г. Пермь |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А60-53688/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц - связи с Арбитражным судом Свердловской области представителя заинтересованного лица, Свиридовой Э.Р., действующей по доверенности от 30.02.2023, предъявлены паспорт, диплом;
в судебное заседание явился представитель заявителя, Валов И.Ю., действующий по доверенности от 09.01.2024, предъявлен диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 декабря 2023 года
по делу N А60-53688/2023
по заявлению государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" (ИНН 6659106560, ОГРН 1046603149240)
к Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345)
третье лицо: Невьянская городская прокуратура,
об оспаривании постановления от 28.09.2023 N 23-00-24/47 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятия Свердловской области "Газовые сети" (далее - заявитель, ГУП "Газовые сети", предприятие) обратилось к Нижнетагильскому территориальному отделу Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление, Ростехнадзор) об оспаривании постановления от 28.09.2023 N 23-00-24/47 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Невьянская городская прокуратура.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить; признать незаконным и отменить постановление от 28.09.2023 N 23-00-24/47 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере 200 000; производство по делу об административном правонарушении прекратить.
По мнению заявителя жалобы, решение суда незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению апеллянта, делая вывод об отнесении объектов к опасным производственным объектам на основании того, что они были зарегистрированы в реестре ОПО с 03.07.2013 по 21.11.2018, судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку с 21.11.2018 состав и характеристики сетей газораспределения могли измениться; сведений о текущем состоянии объектов/технических устройств материалы дела об административном правонарушении не содержат. Также заявитель полагает, что его доводу об отсутствии эксплуатации сетей индивидуального предпринимателя ввиду невозможности включения затрат на содержание газопроводов ИП Герасимова А.Л. в состав тарифа ГУП СО "Газовые сети", судом необоснованно не дана правовая оценка. Настаивает, что вынесенное постановление противоречит вступившим в законную силу судебным решениям Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27.03.2017 по делу N 2-844/2017, Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-43528/2021. Предприятие убеждено, что допущенные в постановлении неточности нельзя отнести к опечаткам, не изменяющим содержание постановления. Указывает, что из буквального толкования Постановления и решения суда первой инстанции следует, что объекты ИП Герасимова АЛ. эксплуатируются ГУП СО "Газовые сети" именно в период с 01.04.2012 по 01.12.2022, что не соответствует действительности, т.к. право собственности на свои объекты ИП Герасимов А.Л. зарегистрировал 30.06.2014 и 03.03.2015.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц - связи с Арбитражным судом Свердловской области представитель административного органа возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва.
Невьянская городская прокуратура, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечила, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Невьянской городской прокуратурой в период с 22.11.2022 по 01.12.2022 проведена проверка на предмет соблюдения ГУП "Газовые сети", осуществляющего деятельность в сфере газификации на территории Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, законодательства о газоснабжении, законодательства о промышленной безопасности, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В адрес Уральского управления Ростехнадзора поступило письмо от 07.12.2022 N 02-09-22 (вх. N 332/33560 от 12.12.2022) Невьянского городского прокурора старшего советника юстиции Е.В. Корнилова о направлении для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ГУП "Газовые сети", по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
На основании обнаружения факта нарушений составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, постановлением о назначении административного наказания N 23-00-24/47 от 28.09.2023 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, ГУП "Газовые сети" привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что постановление является незаконным и необоснованным, ГУП "Газовые сети" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, законности оспариваемого постановления.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что не имеется основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения является порядок деятельности в области промышленной безопасности.
Объективная сторона состава правонарушения заключается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Субъективная сторона данного административного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Согласно пункту 2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее также - Технический регламент), его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Исходя из пункта 1 Технического регламента он принимается для защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности.
Разделом II Технического регламента определены правила идентификации объектов технического регулирования. Согласно подпункту "а" пункта 11 Технического регламента объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газопотребления, если транспортирует природный газ к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, - с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля.
Разделом IX Технического регламента предусмотрены требования для оценки соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям этого технического регламента.
В свою очередь, в соответствии с положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетически установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности указанной сфере.
В частности, Федеральная служба по экологическому, технологическому атомному надзору является, в числе прочего, уполномоченным органом в промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности); органом федерального государственного строительного надзора.
Исходя из преамбулы Закона N 116-ФЗ этот Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
На основании статьи 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ к опасным производственным объектам отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к данному Закону.
Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (пункт 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В силу пункта 2 статьи 2 Закон 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и абзацем 5 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не опровергнуто заявителем, ГУП "Газовые сети" осуществляет поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам и с использованием технологических устройств, находящихся в собственности Герасимова А.Л., расположенным по адресам:
1. Здание газораспределительного пункта пл. 34,8 кв.м., литер А, усл. N 66:67:0101018:63, адрес: р.п. Верх-Нейвинский, ул. Евдокимова, 31-а;
2. Часть газопровода высокого давления протяженностью 3621 м., в т.ч. участок газопровода от ГРС на ул. К. Маркса через условную точку А, через ГК 1 на ул. Ленина до ограждения завода "ВЦМ", протяженностью 2600 м., литер 1; участок газопровода от точки на ул. Ленина через ГК 2 на ул. Мира до ГРП на ул. Евдокимова, протяженностью 1021 м., литер 1, усл. N 66:67:0000000:590 адрес: р. п. Верх-Нейвинский;
3. Здание газораспределительного пункта N 1 пл. 16,1 кв. м., литер 1, усл. N 66:15:3101001:155, адрес: Невьянский район, п. Калиново, ул. Свердлова, 22-б;
4. Здание газораспределительного пункта N 2 пл. 16,3 кв.м, литер 2, усл N 66:15:3101003:77, адрес: Невьянский район, п. Калиново, ул. Малоозерная, 33-а;
5. Часть газопровода высокого давления протяженностью 3029 м, в т.ч. участок газопровода от ГРС через ГК 1, ГК 2 на ул. Свердлова, ГК 3, ГРП-1 до ограждения территории химзавода (литер 1А), протяженностью 2989 м; участок газопровода от ГК 2 до ГРП-2 и до здания котельной больничного городка (литер 1Б), протяженностью 40 м; усл. N 66:15:0000000:3793, адрес: Невьянский район, п. Калиново;
6. Здание газораспределительного пункта N 1 пл. 16,4 кв.м, литер 1, усл. N 65:15:1501004:379, адрес: г. Невьянск, ул. Челюскинцев, д.9-а;
7. Здание газораспределительного пункта N 2 пл. 32 кв.м., литер, усл. N 66:15:1501005:321, адрес: г. Невьянск, ул. Мамина-Сибиряка, 20-а;
8. Здание газораспределительного пункта N 3 пл. 32,8 кв.м., литер 3,усл. N 66:15:1501011:251, адрес: г. Невьянск, ул. Л. Толстого, 63-а;
9. Здание газораспределительного пункта N 8 пл. 16,3 кв.м., литер 4, усл. N 66:15:1501024:167, адрес: г. Невьянск, ул. Ленина, 19-а;
10. Здание газораспределительного пункта N 9 пл. 15,7 кв.м., усл. N 66:15:1501022:295, адрес: г. Невьянск, ул. Чапаева, 5-а;
11. Здание газораспределительного пункта N 11, пл. 17,3 кв.м., литер 6, адрес: Невьянский район, п. Цементный, ул. Чапаева, 4-а;
12. Здание газораспределительного пункта N 13, пл. 15,5 кв.м., литер 7, адрес: г. Невьянск, ул. Луговая, 2-а;
13. Здание газораспределительного пункта N 15 пл. 12,3 кв.м., литер 8, усл. N 66:15:1401002:114, адрес: Невьянский район, п. Цементный, ул. Школьная, 5-а;
14. Газопровод высокого давления от точки врезки 1 на ул. Долгих до ГРП 9 протяженностью 468 м, литер Б, усл. N 66:15:0000000:4026, адрес: г. Невьянск;
15. Газопровод высокого давления, усл. N 66:15:0000000:3849, в т.ч.: от точки врезки 2 по ул. Долгих, по ул. Мира через ГК 27 по ул. Первомайской, ул. 8 Марта до точки 2а, протяженностью 1266-м.; от точки врезки 2а через ГК 28 до точки 11, точки 9 до врезки 9а в газопровод бывшего завода стройматериалов, протяженностью 770 м.; от точки врезки 9 через ГК 6 на ул. Чкалова, по ул. Свободы, через точку 16, ГК 5 до точки 18 на ул. Кирова, протяженностью 2174 м.; от точки врезки 11 на ул. 8 Марта, по ул. Осипенко до ШГРП, протяженностью 52 м.; от точки врезки 16 по ул. Свободы до ГРП-3 на ул. Толстого, протяженностью 64 м.; от точки врезки 6 на ул. Ленина через ГК 10, по ул. К. Маркса, ул. Вайнера до ответного фланца после задвижки на котельной по ул. Вайнера, протяженностью 456 м.; от точки врезки 5 через ГК 12, точку 17, точку 7 до точки 18 по ул. Кирова, от точки 7 на ул. Кирова по ул.Володарского до ГК 11 хлебокомбината, протяженностью 1515 м.; от точки врезки 18 на ул. Кирова, через точку 10, ГК-24 по ул. Кирова до задвижки на газопроводе высокого давления на территории бывшего мясокомбината, протяженностью 1703 м.; от точки врезки 10 на ул. Кирова через ГК 25 до ГРП1, протяженностью 368 м.; от точки врезки 18а на ул. Кирова по ул. М. Сибиряка до ГРП-2, протяженностью 14 м.; от точки врезки 17 на ул. Кирова по ул. Бр. Игнатовых до ШГРП, протяженностью 178 м.; от точки врезки 6 до точки 5 по ул. Ленина, протяженностью 125 м.; литер 9В, адрес: Невьянский район, г. Невьянск;
