Екатеринбург |
|
23 июля 2024 г. |
Дело N А50-7470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Суспициной Л.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2023 по делу N А50-7470/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента имущественных отношений Администрации города Перми - Глухарева А.А. (доверенность от 15.12.2023);
публичного акционерного общества "Россети Урал" - Березина А.П. (доверенность от 20.12.2022).
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (после переименования - публичное акционерное общество "Россети Урал", далее - общество "Россети Урал") о признании отсутствующим права собственности ответчика на следующее имущество:
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5073 до ул. Петропавловской, 37, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5076 до
ул. Крисанова, 26а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5151 до ул. Пушкина, 108а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:4410192:10;
кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ на участке от ТП-5084 до муфты, расположенной в точке с координатами 518301,70 2231818,84 МСК-59, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5084 до ул. Сибирской, 11 и от ТП-5084 до ул. Сибирской, 9, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5100 до ул. Екатерининской, 174, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5134 до ул. Луначарского, 21, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77467;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участках от ТП-5147 до ул. Екатерининской, 166 и перемычки от точки с координатами 517354,85 2230788,06 МСК-59 до точки с координатами 517332,23 2230718,24 МСК-59, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5073 до ул. Газеты Звезда, 9, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-6010 до пр. Комсомольский, 31а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:4410569:912;
кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ 5233-5279, 5102-5279, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ ТП-5268 - ТП-5279, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:48616;
здание трансформаторной подстанции ТП/6/0,4 кВ ТП-5084, входящее в объект с кадастровым номером N 59:01:0000000:47734.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное предприятие "Пермводоканал", государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель поясняет, что спорные объекты являются объектами инженерной инфраструктуры городов, отнесенными согласно приложению 3 к постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) к муниципальной собственности. Заявитель настаивает на том, что право собственности муниципального образования город Пермь на спорные объекты возникло на основании постановления N 3020-1 именно как на объекты инженерной инфраструктуры городов, поскольку функционирование данных объектов направлено на обеспечение жизнедеятельности населенного пункта, в этой связи право собственности ответчика на указанные объекты не возникло и возникнуть не могло.
Далее, по мнению заявителя, документы, предоставленные ответчиком, также не подтверждают его право собственности на спорные объекты. Заявитель полагает, что состав имущества приватизируемого предприятия подлежал определению на момент преобразования государственного предприятия в акционерное общество, изменение состава имущества, перешедшего в собственность акционерного общества при приватизации, путем издания распоряжений об утверждении перечней имущества законом не предусмотрено. Предоставленные обществом документы, датированные 2001 г., не могут свидетельствовать о том, что указанные в них объекты вошли в уставной капитал общества с момента его приватизации в 1992 г. Кроме того, заявитель ссылается на решения судов общей юрисдикции 2014 г. о признании сооружений бесхозяйными, что подтверждает возникновение права муниципалитета на спорное имущество.
Также, по мнению заявителя, не обоснован вывод судов о том, что спорные объекты изначально входили в состав имущества государственного производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" и вошли в уставный капитал созданного в результате его приватизации АООТ "Пермэнерго", как не подтвержденный документально. Заявитель отмечает, что ответчик является территориальной сетевой организацией, представленные обществом в материалы дела акты технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности, акты расчета потерь электроэнергии по объектам сами по себе не могут подтверждать факт владения спорными сетями, поскольку составление указанных документов обусловлено спецификой деятельности общества как сетевой организации.
Кроме того, департамент утверждает, что муниципальное образование город Пермь является владеющим собственником спорных объектов, что подтверждено предоставленными договором аренды сооружения муниципальной собственности от 01.06.2006 N 9-194С, договором на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от 23.12.2011 N 22/11, договорами аренды электросетевого имущества муниципального образования город Пермь от 22.06.2015 N 07-368/2015, от 30.12.2016 N 07652/2016.
Помимо изложенного, по мнению заявителя, являются противоречивыми выводы судов в рамках настоящего дела, а именно суды указали на то, что объекты истца и ответчика не являются идентичными, однако, несмотря на это перешли к анализу оснований возникновения права собственности истца и ответчика и признали основания, заявленные муниципальным образованием, неправомерными.
Общество "Россети Урал" предоставило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом, в том числе путем предъявления иска о признании зарегистрированного права отсутствующим.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08).
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признанияи подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Указанное положение определяет порядок коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также их структурных подразделений.
В Указе Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 закреплено, что преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" утвержден Перечень объединений, предприятий и организаций, преобразуемых в акционерные общества, акции которых вносятся в уставный фонд Российского акционерного общества.
