нарушений составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, постановлением предприятие "Газовые сети" привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным и необоснованным, предприятие "Газовые сети" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, законности оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона предусматривает действия (бездействие), которые выразились в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий.
Субъектами являются граждане, должностные лица, юридические лица, в том числе те, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), абзацу 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
На основании статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требование промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Исходя из ответов администрации Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский предприятие "Газовые сети" является единственной организацией, осуществляющей газораспределительную деятельность ГРО на территории Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, заявителем должным образом не опровергнуто, что предприятие "Газовые сети" осуществляет поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам и с использованием технологических устройств, находящихся в собственности Герасимова А.Л.
Факт принадлежности указанных в рассматриваемом деле объектов Герасимову А.Л. подтверждается решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2022 по делу N А60-43528/2021 (вступило в законную силу 04.07.2022). Также указанным решением установлен факт отнесения рассматриваемых объектов к опасным производственным объектам и отсутствия их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Следовательно, предприятие "Газовые сети", осуществляя поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам с использованием технологических устройств, находящихся в собственности Герасимова А.Л., в соответствии с Законом N 116-ФЗ, фактически является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, ввиду чего обязана соблюдать положения Закона N 116-ФЗ.
Судами установлены факты нарушения предприятием "Газовые сети" положений статей 2, 9, Приложения 1 Закона N 116-ФЗ, пункта 12 статьи 12 Закона N 99-ФЗ. Указанное подтверждено материалами дела, в том числе материалами проверки прокуратуры, протоколом об административном правонарушении. Иное не доказано.
Судами верно указано, что предприятием, как организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, не проведена идентификация объектов технического регулирования в качестве сети газопотребления предприятия с последующей регистрацией в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ. Также заявителем не оформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности.
Достаточных доводов, свидетельствующих об освобождении предприятия "Газовые сети" от обязанности соблюдать требования промышленной безопасности при эксплуатации указанных в материалах дела объектов не приведено.
Период в течение которого предприятие осуществляет поставку и транспортировку природного газа по местным газораспределительным сетям и магистральным газопроводам Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский определен верно, на основании материалов дела. Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предприятия "Газовые сети" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие имело возможность исполнить надлежащим образом требования действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Иное не доказано. В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в действиях заявителя доказано.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Опечатки исправлены управлением, в соответствии с положениями части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ. Исправление правомерно, на верное разрешение спора не влияет, не ущемляет права предприятия.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ (год).
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
Приведенные в кассационной жалобе доводы предприятия "Газовые сети" не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 по делу N А60-53688/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприятие имело возможность исполнить надлежащим образом требования действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Иное не доказано. В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в действиях заявителя доказано.
...
Опечатки исправлены управлением, в соответствии с положениями части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ. Исправление правомерно, на верное разрешение спора не влияет, не ущемляет права предприятия.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ (год).
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2024 г. N Ф09-1938/24 по делу N А60-53688/2023