16. Газопровод высокого давления от точки врезки 22 на ул. Долгих через ГК-18 до ГРП 13 протяженностью 392 м., литер 9Д, усл. N 66:15:0000000:4001, адрес: Невьянский район, г. Невьянск;
17. Газопровод высокого давления от точки врезки Д участка газопровода литера 9А по ул. Ленина в п. Цементный через ГК 34 до ГРП-15 протяженностью 175-м., литер 9Е, усл. N 66:15:00000003880, адрес: Невьянский район, г. Невьянск;
18. Газопровод высокого давления от точки врезки Г участка газопровода литера 9А до задвижки на газопроводе перед котельной ЖБИ протяженностью 380 м., литер 9Ж, усл. N 66:15:0000000:3986, адрес: Невьянский район, г. Невьянск;
19. Газопровод высокого давления от точки врезки 4 на ул. Ленина до ГРП-8 протяженностью 40 м., литер 9И, усл. N 66:15:0000000:3798, адрес: Невьянский район, г. Невьянск.
Исходя из ответов администрации Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский ГУП СО "Газовые сети" является единственной организацией, осуществляющей газораспределительную деятельность ГРО на территории Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский.
Факт принадлежности вышеназванных объектов ИП Герасимову А.Л. подтверждается решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2022 (Дело N А60-43528/2021) (вступило в законную силу 04.07.2022).
Также названным решением установлен факт отнесения вышеуказанных объектов к опасным производственным объектам и отсутствия их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, ГУП СО "Газовые сети", осуществляя поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам с использованием технологических устройств, находящихся в собственности ИП Герасимова А.Л., в соответствии с Законом N 116-ФЗ, фактически является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект и в силу прямого указания преамбулы Закона N 116 обязана соблюдать положения Закона N116-ФЗ, требования которого определяют правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлены на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что на ИП Герасимова А.Л. возложен ряд обязанностей, связанных с эксплуатацией принадлежащих ему объектов, не освобождает ГУП "Газовые сети" от обязанности соблюдать требования промышленной безопасности при эксплуатации им этих же объектов.
Таким образом, с учетом того, что вышеуказанные адреса объектов в лицензии не указаны, судами установлено, что ГУП "Газовые сети" в период с 01.04.2012 по 01.12.2022 в нарушение ст.ст. 2, 9, а также Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", использует для транспортировки природного газа до конечного потребителя вышеназванные объекты систем газоснабжения Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, не зарегистрированные как опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов, действующая лицензия ГУП СО "Газовые сети" не переоформлена, вышеуказанные адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензию не включены.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, сами по себе газопроводы и расположенные на них технологические устройства (без наличия в них природного газа), находящиеся в собственности Герасимова А.Л., не обладают признаками опасности, которые позволили бы их идентифицировать, как опасные производственные объекты. Признак опасности, появляется на данных объектах только тогда, когда ГУП "Газовые сети" начинает транспортировать в указанных в приложении 2 к Закону N 116-ФЗ количествах опасные вещества, а именно горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (природный газ).
Вышеуказанные объекты имеют признаки опасности: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ в количествах, указанных в приложении 2 к Закону N 116-ФЗ.
Таким образом, заявитель эксплуатирует (транспортируя по ним природный газ) сооружения и технологические устройства под давлением природного газа свыше 0,005 МПа.
Факт транспортировки газа с использованием спорных объектов предприятием не оспаривается.
Как следует из постановления административного органа, предприятием, как организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, не проведена идентификация объектов технического регулирования в качестве сети газопотребления предприятия с последующей регистрацией в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ, обязанность которой предопределена тем, что к газоиспользующему оборудованию, транспортируется природный газ среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 мегапаскаля включительно).
Также обществом не оформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности.
