Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф06-2334/11
г. Казань
26 апреля 2011 г. |
Дело N А57-14975/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.02.2011 (председательствующий судья Викленко Т.И., судьи: Лескина Т.А., Пузина Е.В.)
по делу N А57-14975/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арбуз", г. Саратов, о признании недействующим со дня принятия постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2010 N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", при участии заинтересованного лица: администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Арбуз" с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2010 N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" как не соответствующего статьям 34, 71 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ).
Решением от 02.02.2011 Арбитражный суд Саратовской области признал постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2010 N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" не соответствующим закону, имеющему большую юридическую силу, статьям 34, 71 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 07.03.2005 N 11-ФЗ и недействующим полностью.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующее нормам материального права, в удовлетворении заявления - отказать.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 19.04.2011 14 час. 45 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 16.08.2010 администрацией издано постановление N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Постановление N 1952), опубликованное в газете "Саратовская панорама" от 18-24.08.2010 N 32 (756).
Постановлением N 1952 запрещается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива с содержанием этилового спирта более 0,5% объёма готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта в местах общественного питания, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", находящихся в диапазоне менее 100 м от любой точки периметра здания, в котором расположены детские, образовательные, медицинские организации, организации культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, до входной двери места общественного питания.
Считая, что Постановление N 1952 издано в нарушение закона, имеющего большую юридическую силу, Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ и влечет нарушение гарантированного статьей 34 Конституции Российской Федерации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, общество с ограниченной ответственностью "Арбуз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Администрация считает, что Постановление N 1952 издано в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ и постановлением правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П "Об упорядочении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории Саратовской области" (далее - постановление правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом постановлении администрация ввела дополнительные ограничения по розничной продаже и потреблению пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установив запрет такой продажи во всех местах общественного питания, расположенных на территории муниципального образования в диапазоне менее 100 м от мест потребления, ограничения по которым установлены Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ, что выходит за рамки полномочий, предоставленных органам местного самоуправления названным Федеральным законом.
При этом суд первой инстанции также указал, что постановление правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П, на основании которого администрацией принято оспариваемое постановление, также противоречит Федеральному закону от 07.03.2005 N 11-ФЗ, поскольку субъект Российской Федерации, Саратовская область, неверно применил положения указанного закона и вышел за рамки предоставленных ему полномочий, установив места общественного питания, а не порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории муниципального образования.
В обоснование своего вывода суд сослался также на позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.04.2008 N 1-Г08-11.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции считает ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статей 1-3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей
Правоотношения в сфере ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, регулируются Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ.
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 3 данного закона установлен запрет на потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения), в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ органам местного самоуправления с учетом положений названного закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, предоставлено право определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ установлены ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не только в конкретных организациях и учреждениях, но и в местах общественного питания. При этом последнее ограничение распространяется не на все места общественного питания, а только на те, которые будут определены органами местного самоуправления с учетом положений Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ и в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что органы местного самоуправления вправе определять места общественного питания, в которых не допускается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе в порядке, который установлен субъектом Российской Федерации.
Постановлением правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, утвержден Порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка к местам общественного питания отнесены столовые; кафе (в том числе летние кафе); закусочные; рестораны; бары и другие объекты, предназначенные для производства кулинарной продукции, ее реализации и (или) организации ее потребления.
Пунктами 3, 4, 6 Порядка исполнительным органам местного самоуправления рекомендовано самостоятельно определять места общественного питания, исходя из необходимости розничной продажи, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовленных на его основе, на территориях прилегающих к детским образовательным, медицинским организациям, организациям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружения. При этом исполнительным органам местного самоуправления предоставлено право учитывать местные особенности соответствующего муниципального образования, реально сложившуюся застройку населенного пункта, условия функционирования (режима работы) места общественного питания.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что границы прилегающих территорий в метровом диапазоне от любой точки периметра здания, в котором расположены указанные в пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ организации и сооружения, до входной двери места общественного питания, устанавливаются исполнительными органами местного самоуправления.
