г. Казань |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А06-7983/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приволжский район"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 (председательствующий судья Сорокин Н.А., судьи Блажнов Д.Н., Шарипов Ю.Р.)
по делу N А06-7983/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Булатова Дамира Каберовича к администрации муниципального образования "Приволжский район" о признании недействующим нормативного правового акта, с участием третьих лиц - Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, индивидуального предпринимателя Цикарадзе Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Булатов Дамир Каберович (далее - ИП Булатов Д.К., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления главы администрации муниципального образования "Приволжский район" (далее - администрация) от 23.03.2012 N 266 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 по делу N А06-7983/2013 заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации муниципального образования "Приволжский район" "Об утверждении муниципальной маршрутной сети" от 23.03.2012 N 266 признано несоответствующим Закону Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области", пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим полностью.
Администрация муниципального образования "Приволжский район", не согласившись с решением суда по делу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт. Считает, что принимала обжалованное постановление в пределах компетенции, поскольку организация транспортного обслуживания населения находится в соответствии с Федеральным законом от 06.10.20103 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований; маршрут N 1-П пролегает в границах Астраханской области между населенными пунктами, расположенными на территории одного муниципального района; индивидуальный предприниматель Булатов Д.К., обращаясь с заявлением о признании недействующим постановления администрации, использовал гражданские права в целях ограничения конкуренции, что недопустимо в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; судом не дана оценка доводу администрации о том, что обжалуемый акт не является нормативно-правовым.
Индивидуальный предприниматель Булатов Д.К. представил отзыв на кассационную жалобу, в которой просит оставить в силе решение суда первой инстанции, считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, несостоятельными, направленными на переоценку обстоятельств дела.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованного решения, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании обращения граждан, проживающих на территории муниципального образования "Приволжский район" о необходимости обеспечения данных граждан общественным транспортом, распоряжением главы администрации муниципального образования "Приволжский район" от 02.02.2012 N 38р создана рабочая группа по организации муниципальных маршрутов регулярного сообщения между поселениями в границах муниципального образования "Приволжский район".
По результатам работы комиссии постановлением главы администрации муниципального образования "Приволжский район" от 23.03.2012 N 266 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети" утвержден муниципальный маршрут N 1-П: "пос. Нартовский - Атал - Яксатово - с. Карагали - Поликлиника СРЗ - школа 374 - дет. Больница N 1 - Кулаковка - Три протока - дачи - с. Началово".
В целях реализации постановления главы администрации N 266 администрацией был проведен открытый конкурс на право использования маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом N 1-П, договор на пассажирские перевозки был заключен с индивидуальным предпринимателем Цикарадзе Е.А.
Считая, что постановление от 23.03.2012 N 266 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети" вынесено администрацией с превышением полномочий, индивидуальный предприниматель Булатов Д.К. обжаловал его законность в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу, что оспоренное постановление администрации противоречит Закону Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области", а также пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Так, к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями исключительно в границах муниципального района.
Организация транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении в Астраханской области регулируется Законом Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области", в соответствии с которым маршрутом межмуниципального сообщения является маршрут регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, пролегающий в границах Астраханской области между населенными пунктами, расположенными на территории различных муниципальных районов, городских округов или на территории муниципального района и городского округа (статья 3).
Судом первой инстанции установлено, что маршрут N 1-П пролегает не только по территории муниципального образования "Приволжский район", но и по территории районов города Астрахани, то есть является межмуниципальным маршрутом. Данный вывод не противоречит приведенному в Законе Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011 определению межмуниципального маршрута, так как закон не связывает понятие межмуниципального маршрута с нахождением в разных муниципальных образованиях начального и конечного пунктов такого маршрута. Для отнесения маршрута к межмуниципальному достаточно установить, что промежуточные остановки находятся на территории различных муниципальных образований.
В соответствии с Законом "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области" организацию транспортного обслуживания населения, включая открытие новых маршрутов межмуниципального сообщения, осуществляет исполнительный орган государственной власти Астраханской области, уполномоченный на осуществление государственной политики в области транспорта.
Таким органом в Астраханской области, обеспечивающим осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленности, в том числе автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, является Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, к полномочиям которого в сфере транспорта в соответствии с пунктом 2.1.7. Положения о Министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 210-П, относится, в том числе, формирование и ведение реестра маршрутов межмуниципального сообщения на территории Астраханской области.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что администрация муниципального образования "Приволжский район" обращалась в Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, от которого был получен ответ, что маршрут N 1-П "пос. Нартовский - с. Началово" не является маршрутом межмуниципального сообщения, так как начальный и конечный пункты маршрута расположены на территории одного муниципального образования, не подтвержден соответствующими доказательствами.
При этом в отзыве на заявление о признании недействующим нормативного правового акта (л.д. 49, 50) Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области указывает что, поскольку маршрут N 1-П проходит через границы двух муниципальных образований (МО "Приволжский район" и МО "Город Астрахань"), этот маршрут является межмуниципальным, но не внесен в реестр межмуниципальных маршрутов, так как министерством не открывался.
Довод кассационной жалобы о том, что индивидуальный предприниматель Булатов Д.К., обращаясь с заявлением о признании недействующим постановления администрации, использовал гражданские права в целях ограничения конкуренции, отклоняется судом как несостоятельный.
Довод кассационной жалобы о том, что обжалуемый акт не является нормативно-правовым также отклоняется судом.
Оспоренное постановление администрации отвечает всем признакам нормативного акта, приведенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 по делу N А06-7983/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу, что оспоренное постановление администрации противоречит Закону Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области", а также пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Так, к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями исключительно в границах муниципального района.
...
Оспоренное постановление администрации отвечает всем признакам нормативного акта, приведенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2014 г. N Ф06-6277/13 по делу N А06-7983/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6277/13
05.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12684/13
05.06.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7983/13
18.03.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2657/14
05.02.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7983/13