Судом первой инстанции верно отмечено, что ссылка на давление свыше 0,005 Мпа, связана с тем, что ранее объекты и технические устройства, указанные в оспариваемом постановлении находились в пользовании заявителя и были зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (с 03.07.2013 за ГУП "Газовые сети" было зарегистрировано два ОПО: "Сеть газоснабжения городского округа "Верх-Нейвинский" (peг. N А54-04281-0029) и "Сеть газоснабжения Невьянского городского округа" (peг. N А54-04281-030).
01.11.2018 ГУП "Газовые сети" обратился в Уральское управление Ростехнадзора с заявлением об изменении состава ОПО peг. N А54-04281-030, а 21.11.2018 - с заявлением об исключения ОПО peг. N А54-04281-029 из реестра.
К данным заявлениям были приложены справки и сведения, характеризующие ОПО, согласно которым давления в данных объектах 0,005 Мпа и выше.
В соответствии с Законом N 116-ФЗ, сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного и сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа включительно, являются опасными производственными объектами, рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа. Газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица или индивидуальные предприниматели).
Арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что выявленные в деятельности заявителя нарушения Технического регламента, Закона N 116-ФЗ, Закона N 99-ФЗ подтверждаются материалами проверки Невьянской городской прокуратурой, протоколом об административном правонарушении и предприятием документально не оспорены.
Вопреки доводам подателя жалобы указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения" предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у юридического лица ГУП "Газовые сети" имелась возможность по соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако, ГУП "Газовые сети" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства. Доказательств подтверждающих, что ГУП "Газовые сети" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении административного правонарушения, подтверждается совокупностью исследуемых в процессе производства административного дела доказательств, которые ни чем не опровергаются, являются достоверно установленными, согласуются между собой и позволяют в полном объеме установить обстоятельства правонарушения
Апелляционным судом также учтено, что предприятие осуществляет деятельность в соответствии с Уставом, одной из целей его деятельности является получение прибыли (п. 15 Устава ГУП "Газовые сети").
При этом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ не содержит такого составляющего как наличие или отсутствие извлеченной или извлекаемой прибыли, следовательно, прибыль не имеет значение для дела, так как заявитель привлечен к административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности (Положения Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, получения или неполучения прибыли от эксплуатации объектов, не освобождает от обязанности соблюдать требования промышленной безопасности).
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Опечатки, на которые ссылается заявитель, исправлены в соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, путем вынесения определения об исправлении опечаток от 20.10.2023 и направления его в адрес заявителя, что подтверждается приложенными в материалы дела документами. Как верно указано судом, исправленные опечатки не являются существенными, их исправление не изменяет содержания постановления, не затрагивает изменения описания фактических обстоятельств, не приводит к изменению существа принятого постановления.
Довод, связанный с неверным указанием периода пользования объектами газоснабжения, также подлежит отклонению ввиду его несостоятельности.
Так, текст постановления прокуратуры звучит следующим образом (стр. 2 абз. 3): "Установлено, что ГУП СО "Газовые сети" в период с 01.04.2012 по 01.12.2022 осуществляет поставку и транспортировку природного газа по местным газораспределительным сетям и магистральным газопроводам Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, является единственной организацией, осуществляющей гарантированную поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам системы газоснабжения. ГУП СО "Газовые сети" осуществляет поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам и с использованием технологических устройств, находящихся в собственности ИП Герасимова А.Л., расположенным по адресам..."
Текст оспариваемого постановления (стр. 2 абз. 2): "В результате проверки установлено, что ГУП СО "Газовые сети" в период с 01.04.2012 по 01.12.2022, осуществляет поставку и транспортировку природного газа по местным газораспределительным сетям и магистральным газопроводам Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, является единственной организацией, осуществляющей гарантированную поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам системы газоснабжения. ГУП СО "Газовые сети" осуществляет поставку и транспортировку природного газа по трубопроводам и с использованием технологических устройств, находящихся в собственности Герасимова А.Л., расположенным по адресам_"
Ни в одном из процессуальных документов не указано, что ГУП "Газовые сети" эксплуатирует сети газоснабжения, принадлежащие ИП Герасимову А.Л. в период с 01.04.2012 по 01.12.2022.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Постановление вынесено компетентным административным органом, в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Состав указанной статьи является формальным и правонарушение считается законченным с момента невыполнения требований промышленной безопасности. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, находились ли опасные производственные объекты в собственности общества, поскольку материалами дела доказано, что фактически общество осуществляло эксплуатацию данного объекта.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ не установлено.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года по делу N А60-53688/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53688/2023
Истец: ГУП СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГАЗОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Невьянская городская прокуратура