В указанный перечень включено Пермское производственное объединение энергетики и электрификации "Пермэнерго" (позиция N 51).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023), требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что право на спорные сооружения возникло в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
Пунктом 2 постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К указанным объектам отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Возражая против заявленных требований, ответчик сослался на приобретение спорных объектов в результате приватизации государственного производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго", указал, что спорные объекты изначально входили в состав имущества объединения, вошли в уставный капитал созданного в результате приватизации "Пермэнерго", объекты из фактического владения ответчика не выбывали, ответчик обслуживает объекты, входящие в электросетевые комплексы, соответствующие расходы на содержание включены в тариф.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что за муниципальным образованием "город Пермь" на праве собственности и за муниципальным предприятием "Пермводоканал" на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество - сооружение: электросетевой комплекс (ЭКС) "Ленинский район" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер 59:01:0000000:51576, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2022 N КУВИ-001/202218108628.
Описание электросетевого комплекса предприятия (перечень объектов в составе электросетевого комплекса предприятия) приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) "Ленинский район" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на август 2012 г. государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края".
По вопросам установления идентичности объектов по делу назначено проведение судебной экспертизы.
Согласно заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Техкадастргеодезия" Кутлина Г.В. от 11.10.2021 следующие объекты, входящие в состав электросетевого комплекса предприятия, совпадают (накладываются) по конфигурации с(на) объектами(ы), которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости за обществом:
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5075 до ж.д. по ул. Петропавловской, 37 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 KB от ТП-5073, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер N 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5076 до ж.д. по ул. Крисанова, 26а (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5076, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 5/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер N 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5151 до здания по ул. Пушкина, 108а (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5151, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Дзержинская" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер N 59:01:4410192:10 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ "Дзержинская" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 03.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ и воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-5084, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5100 до здания по ул. Екатерининская, 174 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5100, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ от ТП-5057 и ТП-5053 до ТП5084 по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 6кВ ф. Г.Звезда, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края;
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5134 до ж.д. по ул. Луначарского, 21 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5134, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Егошихинская" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер N 59:01:0000000:77467 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Егошихинская" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5147 до ж.д. по ул. Екатерининская, 166 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5147, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5075 ж.д. по ул. Газеты Звезда, 9 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи 0,4 кВ от ТП-5073, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края";
здание трансформаторной подстанции N 5084 по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с трансформаторной подстанцией ТП 6/0,4 кВ ТП-5084, которая входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Набережная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края" (стр. 10-11 заключения).
Кроме того, за муниципальным образованием "город Пермь" на праве собственности и за предприятием на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество - сооружение: кабельная линия 0,4 кВ, протяженностью 26 метров, от здания ТП 6010, конец - жилой дом по Комсомольскому проспекту 31а, кадастровый номер N 59:01:0000000:10152, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2022 N КУВИ-001/2022-18067818.
Описание указанного недвижимого имущества приведено в техническом паспорте по состоянию на 26.08.2009 ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Пермскому краю.
Согласно заключению кадастрового инженера указанный объект совпадает (накладывается) по конфигурации с(на) объектом(т), который зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости за обществом - кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП6010, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Кристалл" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер N 59:01:4410569:912 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6 кВ "Кристалл" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края".
Кроме того, за муниципальным образованием "город Пермь" на праве собственности и за предприятием на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество - сооружение: кабельная линия электропередачи 6 кВ, протяженностью 948 метров, по ул. Попова, 21, 23, кадастровый номер 59:01:4410103:996, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2022 N КУВИ-001/2022-18067888.
Описание указанного недвижимого имущества приведено в техническом паспорте на кабельную линию электропередачи 6 кВ по ул. Попова, 21, 23, составленном по состоянию на 02.10.2003 муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации города Перми".
Согласно заключению эксперта указанный объект совпадает (накладывается) по конфигурации с(на) объектом(т), который зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости за обществом: кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ от 5233-5279, 5102-5279, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) подстанция 35/6кВ "Центральная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленным по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием "Центр технической инвентаризации Пермского края".
Полагая, что право собственности на объекты муниципальной собственности необоснованно зарегистрировано также за ответчиком, истец обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что правопредшественник ответчика создан в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в процессе приватизации, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области от 15.12.1992 N 792-и, спорное имущество внесено в уставный капитал согласно плану приватизации, состав и стоимость вошедшего в уставный капитал имущества отражена в акте оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992, перечень имущества уточнен распоряжениями Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Пермской области от 19.06.2001 N 378-р, от 13.08.2001 N 556-р, в связи с чем признали, что ответчик с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица стал собственником спорного имущества.
Также суды учли, что ответчиком приведены доказательства регистрации прав на спорные сооружения в составе электросетевых комплексов, расположенных на территории Ленинского района города Перми: ЭСК подстанция 35/6 кВ "Егошихинская" с кадастровым номером 59:01:0000000:77467, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Набережная" с кадастровым номером 59:01:0000000:47734, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Кристалл" с кадастровым номером 59:01:4410569:912, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Дзержинская" с кадастровым номером 59:01:4410192:10, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Центральная" с кадастровым номером 59:01:0000000:77478.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что на момент принятия постановления N 3020-1 спорные объекты находились в ведении предприятия электроэнергетики, являлись федеральной собственностью, не подлежали отнесению к муниципальной собственности, стоимость объектов включена в уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе приватизации.