Из содержания указанных пунктов Порядка, следует, что субъектом Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ и в рамках предоставленных полномочий, установлен лишь конкретный порядок, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны определять места общественного питания определения мест, а не сами места общественного питания.
Оспариваемым постановлением администрации определены места общественного питания, границы земельных участков которых расположены на расстоянии менее 100 м от территорий детских, образовательных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Таким образом, администрация муниципального образования "Город Саратов" в постановлении определила места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в пределах своих полномочий, с учетом положений Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ и в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П.
Кроме того, согласно пункту 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания входит в перечень вопросов местного значения и является компетенцией органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ уполномочил органы местного самоуправления определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований в целях защиты нравственности и здоровья населения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает неверным вывод суда первой инстанции о противоречии Федеральному закону от 07.03.2005 N 11-ФЗ как постановления правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П, так и постановления администрации от 16.08.2010 N 1952.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование своего вывода на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2008 N 1-Г08-11 неосновательна.
Указанным определением отменено решение Архангельского областного суда от 16.01.2008 в части: признан недействующим пункт 2 Порядка определения мест общественного питания, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 22.06.2005 N 112. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 02.04.2008 N 1-Г08-11 указал, что пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено лишь установление для органов местного самоуправления порядка определения мест общественного питания. Однако субъектом Российской Федерации определен не порядок, а сами места общественного питания, что позволило Верховному Суду Российской Федерации сделать вывод о его незаконности.
Между тем в рамках настоящего дела предметом рассмотрения являются иные требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления N 1952 подлежит отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
При принятии настоящего постановления суд кассационной инстанции принимает во внимание аналогичную правовую позицию Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенную в постановлении от 21.01.2009 по делу N А44-2906/2008, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенную в постановлениях от 19.07.2010 по делу N А27-24504/2009, от 07.03.2007 по делу N Ф04-1042/2007(31910-А70-29), Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенную в постановлениях от 23.01.2008 по делу N А33-8966/07-Ф02-9850/07, от 06.03.2007 по делу N А33-18830/06-Ф02-901/07.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.02.2011 по делу N А57-14975/2010 отменить, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Арбуз" о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2010 N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" отказать.
Признать постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2010 N 1952 "Об определении на территории муниципального образования "Город Саратов" мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" соответствующим Федеральному закону от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", постановлению правительства Саратовской области от 03.06.2005 N 191-П "Об упорядочении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории Саратовской области".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка суда первой инстанции в обоснование своего вывода на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2008 N 1-Г08-11 неосновательна.
Указанным определением отменено решение Архангельского областного суда от 16.01.2008 в части: признан недействующим пункт 2 Порядка определения мест общественного питания, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 22.06.2005 N 112. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 02.04.2008 N 1-Г08-11 указал, что пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено лишь установление для органов местного самоуправления порядка определения мест общественного питания. Однако субъектом Российской Федерации определен не порядок, а сами места общественного питания, что позволило Верховному Суду Российской Федерации сделать вывод о его незаконности.
Между тем в рамках настоящего дела предметом рассмотрения являются иные требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления N 1952 подлежит отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
При принятии настоящего постановления суд кассационной инстанции принимает во внимание аналогичную правовую позицию Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенную в постановлении от 21.01.2009 по делу N А44-2906/2008, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенную в постановлениях от 19.07.2010 по делу N А27-24504/2009, от 07.03.2007 по делу N Ф04-1042/2007(31910-А70-29), Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенную в постановлениях от 23.01.2008 по делу N А33-8966/07-Ф02-9850/07, от 06.03.2007 по делу N А33-18830/06-Ф02-901/07."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф06-2334/11 по делу N А57-14975/2010
Текст постановления опубликован в приложении к Вестнику ВАС РФ за III квартал 2011 г.
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2334/11