г. Казань |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А55-19239/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-19239/2013
по заявлению мэрии городского округа Тольятти Самарской области, г. Тольятти, к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, с участием третьих лиц: федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара; федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара; Правительства Самарской области, г. Самара; общества с ограниченной ответственностью "Консул", г. Тольятти; закрытого акционерного общества "Аист", г. Тольятти; общества с ограниченной ответственностью "Трио", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти Самарской области (далее - мэрия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным и отмене решения Комиссии от 26.06.2013 N 13/6с-2 и понуждении уведомить федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области об отмене решения от 26.06.2013 N 13/6с-2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, мэрия обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.06.2011 между мэрией (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Консул" (далее - ООО "Консул"), закрытым акционерным обществом "Аист" (далее - ЗАО "Аист") (арендаторы) заключен договор аренды N 2423 земельного участка, по условиям которого ООО "Консул" и ЗАО "Аист" в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 3571 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0101172:16, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, 31 И.
Указанный земельный участок по акту приема-передачи от 09.06.2011 передан арендаторам.
Договор аренды земельного участка от 09.06.2011 N 2423 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 15.12.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Правительством Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и на основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области, выполненных федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", было принято постановление от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (25.02.2013).
Постановление от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" опубликовано в газете "Волжская коммуна" 04.02-15.02.2013.
Данным постановлением была утверждена в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101172:16 в размере 16 426 885,68 руб. по состоянию на 01.01.2011.
ООО "Консул" 11.06.2013 обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101172:16, поданным на основании установления рыночной стоимости данного земельного участка в размере 12 780 216 руб. по состоянию на 01.01.2011, указанной в отчете об определении рыночной стоимости от 30.04.2013 N 07-0/2013, составленном обществом с ограниченной ответственностью "Трио".
Комиссией было установлено, что отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101172:16, указанной в отчете, в размере 12 780 216 руб. от кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9, в размере 16 426 885,68 руб. по состоянию на 01.01.2011 составляет 24,35%.
Решением от 26.06.2013 N 13/6с-2 Комиссия определила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101172:16 в размере рыночной стоимости, равной 12 780 216 руб., установленной в отчете об определении рыночной стоимости от 30.04.2013 N 07-0/2013.
Мэрия, полагая, что данное решение принято с нарушением действующего законодательства и нарушает ее права и законные интересы как получателя арендной платы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив, что решение Комиссии принято в пределах ее полномочий и соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Порядку создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263, учитывая, что мэрией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 01.01.2011 является иной, чем та, которая была определена в отчете об определении рыночной стоимости от 30.04.2013 N 07-0/2013, пришли к обоснованному выводу о том, что требования мэрии необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Так согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, если несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушаются права лица.
Статьей 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
При этом статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.02.2012 N П/48 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Работа Комиссии регулируется Порядком создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263.
Согласно пункту 20 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости и в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Поскольку Комиссией было установлено, что согласно отчету об определении рыночной стоимости от 30.04.2013 N 07-0/2013 рыночная стоимость земельного участка определена в размере 12 780 216 руб. и отличается от кадастровой стоимости земельного участка на 24,35%, суды пришли к выводу, что решение Комиссии от 26.06.2013 N 13/6с-2 соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ООО "Консул" как арендатор земельного участка не имеет право оспаривать кадастровую стоимость земельного участка в Комиссии, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
ООО "Консул", обращаясь в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101172:16, по существу ссылался на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав, как плательщика арендной платы, размер которой рассчитывается, в том числе исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Довод мэрии о том, что постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 22.01.2013, тогда как рыночная стоимость в отчете от 30.04.2013 N 07-0/2013 была определена по состоянию на 01.01.2011, несостоятельны.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана ООО "Консул" на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как установлено судами кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 01.01.2011. На эту же дату была определена и рыночная стоимость данного земельного участка в отчете от 30.04.2013 N 07-0/2013.
Таким образом, учитывая, что мэрией не представлено доказательств, подтверждающих, что рыночная стоимость спорного земельного участка, определенная в отчете от 30.04.2013 N 07-0/2013, является иной, суды пришли к правильному вводу о том, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А55-19239/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
...
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2014 г. N Ф06-12668/13 по делу N А55-19239/2013