Доказательств выбытия спорных объектов из федеральной собственности до приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" в 1992 г. истцом не представлено.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что спорные объекты являются объектами инженерной инфраструктуры города, в силу закона относятся к муниципальной собственности, часть объектов передана в муниципальную собственность из федеральной собственности отдельными решениями уполномоченных органов, верно признаны судами необоснованными.
Далее исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к выводам о том, что ответчик является собственником спорного имущества, включенного в состав электросетевых комплексов, истцом не доказано фактическое владение спорным имуществом, в том числе не представлено доказательств фактического его обслуживания, проведения осмотров, осуществления ремонтов, несения расходов на содержание имущества, получения доходов от
его использования.
Доводы истца о том, что принадлежность объектов ответчику не подтверждена, представленные ответчиком правоустанавливающие документы не содержат подробных характеристик объектов, правомерно отклонены судами, поскольку способ идентификации объектов для целей их приватизации - указание на балансовую стоимость и год постройки - соответствовал законодательству о приватизации.
Ссылки заявителя жалобы на решения судов общей юрисдикции о признании сооружений бесхозяйными также рассмотрены судами и верно отклонены, поскольку указанные судебные акты вынесены без привлечения ответчика к участию в деле, исследования оснований возникновения прав на объекты, а также без учета проведения государственной регистрации права собственности ответчика на спорные объекты в составе электросетевых комплексов. Вопреки мнению истца указанными судебными актами спор о праве на спорное имущество не разрешен.
Ссылки истца на договоры аренды сооружения муниципальной собственности от 01.06.2006 N 9-194С, договор на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от 23.12.2011 N 22/11, договоры аренды электросетевого имущества муниципального образования город Пермь от 22.06.2015 N 07-368/2015, от 30.12.2016 N 07652/2016 правомерно отклонены судами ввиду того, что само по себе подписание указанных договоров в отсутствие доказательств непосредственной эксплуатации владение спорным имуществом не подтверждает, также указанные договоры не позволяют идентифицировать имущество. Невозможность идентификации имущества истца и ответчика на идентичность подтверждена заключением судебной экспертизы.
Ссылки департамента на решение Пермской городской Думы от 01.10.2002 N 110, постановление администрации города Перми от 09.11.2005 N 2644 правомерно отклонены судами ввиду того, что перечень сетей не позволяет сделать вывод об идентичности объектов, в частности судом выявлено несовпадение описания (литеры по техническому паспорту) и года ввода объекта в эксплуатацию.
Поскольку, в 1992 г. государственным органом уже было принято решение о передаче в собственность правопредшественника ответчика спорных объектов как объектов электроэнергетики, объекты к муниципальному образованию "Город Пермь" не переходили (и не передавались государством), право собственности муниципального образования на данные объекты не возникло.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не доказал как основание возникновения права, так и владение спорным имуществом, ответчик, напротив, представил доказательства передачи имущества уполномоченным представителем собственника в уставный капитал акционерного общества при приватизации, из владения ответчика имущество не выбывало, именно ответчик несет расходы на содержание имущества, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска департамента в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2023 по делу N А50-7470/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что правопредшественник ответчика создан в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в процессе приватизации, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области от 15.12.1992 N 792-и, спорное имущество внесено в уставный капитал согласно плану приватизации, состав и стоимость вошедшего в уставный капитал имущества отражена в акте оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992, перечень имущества уточнен распоряжениями Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Пермской области от 19.06.2001 N 378-р, от 13.08.2001 N 556-р, в связи с чем признали, что ответчик с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица стал собственником спорного имущества.
Также суды учли, что ответчиком приведены доказательства регистрации прав на спорные сооружения в составе электросетевых комплексов, расположенных на территории Ленинского района города Перми: ЭСК подстанция 35/6 кВ "Егошихинская" с кадастровым номером 59:01:0000000:77467, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Набережная" с кадастровым номером 59:01:0000000:47734, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Кристалл" с кадастровым номером 59:01:4410569:912, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Дзержинская" с кадастровым номером 59:01:4410192:10, ЭСК подстанция 35/6 кВ "Центральная" с кадастровым номером 59:01:0000000:77478.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что на момент принятия постановления N 3020-1 спорные объекты находились в ведении предприятия электроэнергетики, являлись федеральной собственностью, не подлежали отнесению к муниципальной собственности, стоимость объектов включена в уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе приватизации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2024 г. N Ф09-3102/24 по делу N А50-7470/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3102/2024
05.03.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14185/2023
13.11.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7470/2022
27.10.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7470/2022